Цивилизационная концепция

Автором цивилизационной концепции, с небольшой оговоркой, выступает британский учёный А. Тойнби. "Исследование истории" его труд, включающий в себя двенадцать томов, где он предпринял попытку объяснить смысл исторического процесса, используя метод систематизации множества фактов, прибегая к общенаучной классификации и используя философско-культурологические понятия.

В чём оговорка? В том, что задолго до А. Тойнби раскрыть проблематику периодов общественно-исторического развития пытался русский социолог Н. Я. Данилевский. В своём курсе лекций он обозначил свою позицию по данной проблеме. Кроме того, в своей работе "Россия и Европа", он ещё в XIX в. говорил о теории "культурно-исторических типов" или иными словами цивилизаций, которые развиваются подобно живым организмам.

Н. Я. Данилевский выделяет одиннадцать цивилизаций:

· Египетский.

· Китайский.

· Ассиро-Вавилонско-финикийский.

· Халдейский.

· Древнесемитический.

· Индийский.

· Иранский.

· Еврейский.

· Греческий.

· Римский.

· Новосеметический или аравийский.

· Романо-германский или европейский.

Это деление на цивилизации, предложенное Н. Я. Данилевским, безусловно, является серьёзным вкладом в развитие социальной науки и философии, поэтому игнорировать его вклад в науку естественно несправедливо.

Цивилизация – совокупность духовно-материальных достижений общества.

Современные представления о понятии "цивилизация" так или иначе, опираются на суждения о том, что мир – это целостный объект или единое целое. Очень часто, но весьма ошибочно понятие "цивилизация" соотносят с понятием "культура". Однако культура имеет более широкое применение и находится с цивилизацией в отношениях "общее-единичное".

В философии существует своё понятие цивилизации. В общефилософском смысле её можно определить как меру определённой стадии общественного развития. В свою очередь, в социально-философском смысле всемирно-исторический процесс характеризуется через призму цивилизации и определяет конкретный тип развития общества.

Цивилизация – социальная форма движения материи.

Концепция А. Тойнби представляет собой анализ истории человечества посредством чередования ряда цивилизаций.

Цивилизация по А. Тойнби – стабильное единство людей, которые выбирают одни и тех же религиозные обычаи и географические пределы.

Всемирная история являет собой совокупность цивилизаций:

· Шумерская.

· Вавилонская.

· Минойская.

· Эллинская.

· Ортодоксально христианская.

· Индусская.

· Исламская.

А. Тойнби высказывает мнение о том, что в истории человечества существовало не менее двух десятков различных локальных цивилизаций.

Основой мировоззрений А. Тойнби были две гипотезы:

· Процесс развития человеческой истории не может распространяться на все сразу цивилизации, это происходит локально.

· Цивилизации между собой не взаимосвязаны, в отличие от компонентов, которые их составляют.

А. Тойнби говорит о том, что каждая цивилизация имеет свой путь развития, отличный от пути, который присущ иной цивилизации. В силу этого учёный решается провести анализ исторических факторов общественного развития. Первым делом он поднимает вопрос о "законе вызова и ответа". Здесь имеется в виду само возникновение цивилизации и процесс дальнейшего развития и прогресс, который определяется способностью социума и отдельных личностей, дать целесообразный ответ на вызов, который сформировался в определённых исторических условиях. При этом учитываются и природные, и человеческие факторы.

Вот здесь весьма правильно вспомнить о теории, в которой сказано, что общество развивается по примеру синусоиды. Поскольку если общество не смогло адекватно ответить на вызов исторических условий, социальный организм ждёт упадок. Чтобы этого не произошло, а реакция вписалась в историю правильно развивать условия для формирования "творческого меньшинства". Это и учёные, и политики и творческая элита, которые способны генерировать новые идеи и реализовывать их, привлекая к этому процессу глобальную общественность.

Развитие цивилизации всегда влечёт за собой упадок. Конечно, его можно отсрочить, отодвинуть и даже избежать, но для этого необходимо рационально распоряжаться своими полномочиями, в первую очередь, правящей элите.

Вначале своих исследований он говорит о двадцати одной локальной цивилизации, после обдумываний и глубокого анализа оставляет лишь тринадцать. Творческая элита, по его мнению, определяет характер ответов на исторические выводы. Более того, именно те, чьё мнение носит инновационный характер, влекут за собой инертное большинство. Особенности этих ответов определяют специфику каждой из цивилизаций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: