Религии возникали не из праздного любопытства современников, а вседствие необходимости решения важнейших задач, которые ставила перед обществом история народов. В оценке религий важен не просто сам факт их существования, а их вклад в процесс и результаты общественного развития. Религия – форма социальной активности и деятельности людей по решению подобного рода задач. Религии существуют как функционально нагруженные системы, а функции религии представляют собой особые направления деятельности, как служителей культа, так и верующих по реализации тех целей, тех исторически важных замыслов, которые нерефлексивно, интуитивно ставит перед ними общество. Функции религии:
1 Мировоззренческая. Философский, мифологический, научный и религиозный типы мивоззрения. Религиозная картина мира.
2.Смыслополагающая. Проблема смысла жизни. Через смысл жизни человек связан с миром. Смысл жизни утверждается в сознании людей через символы. Через символы осознается и предметность окружающей человека жизни. Через символы он получает возможность обрести четкую и надежную для него «векторность» его собственной жизни.
|
|
Если бы апостол Павел был убежден, что он всего лишь бродячий ткач, он никогда не стал бы одним из духовных лидеров христианства, а вера в то, что он посланник божий, наделенный особой миссией сделала его великой исторической личностью. Если бы А.М.Горький (человек с заурядной фамилией Пешков) смирился с ролью уличного босяка, не было бы гениального писателя России. Вера в возможность преображения России сделала В.И.Ленина ее политическим гением. Так и любой человек, поверив в собственные силы, может подняться над самим собой. Понятие смысл жизни всегда сопряжено с верой. Второй важный аспект смысла жизни, это служение. Раньше актеры театра всегда говорили, что они служат, а эта мысль и это чувство поднимали их в собственных глазах, и в глазах общества. Третий – воля.
3.Стабилизирующая. Стабилизация общественной жизни осуществляется интегративными возможностями религии. Религия обладает коммуникативными возможностями. Она формирует особые религиозные общности. Единицей религиозного общения выступают верующие, объединенные в первичную религиозную группу.
4.Легитимизирующяя. Легитимация – обоснование и узаконивание порядка . Поддержание порядка в религиозном обществе обеспечивается воздействием религиозными нормами не только на религиозные отношения, но и на все иные.
5.Регулирующая. Религия – ценностно-ориентирующая и нормативная система. Она воздействует на поведение через мотивы поступков людей, используя свои возможности влияния на эти мотивы. Возникающие в сознании человека мотивы выводят его к далеко идущим целям. В результате воздействия на сознание человека доступными религии ценностно-ориентирующими средствами формируется ценностная установка.
|
|
Функциональные возможности религии реализуются в условиях ее внутренней противоречивости. Основные тенденции религии: авторитарная и гуманистическая.
Возникновение и основные этапы развития религии. Мировые религии.
1.Социальные, психологические, духовные и иные корни религии.
2.Родоплеменные формы религии: тотемизм, табу, анимизм, фетищизм.
3.Национальные религии: индуизм, иудаизм, конфуцианство.
4.Мировые религии: Буддизм, Ислам, Христианство.
ЛЕКЦИЯ
ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ
НА РУБЕЖЕ Х1Х-ХХв.в.
План:
1.Основные этапы развития Русской философии и ее историческое место.
2.Основные направления Русской философии и ее создатели.
3.Характерные черты русской философии на рубеже 19-20в.в.
Основные этапы развития Русской философии и ее историческое место.
Существует две основных точки зрения на происхождение и последующее развитие русской философии. Первая отсчитывает начало от древних летописей, прежде всего, «Слово о законе и благодати Илариона». Именно здесь впервые формируются начала социально-философского подхода к анализу сущности, смыслов и развитию общественной жизни. Здесь вскрывается дилемма закон и благодать (право и мораль): закон спасает жизнь, а благодать душу. В дальнейшем все русское философствование сосредоточено на человеке, его судьбе, душе, богозаданности.
Вторая точка зрения связывает начало русского философствования с развитием в России основ рационального мышления, всегда опирающегося на возможности знания и образования. В этой версии началом следует считать открытие Московского университета в 1755г. За этим последовало приглашение западных специалистов, обращение к западной философской мысли, для которой логическая обоснованность каких-либо суждений является обязательной. На этой точке зрения настаивали не только люди науки и философы материалистического направления, но и мыслители, связанные с религиозным философствованием, такие, как Лосский и Зеньковский.