Биоорганицизм (Р. Вормс, П. Лилиенфельд, А. Шеффле, А. Эспинас)

НАЧАЛА СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНОГО АНАЛИЗА В СОЦИОЛОГИИ Г.СПЕНСЕРА.

Спенсер заложил основы структурно-функционального анализа. Г. Спенсер выдвинул три основных постулата структурно-функционального анализа:

- функциональное единство общества, то есть согласованность функционирования;

- универсальный функционализм, то есть полезность всех социальных явлений;

- функциональная необходимость. Общество с его точки зрения-это эволюционирующий живой организм. Один из главных постулатов социальной философии Спенсера-«Каждый человек волен делать все, что он желает, если не нарушает при этом равную свободу любого другого человека»

7.ПОЗИТИВИСТСКО-НАТУРАЛИСТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ "ОДНОГО ФАКТОРА".

В социологии существовало несколько направлений. Основные из них-биологические направления, географические направления и рассово-антропологическая школа.

1)биологические направления делились на биоорганицизм и социалдарвинизм. Социалдарвинизм: в основании социальной концепции этой школы положена теория биологической эволюции. Согласно ей, биологический отбор и борьба за существование-главные факторы социальной жизни.Биоорганицизм:: вульгарное истолкование смысла социально-организмической аналогии. Общество как живой организм: от метафорического к буквальному пониманию данной идеи.(Вормс, Лилиенфельд, Шеффле)

2)геогоафическая школа. в социологии, направление в немарксистской социологии, рассматривающее географическую среду (См. Географическая среда) или её отдельные компоненты (климат, почву, реки и т.п.) в качестве определяющего фактора развития общества

3)расово-антропологическая школа(гобино, чемберлен, Ляпуж)-течение в буржуазной социологии,19-20 век.

1) расы не равны между собой в отношении интеллектуально-творческих и других способностей

2)расовые смешения вредны, потому что социальное поведение целиком и полностью определяется биологической наследственностью. Расовому фактору отводилась ведущая роль во внутренней политике и эволюции человечества.

Биоорганицизм: общество аналогично живому организму.

Павел Феодорович Лилиенфельд-Тоаль — российский государственный деятель, социолог-органицист. Учился в Александровском лицее. Служил мировым посредником в Санкт-Петербургской губернии, председателем петергофской земской управы и мирового съезда, вице-губернатором, курляндским губернатором, сенатором. Сначала издавался под псевдонимом Лилеев. Основная мысль труда — признание человеческого общества за организм не в переносном смысле, а в значении естественно-реального явления. В человеческой жизни и развитии действуют те же законы, как и во всей органической природе; социальный организм, как всякий высший организм в природе, состоит из двух взаимодействующих факторов — нервной системы и межклеточного вещества; вообще, все явления социальной жизни вполне аналогичны явлениям физиологическим. Широко пользуясь сравнительно-биологическим методом, Лилиенфельд старается установить социально-эмбриологический закон, по которому при развитии отдельного человека замечаются те же периоды, как и при развитии всего человечества.

Альберт Эберхард Фридрих Шеффле— немецкий и австрийский экономист и социолог, представитель органической школы. Рассматривал общество как организм, который развивается по дарвиновскому принципу борьбы за существование; анализировал роль коллективной собственности в процессе распределения и производства. Ш. считал социализмом всякое вмешательство государства в экономическую жизнь.Предмет социологии для Шеффле – это духовные взаимоотношения между людьми. Духовное взаимодействие становится координатором социального тела, когда создаются знаковые средства для связи и поддержания целостности. Шеффле писал о 5 видах социальных тканей, гомологичных биологическим (например,духовная сфера = нервная ткань). Закон социального развития – естественный отбор, победа высших форм жизни над примитивными. Основное отличие об-ва от организма состоит в существовании коллективного сознания.

Эспинас, Альфред (1844-1922) - представитель органической школы в социологии Франции, предшественник праксиологии и этологии. Социальная концепция Эспинаса содержит идеи о том, что рождение социологии было подготовлено изучением связей между животными, а общество - это живое существо, подверженное естественным законам.

Вормс, Рене (1862-1926) - организатор социологической науки во Франции, активный пропагандист новой науки, заложенной О.Контом. Вормс - основатель "Международного социологического журнала", организатор Международного института социологии, создатель Парижского социологического общества, организатор первого обществоведческого конгресса (именно, социологического), учредитель Международной социологической библиотеки. Вормс читал лекции по истории социологии и по социологии. В 1893 г. он выпустил книгу "Организм и общество", в которой проводил аналогию между обществом и организмом, подчеркивая, однако, и различия между ними. Вормс подошел к пониманию надындивидуальной сущности социальной реальности, все части которой связаны общим сознанием (потом эту мысль проводил Э.Дюркгейм). Высшим проявлением этого сознания, утверждал Вормс, является национальное чувство, а главным в обществе - не конфликт, а солидарность, не борьба, а жизненное усилие.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: