Диалектика как учение о всеобщих связях и развитии. Основные этапы развития диалектики

Слово «диалектика» происходит от греческого dialektika (вести беседу, спор). Отсюда под диалектикой первоначально понимали искусство вести беседу, дискуссию в форме вопросов и ответов. Только у Г. Гегеля диалектика впервые выступает как философский метод исследования, представляющий осознание формы внутреннего самодвижения содержания предмета.

В современной философии под диалектикой понимают учение о всеобщей связи и развитии в его всеобщих и необходимых формах. В таком понимании предмета диалектики различают диалектику стихийную (когда диалектические положения и идеи используются неосознанно, произвольно и бессистемно) и сознательную (в противоположность стихийной), материалистическую (основанную на принципе материального единства мира) и идеалистическую (основанную на принципе духовного единства мира, единства его как выражения предвечной идеи, сознания, разума, мышления или воли).

Различают также диалектику объективную (принадлежащую самому объекту) и субъективную (которая принадлежит субъекту, будучи связанной с его познавательной и практической деятельностью). Первая исследует закономерности развития природы и общества как естественно-исторический процесс, независящий от воли и желания людей, т.е. совершающийся объективно. Вторая исследует законо-мерности процесса познания, логику мышления, закономерности практически-преобразовательной деятельности людей – реальных субъектов этих процессов.

С точки зрения содержания диалектика представляет собой систему принципов, законов и категорий. Принципы являются отражением закономерностей развития природы, общества, мышления и практической деятельности людей. Законы диалектики выражают устойчивые, всеобщие (универсальные), существенные и необходимые связи реальной действительности. К ним относят: закон меры, закон противоречия и закон отрицания. Категориями называются основные понятия всякой науки. Каждая наука оперирует своими основными понятиями, т.е. категориями. Категории отражают всеоб-щие (универсальные) и существенные признаки (черты, качества и свойства), связи и отношения действительности. В философии такими категориями являются: бытие, материя, движение, сознание, пространство и время; качество, количество, мера; тождество, различие, противоположность, противоречие; отрицание; единичное, особенное и общее, содержание и форма, сущность, явления, закон, причина и след-ствие, необходимость и случайность, возможность, вероятность, действительность и др.

Важнейшими составляющими диалектики являются учение о связи и учение о развитии.

Философское учение о связи

Весь чувственно воспринимаемый мир представляет собой некоторую совокупную, единую и универсальную связь вещей явлений и процессов. Все вещи и явления воздействуют друг на друга и тем самым находятся во взаимной связи.

Связью называется такое отношение между вещами и явлениями, когда изменение качеств и свойств одних вызывает соответствующие изменения качеств и свойств других вещей и явлений. В этом случае говорят, что эти вещи или явления связаны, и указывают, в каком отношении. Таким образом, понятие «связь» выражает отношение зависимости вещей и явлений. Например, химические свойства атомов связаны с ядром, изменение заряда ядра ведет к изменению химических свойств атомов; живой организм связан с внешней средой своего обитания, изменение которой вызывает определенные приспособительные реакции и т.д.

Связи могут быть различными. Например, устойчивы-ми и неустойчивыми, повторяющимися и неповторимыми, внутренними и внешними, непосредственными и опосредо-ванными, генетическими и актуальными, объективными и субъективными, материальными и идеальными и т.д. Классификацию связей можно дать по основным формам движения материи: физические, химические, биологические и социальные.

Характер связи зависит от особенностей взаимодействующих предметов и определяется их природой.

Если понятие «связь» выражает зависимость и несамостоятельность бытия вещей, явлений, процессов, то понятие «раздельность» выражает, напротив, относительную самостоятельность и независимость их существования. Связь и зависимость абсолютны, всякая обособленность, раздельность — относительны.

Понятие отношения выражает как момент связи (зависимости), так и момент раздельности (относительной обособленности, самостоятельности) бытия

вещей, явлений, процессов. Отношения могут быть также самого различного свойства и вида. В их классификации правомерен такой же подход, как и в приведенной выше классификации связей. В диалектике наиболее важными типами отношений являются отношения тождества, различия, противоположности и противоречия.

Философское учение о развитии

Диалектика определяется также и как учение о развитии в его всеобщих и необходимых формах. Что такое развитие? Какой философский смысл заключает в себе понятие «развитие»?

Прежде всего, необходимо выяснить отношения понятия «развитие» к понятию «движение». Понятие «движение» по объему более широкое, чем понятие «развитие». Движение определяют как «всякое изменение». Развитие тоже изменение, но определенной формы, совершающееся по определенным законам (законам развития). В этом смысле всякое изменение есть движение, но не всякое изменение есть развитие. Это не значит, что тем самым отрицается или ставится под сомнение всеобщность развития. Развитие так же всеобще, как и движение. Поэтому справедливо утверждение: все развивается. Несомненно, такой же всеобщностью обладает, на-пример, такая форма движения, как изменение пространственно-временных отношений. Развитие – это всеобщая и наиболее сложная (из всех известных нам сегодня) форма движения. Его можно определить как процесс необратимых, по-ступательных изменений, протекающий по определенным, всеобщим законам (т.е. в соответствии с законом меры, законом противоречия, законом отрицания). Поэтому оно характеризуется:

· направленностью: восхождением от простого к сложному, от низшего к высшему, от старого к новому;

· взаимным превращением количества и качества, непрерывностью и скачками;

· противоречивостью: имманентным возникновением противоположностей, их единством и борьбой;

· отрицанием, т.е. упразднением старой формы и сохранением положительного содержания.

Особо может быть поставлен вопрос о том, имеет ли развитие цель. Обычно представление о цели развития бывает связано с религиозным мировоззрением того или иного философа. Например, известный русский философ Вл. Соловьев высказывал и обосновывал правомерность такого подхода в понимании развития

Основные этапы развития диалектики.

В истории философии и частных наук можно выделить семь основных этапов формирования учения о развитии.

Первый этап– стихийная диалектика в древней философии. В это время шла речь еще не о развитии как возникновении качественно новых явлений, а об изменении, взаимопревращении предметов и явлений. В древнегреческой философии Гераклит первым вводит представление о всеобщей изменчивости, текучести вещей («все течет, все изменяется»). В его учении появляется также более глубокая мысль о противоречии как универсальном свойстве мира, о борьбе противоположностей как источнике и движущей силе всех изменений. Гераклит по существу открыл (хотя, конечно, в наивной форме) один из основных законов диалектики – закон противоречия. Философ видел противоречия в мире природы и в обществе. Второй вариант античной диалектики акцентирует внимание на противоречиях в сфере мышления, логике ведения беседы,

спора и доказательства. Диалектика мышления, то есть субъективного мира, лучше всего разработана в беседах Сократа и в диалогах Платона.

Второй этап– представления о развитии в средневековой философии. Христианская религиозная философия в целом не принимала диалектику, считала, что в мире не существует взаимопереходов и промежуточных состояний. Этот стиль мышления выразился в одном из поучений Иисуса Христа: Да будет слово ваше: да – да, нет – нет, а что сверх того, то от лукавого. В то же время в философии неоплатоников содержались отдельные идеи мистической диалектики (эманация, то есть нисхождение душ от бога к миру и восхождение их обратно, от мира к богу). Своеобразное развитие общества от Адама до Страшного суда признает Августин Блаженный в трактате «О Граде Божьем». Настоящее возрождение диалектики начинается в эпоху Ренессанса (ХIV – XVI века). Это прежде всего учение Николая Кузанского о совпадении абсолютного минимума и абсолютного максимума.

Третий этап– представления об изменении и развитии в философии нового времени. В это время возникает экспериментальное естествознание, которое начинает огромную работу по сбору научных фактов. Описываются биологические виды, химические вещества, геологические породы, исследуются законы механики и гидравлики и т.п. На первом, описательном этапе формирования естественных наук процессы развития были еще незаметны, так как для их изучения необходимо располагать очень большим объемом фактических данных о той или иной области реального мира (физических, химических, биологических, социальных процессах). Стиль мышления ХVII – XVIII веков был в основном метафизическим, то есть антидиалектическим. Коперник, Кеплер и Галилей считали, что солнечная система неизменна, всегда остается одной и той же. Ньютон полагал, что во Вселенной вечно происходит механическое движение физических тел, и никаких качественно новых состояний в мире не возникает. Линней думал, что биологические виды неизменны, вечно остаются одинаковыми. Адам Смит тоже не видел в обществе классического капитализма никаких механизмов развития: экономика вечно будет функционировать так же, как и сейчас. Идея неизменности мира отрицает учение о развитии, диалектику. Это своеобразная «болезнь роста» европейской науки нового времени.

Четвертый этап– проникновение диалектики в науку в XVIII – XIX веках. Проникновение в естествознание идеи развития начинается с небулярной гипотезы Канта – Лапласа, согласно которой солнечная система не всегда была такой, какова она сейчас, а возникла из газовой туманности. В геологии идею развития обосновал Чарльз Лайель (1797-1875). В физике Джемс Прескотт Джоуль (1818-1889) и Юлиус Роберт Майер (1814-1878) открывают закон сохранения и превращения энергии, показывающий, что одни физические формы движения (теплота, магнетизм, электричество) могут преобразовываться в другие в процессах изменения и развития. Тем самым обнаруживается, что различные формы движения не изолированы, а переходят друг в друга. Теодор Шванн (1810-1882) и Маттиас Якоб Шлейден (1804-1881) разрабатывают теорию клеточного строения живых организмов, которая подтверждает, что все живое имеет общее происхождение. В биологии поэтапно формируется теория эволюции живого. Карл Линней (1707-1778) еще считал биологические виды абсолютно статичными, неизменными. Жорж Кювье (1769-1832) в своей теории катастроф уже утверждает, что старые виды все же исчезают, а новые возникают, но происходит это каким-то непонятным образом во время гигантских планетарных катастроф. Жан Батист Ламарк (1744-1829) создает первую целостную теорию биологической эволюции, в которой пытается раскрыть механизмы изменения видов. Наконец, Чарльз Дарвин (1809-1882) разрабатывает классическую теорию эволюции, которая принимается подавляющим большинством ученых до сих пор. Идея прогрессивного развития проникает в общественные науки. Первым ее формулирует французский математик и историк Мари-Жан Кондорсе (1743-1794) в трактате “Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума”. В начале XIX века Огюстен Тьерри (1795-1856) и ряд других

историков открывают общественные классы и классовую борьбу. Она признается основной движущей силой общественного развития.

Пятый этапформирования учения о развитии – немецкая классическая философия, в первую очередь философия Шеллинга и Гегеля. Гегель сумел впервые в истории науки представить весь мир как целостную развивающуюся систему (подробнее см.: гл. 5). Однако идеалистический характер учения Гегеля – развивается не материальный мир, а абсолютная идея – делает его диалектику ограниченной и не до конца последовательной.

Шестой этап– это концепция диалектического и исторического материализма К. Маркса и Ф. Энгельса. Они впервые дали развернутую материалистическую интерпретацию философского учения о развитии. В марксизме диалектика опирается на конкретно-научные представления о процессах развития в природе и обществе (подробнее см.: гл. 6, § 3).

Седьмой этап– концепция развития в философии ХХ века. В это время идея развития существует не только в философии, как во времена Гегеля, и не только в отдельных естественно-научных теориях. Теперь диалектические представления пронизывают все основные науки, научное знание в целом. Теория расширяющейся Вселенной описывает историю развития Метагалактики. Пути развития в локальных областях, отдельных частях мира исследуют неравновесная термодинамика, синергетика, теория диссипативных структур И.Р. Пригожина. Ряд химиков-теоретиков считают, что современный этап развития этой науки – эволюционная химия. Механизмы развития химической формы материи были глубоко проанализированы, например, в классической работе профессора МГУ А.П. Руденко «Теория саморазвития открытых каталитических систем» (1969). Процессы перехода к биологической форме материи изучались в концепциях возникновения жизни на Земле. Современная форма дарвинизма – синтетическая теория эволюции – вскрывает процессы развития живого, привлекая для этого генетику, молекулярную биологию и другие отрасли естественных наук, возникшие в ХХ веке. Становятся все более полными знания о происхождении человека и о развитии современного общества.

Философская теория развития – диалектика – опирается на этот обширный комплекс конкретно-научного знания. Задача философии – раскрыть основные, всеобщие черты и закономерности процесса развития. Любая частная наука может изучать специфические проявления законов развития в своей предметной области. Проследить его всеобщие, «сквозные» закономерности, использовать их для понимания действительности и разработки стратегии практической деятельности общества может только наука о всеобщем, философия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: