Философия В.С.Соловьева

В.С Соловьев (1853 - 1900) – крупнейший русский философ, заложивший основы русской религиозной философии.

Он пытался создать целостную мировоззренческую систему, которая связала бы воедино запросы религиозной и социальной жизни человека. Основой такого мировоззрения по Соловьеву, должно стать христианство.

Особенность подхода Соловьева в том, что он ратовал за объединение всех христианских конфессий (православия, католицизма и протестантизма). Другая его особенность в том, что он пытался включить в христианское мировоззрение новейшее достижение естествознания, истории и философии, создать синтез религии и науки.

Центральная идея его философии – идея всеединства. По его учению, сущее есть единое, всеобъемлющее. Низший и высший уровни бытия взаимосвязаны, т.к. низшее обнаруживает свое тяготение к высшему, а каждое высшее вбирает в себя низшее. Онтологической основой всеединства у Соловьева выступает божественная троица в ее связи со всеми божественными творениями и, главное, с человеком.

Основной принцип всеединства: «Все едино в боге». Всеединство – это единство творца и творения. Бог - «космический разум», «особая организующая сила, действующая в мире». Соловьев делает вывод, что истинным основанием общественной жизни может быть только Бог. Этот вывод, однако, автор не оставляет без дальнейших определений, он его существенно уточняет.

Идеал Вл. Соловьева - "свободная теократия", т.е. общество, в котором нравственная власть принадлежит церкви и ее первосвященнику, а сила - государству и царю. Свободной эта теократия (власть духовенства, церкви) называется потому, что строится она на добровольном подчинении государственной власти церкви, человека - Богу и шире: члена - единству, части - целому. Теократия обеспечивает не только личную святость, но и общественную справедливость. Государство и право представляют "минимум нравственности", церковь и проповедуемая ею любовь к Богу и ближнему своему - саму ее полноту. При теократическом правлении личность подчинена обществу лишь в той степени, в какой само общество подчинено нравственному добру.

Завершая разбор историософских построений В. Соловьева, можно сказать, что они представляют собой попытку создать цельное мировоззрение в виде органического синтеза науки, философии и религии. Благодаря Соловьеву этот синтез стал определяющим мотивом всей русской религиозной и философской мысли

Пространство и время

Пространство и время

Пространство и время – важнейшие атрибуты бытия. В мире нет материальных систем, не обладающих пространственно временными свойствами. Пространство характеризует протяженность, структурность, сосуществование и взаимодействие элементов во всех материальных системах. Время – форма бытия материи, выражающая длительность ее существования, последовательность смены состояний в изменении и развитии материальных систем.

В истории философии существуют различные концепции пространства и времени. Их можно разбить на два больших класса: субстанциальные и реляционные. Субстанциальная концепция рассматривает пространство и время как особые сущности, которые существуют сами по себе, независимо от материальных объектов. Они служат вместилищами, в которых находятся объекты и разворачиваются процессы. При этом пространство и время могут существовать независимо от объектов и процессов.

Реляционная концепция (Лейбниц) заключается в том, что пространство и время – это особые отношения между объектами и процессами и вне них не существуют.

Достижения современной науки свидетельствуют о предпочтении реляционного подхода к пониманию пространства и времени. Например, теория относительности, в которой раскрывается неразрывная связь пространства и времени как единой формы существования материи (пространство – время), единство пространственно-временной и причинно-следственной структуры мира, относительность пространственно-временных характеристик объектов.

Свойства пространства: протяженность, трехмерность, симметрия и асимметрия, внешняя форма и размер, местоположение, распределение вещества и поля, граница, отделяющая их от других систем.

Свойства времени: длительность, неразрывная связь с движением систем, а также с пространством.

К всеобщим свойствам пространства и времени относятся: объективность, зависимость от движущихся систем, прерывность и непрерывность, бесконечность (времени) и безграничность (пространства).

Понятие пространства возникло в древние времена и впервые уже осмысливается в мифорелигиозных системах. В них пространство анализируется с точки зрения его возможных направлений, и их соотнесения с организацией мира. Так рассматривая направленность «вверх-вниз» люди традиционно ассоциируют высшие слои пространства с божественными, благостными силами, под которыми находится сама земля, заселенная людьми, а противопоставляются ей подземные пространства, обозначаемые как царство мертвых, либо враждебных божественному сил. Аналогичным образом выстраивается противопоставление направлений восхода и заката солнца. Позднее в период расцвета античной натурфилософии пространство рассматривается как самостоятельная и независимая субстанция, служащая

вместилищем для всех материальных объектов. Данная субстанциональная трактовка доминирует в трудах Демокрита и других представителей материалистического направления. В тоже время Аристотель связывает пространство с самими объектами, указывая на то, что для каждого предмета существует в мире его место, куда он стремится (таким образом Аристотель обуславливал действие закона тяготения), что породило реляционную трактовку пространства, как существующего лишь во взаимоотношении предметов. К базовым свойствам пространства можно отнести: протяженность, однородность, изотропность, трехмерность. Фундаментальными характеристиками времени являются: длительность, однородность, одномерность, необратимость. Длительность выступает и свойством, и сущностью времени, так как события, происходящие в пространстве, сопряжены между собой в определенной последовательности, которая и обозначается как время. По аналогии с пространством время однородно, каждая его точка равноправна с любой другой. Согласно субстанциональному подходу пространство и время являются независимыми величинами, которые существуют сами по себе безотносительно тел и их взаимодействий. Данный подход получил наибольшее обоснование в механике и физике Ньютона, где время используется в качестве одной из базовых и независимых величин. Реляционный подход напротив предполагает относительность пространства и времени, их связывание с взаимоотношениями между телами и процессами которые происходят. Вне этих отношений пространство и время не существует. Данный подход развивался в философии Лейбница.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: