А). Русская религиозно-идеалистическая философская мысль. В конце 19 века это, безусловно:
Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900г.г.).Соловьев реализовал в собственных работах концепцию Всеединства. Концепция Всеединства означает поиск синтеза рационального в философии и мистического (иррационального), богословского и философского, Западного и Восточного, православного и католического. Основные понятия, которые он использовал, это Всеединство, Добро София, Богочеловечество. Добро – это второе по важности понятие в философии В.С.Соловьева. Добро понимается онтологически, как высшая сущность Бытия (похоже на априорность морали И.Канта и абсолютную идею Гегеля с ее способностью трансформироваться в различные формы Бытия), находящая воплощение в человеке, в истории, в человечестве. Добро: 1.самозаконно, первично, то есть ничем не обусловлено; 2.Оладает абсолютно полнотой; 3.Весильно. Добро проявляет себя в человеке через добрые чувства: долг, сострадание, стыд, жалость и др. Соловьев переполнен мыслями о России. Судьба Росси связана с Византизмом (Православием). Суть русской жизни в высокой духовности, а не в цивилизационных путах Запада. Россия самостоятельна. Ее предназначение стоять между Западом и Востоком, она судья в этом историческом споре. Но и влияние на Россию Востока пагубно (Орда). Второй мыслитель этого направления:
|
|
Николай Александрович Бердяев (1874-1948г.г.). Развитие философских взглядов Н.А.Бердяева проходит через несколько стадий (этапов): 1.В ранней молодости это увлечение марсизмом. 2.В начале 20 века – этические проблемы. 3. Религиозно-мистические предпочтения.. 4. Персонализм. В его философии сильны мотивы личностных апологии личностных качеств, таких, как стремление к свободе и творчеству. Для него личность и общество – абсолют, а не частица общества, переполненная комплексом социально-функциональных обязанностей. Его нельзя назвать сторонником демократических начал в устройстве общественной жизни. Элитарность, аристократизм –ь вот то, что может оказаться спасительным для общества. Основные работы: «Философия неравенства (письма к недругам по социальной философии)», «Философия свободного Духа», «Философия творчества», «душа России», 2Истоки и смысл русского коммунизма» и др.
Булгаков Сергей Николаевич (1871-1944 г.г.). Здесь «Философия хозяйства».
Б).Русский космизм. Философское учение второй половины 19 века. В основе идея активно эволюции. Эта концепция рассматривает человека не в качестве песчинки, а в качестве субъекта, наделенного свыше необходимыми для решения этой задачи качествами и, волей и тотальной ответственности не только за собственную судьбу и судьбу близких ему людей, но и за все, что происходит вокруг. Основатель концепции Николай Федоров (1829-1903, автор философской работы «Философия общего дела». Если Соловьев весь обращен к проблеме зла и его преодолению. Преодоление зла и утверждение добра возможно лишь общими усилиями. Преодолением зла решается проблема бессмертия.
|
|
Русский космизм развивался в трех основных формах: 1.В форме религиозного философствования, к коей принадлежал Н.Федоров, В.С.Соловьев. 2.Литературно-художественной – Сухово-Кобылин, Ф.М.Достоевский и др. 3. Естественно-научный: Циолковский (1857-1935), В.И.Вернадский (1863-1945).
С).Марксистская философия в России и СССР. Г.В. Плеханов (1856-1918), В.И.Ленин (1970-1924). Историческое место.
Характерные черты русской философии на рубеже 19-20в.в.
1. Связь с античной философией, особенно с ее эллинистическим периодом, когда появляются греческие стоики и аскеты. Эллинистическая философия – один из источников христианства. Там все современные аспекты проблемы человека.
2.Человек как целый мир, несводимый к объективному или субъективному.
3.Обращение к нравственной сути бытия человека. Здесь Добро как онтологическая сущность. Это находит свое выражение в литературе, поэзии.
4.Западники и славянофилы. Здесь Чаадаев (1794-1856).
5.Гносеологический реализм: интеллектуальная интуиция, нравственный опыт, религиозный опыт и др.
6.Идея органического целого, идея МЫ (соборность).
7.Понятие соборности (Хомяков). Своеобразный синтез индивидуализма и универсализма.
8. Несистематизированность, отсутствие интереса к рациональным объяснениям.
9.Религиозность.
ЛЕКЦИЯ
МАРКСИСТСКАЯ ФИЛОСОФИЯ В РОССИИ И СССР
ПЛАН:
1.Общая характеристика основ марксистской философии.
2.Русский марксизм на рубеже веков.
3.Марксизм в СССР.
1.Общая характеристика основ марксистской философии.
Содержательная связь марксизма с предшествующими философскими учениями. Марксизм – это не исторический выверт, не эпатаж, а естественный результат развития европейской философии. Это единство развитой Гегелем диалектики и материализма, представленного, прежде всего, Фейербахом. Это единство проявило себя в создании диалектического и исторического материализма.
Марксизм – целостное философское учение, содержащее в себе все основные разделы философского знания: онтологию, гносеологию, социальную философию
Это философия действия. Философ – не наблюдатель, не созерцатель, внешним образом описывающий картины общественной жизни. Он участник общественных процессов, а философия в его руках инструмент познания и преобразования мира.
В марксистской философии особую роль играет понятие практики. Впервые понятие практики рассматривается гносеологически.
Это открытый, откровенный материализм, принимающий форму диалектического материализма.
Исходным мотивом обращения к философии как инструмента преобразования было защита человека, рабочего класса, человечества. Исходным был гуманизм не в качестве абстрактного понятия, а в качестве исходного принципа.
Раскрыта объективная логика исторического процесса. Логика смены общественно-экономических формаций.
В социальной философии используется понятие отчуждения.
Партийность и научность, революционность и гуманизм.
Недостаток – отсутствие философской антропологии.