Четыре основных этапа

Проблема возникновения философии. Предмет философии.

Взаимосвязь философии и частных наук в истории развития.

ФИЛОСОФИЯ - это любовь к мудрости.

Это слово ввел ПИФАГОР. (Др. грец)

Она всегда нацелена на практическую часть жизни.

ПРАКТИКА - действие

Позитивизм – (не верен) Сводит задачу науки к описанию, внешним оценкам исследуемых явлений. Прагматизм, применение Знаний исключительно для практических целей.

НАУЧНЫЕ методы восходят от ФИЛОСОВСКИХ.

ФУНКЦИИ:

1. Мировоззрение – это стержень, который отражает личность человека. Формирование целостной картины мира и представления о месте человека в нем.

2. Методологическая – это выработка основных способов познания мира.

3. Аксиологическая – формирование ценностных ориентаций и идеалов.

4. Гуманистическая – помогает человеку обрести позитивный и глубинный смысл жизни, умение ориентироваться в сложных ситуациях.

5. Прогностическая – предсказание общего хода развития человечества.

 

ВОЗНИКНОВЕНИЕ

Философия — один из самых древнейших способов постижения мира и определения человеком своего места в нем.

Она возникла в ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ 7- 8 век до н. э.

Возникла на базе МИФОЛОГИИ.

Философия возникла как способ рационально-понятийного осмысления мира и человека в нем, впоследствии став органичным единством научного знания и жизненной мудрости.

Предпосылки возникновения философии:

1. отделение умственного труда от физического;

2. формирование демократии и слоя свободных граждан.

Человек в этот период становится настоящей личностью — одухотворенной, разумной, у него появляются осмысленные представления о мироздании.

Философия зародилась в очагах цивилизации:

 

— Древней Индии;

 

— Древнем Китае;

 

— Древней Греции;

 

— Древнем Риме.

Философия появилась в результате сращения мифологических и пранаучных порядков:

 

— от мифологии философии досталась предметная сфера, тематическая область, проблематика;

 

— с наукой философию единит демонстрация, способ фиксации, удостоверения результатов, аппарат обоснования.

 

 

ОБЪЕКТ – весь окружающий мир.

ПРЕДМЕТ – НАУКА О НАИБОЛЕЕ ОБЩИХ ЗАКОНАХ БЫТИЯ.

ОСНОВНОЙ ВОПРОС – вопрос об отношение мышления и бытия.

Проблема метода в философии. Диалектические и метафизические методы.

 

Философия должна выполнять общие методологические функции.

МЕТОД - это путь к достижению чего – либо.

Методология – это раздел философии, философское учение о методе

ДИАЛЕКТИКА  – наука о развитии и взаимосвязях в мире.

Термин «диалектика» образовался в древней Греции, дословно обозначая «искусство спорить, вести рассуждение» или принцип аргументирования правил, форм и способов рефлексивного теоретического мышления, исследующего противоречия, обнаруживаемые в мыслимом содержании этого мышления.

Диалектический метод представляет собой систему принципов, категорий и законов, ориентирующих человека на изучение и предметов.

1. В постоянном, качественном изменении (то есть в развитии);

Например:

- развитие предметов: качественное изменение растения, человека (Иванов)

- развитие понятий: качественное изменение понятий «экономика», «общество».

2. Во взаимосвязи и взаимообусловленности

Например:

- взаимосвязь предметов - мать и дитя, солнце и планеты;

- взаимосвязь понятий - «экономика» и «политика», «учеба» и «знания».

Метафизика — это такой способ мышления, который пытается установить раз и навсегда сущность, свойства и возможности всего, что он рассматривает.

1) абстрагируясь от условий их существования и

2) абстрагируясь от их изменения и развития.

Односторонность, абсолютизация, преувеличение той или иной стороны объекта являются характерными особенностями метафизического метода.

Разновидностями метафизического метода являются софистика и эклектика.

Софистика – это сознательное использование в споре и доказательствах софизмов. Софизмом называют умышленно ошибочное рассуждение, выдаваемое за истинное. Как правило, софизмы основываются на двусмысленности слов, на подмене понятий, на том, что событие вырывается из общей связи событий, на преднамеренно неправильном подборе исходных положений.

Эклектика – это методологический прием, основанный на выхватывании отдельных, часто несовместимых и исключающих друг друга мыслей, фактов, взглядов, воззрений и их механическом смешении.

Эклектика может быть результатом либо плохого знания исследуемого явления, либо сознательного искажения действительности, когда различные точки зрения смешиваются для того, чтобы доказать, что между ними нет никакой разницы, а затем протащить точку зрения, сообразную поставленной цели.

Софистика и эклектика применяются и в настоящее время.

Они широко используются в рекламе, пропаганде, средствах массовой коммуникации и особенно в политике.


3. Ранний этап античной философии. Милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен).


СОКРАТ

ТОЛЬКО В СПОРЕ РОЖДАЕТСЯ ИСТИНА

Я ЗНАЮ, ЧТО НИЧЕГО НЕ ЗНАЮ, НО ДРУГИЕ НЕ ЗНАЮТ И ЭТОГО

 

В рамках античной философии выделены онтология и метафизика, гносеология и логика, антропология и психология, философия истории и эстетика, моральная и политическая философии.

Античная философия (сперва греческая, а затем римская) охватывают более чем тысячелетний период с VI в. до н. э. по VI в н. э. Зародилась античная философия в древнегреческих полисах (городах-государствах).

Формирование философского взгляда на мир подготавливалось древнегреческой литературой, культурой (произведениями Гомера), где ставились вопросы о месте и роли человека в обществе.

Философия формулирует своей основной целью СТРЕМЛЕНИЕ К ИСТИНЕ.

УЧЕНИЕ О «первоначалах и причинах».

Для античной философии значительными являются разумные доказательства, логическая аргументация, риторико-дедуктивная рациональность, логос.

 

четыре основных этапа

Первый этап – 6-5 вв. до н. э. «досократовский».

Философы, жившие до Сократа, так и называются – досократики. К ним принадлежат мудрецы из Милета.

Центральным предметом познания в древнегреческой натурфилософии выступает КОСМОС, а основной формой философского учения – космологические модели. Центральный вопрос онтологии – вопрос о сущности и УСТРОЙСТВЕ МИРА – высвечивается в ракурсе вопроса о его ПРОИСХОЖДЕНИИ

Второй этап – приблизительно середина 5 – конец 4 веков до н. э. – классический.

Становление классической философии знаменует собой радикальный поворот к логико-гносеологической, социально-политической, нравственно-этической и антропологической проблематике. Этот поворот связан с софистической традицией и с фигурой Сократа.

 

Третий этап – конец 4-2 вв. до н. э. обычно называют эллинистическим.

Философские школы: перипатетики, академическая философия (Платоновская академия, стоическая и эпикурейская школы, скептицизм).

Все школы объединяет одна особенность: переход от комментирования учения Платона и Аристотеля до формирования проблем этики.

В римской философии выделяются ТРИ НАПРАВЛЕНИЯ: СТОЦИЗМ (Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий), СКЕПТИЗМ (Секст Эмпирик), ЭПИКУРИЗМ (Тит Лукреций Кар).

В 3-5 вв. н. э. в римской философии возникает и развивается НЕОПЛАТОНИЗМ, известным представителем которого является философ ПЛОТИН. Неоплатонизм значительно повлиял не только на раннюю христианскую философию, но и на всю средневековую религиозную философию.

 

Философия Гераклита.

 

Гераклит известный мудрец древней Греции (544–483 годов до нашей эры).

Мыслитель происходил из аристократичной царской династии города Эфеса.

Его философия основана на ВЕЧНОМ СУЩЕСТВОВАНИИ мира в виде «ЖИВОГО ОГНЯ», циклично воспламеняющегося и угасающего.

Мудрец брал за главную мысль, представление о понятии сути развития мира, путем ИНТУИЦИИ.

«ВСЕ ДВИЖЕТСЯ, И НИЧТО НЕ ПОКОИТСЯ. ВСЕ ТЕЧЕТ – ВСЕ ИЗМЕНЯЕТСЯ».

                                               Принципы и основные идеи философии

1. ОГОНЬ первопричина живого, фундамент мирового создания;

2. КОСМОС и окружающий мир – циклично уничтожаются всемогущим пожаром, дабы заново возродиться;

3. Круговорот событий в природе связан с НЕУСТОЧИВОСТЬЮ хода жизни и времени;

4. Правило антиномичности или ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ. Вода – дарует бытие водным существам, но случается так, что отбирает жизни у людей (цунами, наводнения и другие бедствия, связанные с водой). На данном тезисе основана теория относительности Эйнштейна.

Движение – сосуществование противоположностей и их борьба: «ВСЕ ПРОИСХОДИТ ЧЕРЕЗ БОРЬБУ И НЕОБХОДИМОСТЬ».

«ОСНОВА ЖИЗНИ»

Душа человека - теплый и сухой ПАР. Душа – изображение Божественного ОГНЯ.

Милетская школа

Философская школа, основанная Фалесом в Милете.

Милетская школа была преимущественно естественнонаучной.

С нее начинается история европейской научной космологии, физики, географии, метеорологии, астрономии, БИОЛОГИИ.

Представителями данной школы являлись Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.

сделал ряд математических открытий (теорема Фалеса и др.). Анаксимандр (610 - 540 гг. до н. э.), ученик Фалеса:

- первоначалом всего сущего считал "апейрон" - вечную, неизмеримую, бесконечную субстанцию, из которой все возникло, все состоит и в которую все превратится;

- вывел закон сохранения материи (фактически открыл атомарное строение вещества): все живое, все вещи состоят из микроскопических элементов; после гибели живых организмов, разрушения веществ элементы ("атомы") остаются и в результате новых комбинаций образуют новые вещи и живые организмы;

- первым выдвинул идею о происхождении человека в результате эволюции от других животных (предвосхитил учение Ч. Дарвина).

 

Фалес, оставивший большое научное и философское наследие:

- первоначалом всего сущего считал воду ("архэ");

- представлял Землю в виде плоского диска, который покоится на воде;

- считал, что неживая природа, все вещи имеют душу (то есть был гилозоистом — одушевлял все сущее);

- допускал наличие множества богов;

- считал центром вселенной Землю;

- точно определил продолжительность года — 365 дней;

Гераклит из Эфеса (2-я половина VI - 1-я половина V вв. до н. э.) - крупный древнегреческий философ-материалист, основатель философского направления (первоначально принадлежал к логической школе):

- первоначалом всего сущего считал огонь;

- вывел закон единства и борьбы противоположностей — ключевой закон диалектики (наиболее важное философское открытие Гераклита);

- считал, что весь мир находится в постоянном движении и изменении ("в одну и ту же реку нельзя войти дважды");

- был сторонником круговорота веществ в природе и цикличности истории;

- признавал относительность окружающего мира ("морская вода грязная для человека, но чистая для рыб", в разных ситуациях один и тот же поступок человека может быть и хорошим, и плохим);

- всеобъемлющим, всепроникающим божеством считал Логос — Мировой Разум;

- выступал за материальность человеческой и мировой души;

- был сторонником чувственного (материалистического) познания окружающей действительности;

- движущей силой всех процессов считал борьбу: "война (борьба) есть отец всему и мать всему".

Пифагорейцы - сторонники и последователи Пифагора (2-я половина VI — начало V вв. до н. э.), древнегреческого философа и математика:

- первопричиной всего сущего считали число (всю окружающую действительность, все происходящее можно свести к числу и измерить с помощью числа);

- выступали за познание мира через число (считали познание через число промежуточным между чувственным и идеалистическим сознанием);

- считали единицу мельчайшей частицей всего;

- пытались выделить "протокатегории", которые показывали диалектическое единство мира (четное — нечетное, светлое — темное, прямое — кривое, правое — левое, мужское — женское и др.).

Элеаты — представители элейской философской школы, существовавшей в VI — V вв. до н. э. в древнегреческом полисе Элея на территории современной Италии. Наиболее известными философами данной школы являлись Парменид, Зенон Элейский, Мелисс Самосский.

Элеаты:

- изучали проблемы познания;

- жестко разделяли чувственное познание (мнение, "докса") и высшее духовное идеалистическое;

- были сторонниками монизма — выводили всю множественность явлений из единого первоначала;

- считали все сущее материальным выражением идей (были предвестниками идеализма).

Атомисты — материалистическая философская школа, философы которой (Демокрит, Левкипп) "строительным материалом", "первокирпичиком" всего сущего считали микроскопические частицы — "атомы".

Демокрит считался основоположником материалистического направления в философии ("линия Демокрита" — противоположность "линии Платона" — идеалистическому направлению).

В учении Демокрита можно выделить следующие основные положения:

- весь материальный мир состоит из атомов;

- атом — мельчайшая частица, "первокирпичик" всего сущего;

- атом неделим (данное положение было опровергнуто наукой только в наши дни);

- атомы имеют различную величину (от мельчайших до крупных), различную форму (круглые, продолговатые, кривые, "с крючками" и т. д.);

- между атомами существует пространство, заполненное пустотой;

- атомы находятся в вечном движении;

- существует круговорот атомов: вещи, живые организмы существуют, распадаются, после чего из этих же атомов возникают новые живые организмы и предметы материального мира;

- атомы невозможно "увидеть" путем чувственного познания.

 

 

Философы милетской школы:

- выступали с материалистических позиций;

- занимались не только философией, но и другими науками — точными и естественными;

- пытались объяснить законы природы (за что получили свое второе название - школа "физиков");

- искали первоначало - субстанцию, из которой возник окружающий мир

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: