Сущность и происхождение религии

В настоящий момент можно с определённой уверенностью утверждать то, что простейшие формы религиозных верований возникли около 40 тыс. лет назад и связаны с появлением человека разумного. Религия возникла вследствие объективной потребности людей объяснить то, что происходит вокруг них и объяснить свою собственную жизнь. Отсутствие научных знаний не позволяло выработать правильные представления об окружающем мире, о человеке и его месте в этом мире.

О существовании религиозных верований в истории свидетельствует практика захоронения первобытных людей. Установлено, что древний человек хоронил своих близких в специальных погребениях, причем над покойниками предварительно совершались обряды их подготовки к последующей жизни. Их тела покрывались слоем охры. Рядом с ними клали оружие, предметы домашнего обихода, украшения и тому подобное. Следовательно, первобытные люди уже имели представление о том, что наряду с реальным миром может существовать мир иной, где обитают умершие.

Религиозные верования нашли отражение и в произведениях пещерной живописи. Подавляющее большинство древних наскальных рисунков - это сцены охоты, изображения людей и животных, иногда - зооантропоморфных существ. Анализ этих рисунков позволил ученым сделать вывод о том, что первобытный человек верил в существование особого рода связей между людьми и животными, а также в возможность воздействия на поведение животных с помощью некоторых магических приемов.

С развитием общественного производства и его усложнением люди все более и более остро ощущали не только свою зависимость от природы, но и от объективно складывающихся, непонятных им жестоких общественных отношений. Обожествление грозных сил природы и жизненно важных общественных явлений имело своим следствием их персонификацию в лице конкретных богов - бога земли, войны, неба, воды и других. У созданных их воображением богов люди ищут покровительства и защиты, стремятся различными действиями расположить богов к себе. И это происходит прежде всего через религию как связующее звено между человеком и богом.

Религия (ре - восстановление, логос - связь; лат. - благочестие, набожность, святыня, предмет культа) - одна из форм общественного сознания, определенный тип мировоззрения и мироощущения, характеризующийся соответствующим поведением человека, которое основывается на вере в существование "священного" начала (в виде бога, предмета,. человека и т. д.); специфическое общественное образование, характеризуемое как совокупность общественных отношений, связанные с верой в бога, с действием потусторонних сил, определяющих все общественное развитие, судьбу человека.

Существуют различные концепции и взгляды на проблему происхождения и сущности религии. Каждая школа, научное течение, приверженцы той или иной теории отражают то многообразие мнений и мировоззрений, существующих в обществе в настоящее время.

Одной из таких концепций является теологическая(богословская), сторонники которой утверждают, что человек - это творение бога. За грехи человек был отлучен от бога, а религия восстановила связь между человеком и богом.

Философская концепция в отличии от теологической не является однородной. В ней существует несколько различных школ.

Материалистическая школа основывается на том, что невежество людей и страх породили богов и религию.

Религиозные представления - это результат усилий священников для установления власти над людьми, а появление религии обусловлено потребностями общественного развития, психологией человека и свойствами его психики.

Религия - это средство преодоления противоречий между материальным и духовным в человеке. Так, марксистская концепция утверждает, что религия - это форма общественного сознания, она вторична по отношению к бытию, ее истоки заключены в деятельности человека.

Идеалистическая школа исходит из приоритета сверхестественного разума в объяснении религии. Её взгляды, которой можно разделить на:

а) субъективные, где утверждается, что религия - порождение сознания человека и его чувств (церковь и бог необязательны), например, в протестантизме, бог - это человек, человек - это бог;

б) объективные, где религия - порождение сверхестественного источника (космос, высший разум и т. д.).

Дуалистическая школа признаёт одновременное равноправное существование двух субстанций: сверхестественной (Бога) и земной (мира, общества, человека). Она объясняет существование религии двумя группами причин: объективными (иррациональными) и субъективными (социальными).

Несмотря на многовековую приверженность значительной части человечества к религии, а также противостояние атеизма и религии всегда остро стоит вопрос о причинах существования религии. В настоящее время можно выделить социальные, гносеологические, исторические и психологические причины существования религии.

Социальные причины. В первобытном обществе религия существовала из - за бессилия людей перед необъяснимыми природными и общественными явлениями, низкого уровня развития научных знаний, производительных сил и общественных отношений. В современном обществе она существует из - за бессилия людей перед природными и общественными явлениями, ошибочной веры во всесилие науки и производственной деятельности, стихийности общественного развития, религиозной традиции, религиозной деятельности духовенства и как способ самореализации человека в современном мире.

Гносеологические причины мотивированы прежде всего ограниченностью знаний людей о природе и обществе, сложностью процесса познания, продукты которого оторвались от действительности и кажутся самостоятельными сущностями.

Исторические причины обусловлены более ранней религией и существованием идеалистических философских учений.

Психологические причины заключены в свойствах психики человека и прежде всего таких, как состояния переживания, чувства страха и неуверенности, горя, наличие сочувствия и понимания со стороны окружающих людей.

Очень точно подметил, говоря о существовании религии, Ф.Энгельс: "Всякая религия является не чем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни,- отражением, в котором земные силы принимают форму неземных".

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: