Решение мыслительных задач
Всякая мыслительная деятельность целенаправленна. Мыслить человек начинает тогда, когда у него появляется потребность что-то понять.
Разрешение задачи является естественным завершением мыслительного процесса. Практическая деятельность, практика создают условия для возникновения и постановки новых вопросов.
Решение мыслительной задачи начинается с анализа данных, т.е. выясняется, какие данные имеются и могут привести к решению задачи. Эти данные сопоставляют друг с другом и с вопросом, соотносят с прежними знаниями и опытом человека. При решении задач ответ на вопрос той или иной задачи возникает обычно в виде предположения. Первоначально возникает лишь гипотеза, правильность которой должна быть доказана, проверена. Проверка гипотезы (предположения) во многих случаях производится опытным путем.
В случае ошибочности выдвинутых положений ищут новую гипотезу, которую затем вновь проверяют. Успех ее в большой мере зависит от того, насколько выявлены источники и характер прежних неудач. Успех предположения в большой мере зависит от знаний, которыми располагает человек, выдвинувший это предположение.
Важную роль в решении задач играют чувственная опора, восприятие предметов и их изображений или мысленное представление их. Необходимой опорой решения многих задач являются практическое действие, соответствующее задаче и поискам ее решения.
Таким образом, процессы мышления, вызванные общественными или личными потребностями, начинаютсяс постановки вопроса. Уже постановка вопроса намечает определенные пути его решения.
Виды мышления
Мышление - сложнейшая и многосторонняя психическая деятельность, поэтому выделение его видов осуществляется по разным основаниям.
Во-первых, в зависимости от того, в какой степени мыслительный процесс опирается на восприятие, представление или понятие, различают три основных вида мышления: предметно-действенное (или наглядно-действенное), наглядно-образное и абстрактное.
Это не только этапы развития мышления, но и разные его формы, присущие взрослому человеку и играющие важную роль в мыслительной деятельности. Во-вторых, по характеру протекания процесса мышления можно говорить об умозаключительном мышлении; которое проходит ступеньку за ступенькой, и интуитивное мышление, где окончательный результат достигается без знания или продумывания промежуточных этапов.
В-третьих, если за основу брать характер результатов мышления, то мы можем иметь репродуктивное мышление (когда мы четко прослеживаем ход мысли другого человека, и творческое мышление (если создаем новые идеи, предметы, оригинальные решения и доказательство).
В-четвертых, мышление разделяется по действенности контроля на критическое и некритическое.
В-пятых, в зависимости от направленности на практику или на теорию можно говорить о теоретическом и практическом мышлении. Различают ум теоретический и ум практический. Работа теоретического мышления направлена в основном на нахождение общих закономерностей и принципов развития, организации и прочих явлений, и фактов действительности. Работа практического мышления в основном направлена на разрешение частных, конкретных задач любого масштаба.
Новообразования возраста. Возрастные кризисы.
Периодизация – деление онтогенеза (индивидуальное развитие организма) на отдельные периоды. Социальная ситуация развития, по Выготскому, приводит к формированию возрастных новообразований.
Л.С. Выготский подчеркивал, что можно выделить два вида возрастных психологических новообразований – новообразования критического периода (это когда организм наиболее чувствителен к повреждающим раздражителям внешней среды) и новообразования литического периода (это период медленных изменений организма), причем в последнем он особо отмечал роль центрального возрастного психологического новообразования. При этом Л.С. Выготский считал, что если новообразования литического периода развиваются и продолжают играть важную роль в развитии ребенка, даже когда сменяются другими новообразованиями, то новообразования критических периодов уходят со сцены психического развития.
Кризис новорожденности. Связан с резким изменением условий жизни. Ребенок из комфортных привычных условий жизни попадает в тяжелые (новое питание, дыхание). Адаптация ребенка к новым условиям жизни.
Кризис первого года. Связан с увеличением возможностей ребенка и появлением новых потребностей. Всплеск самостоятельности, главное приобретение переходного периода – своеобразная детская речь.
Кризис трех лет. Граница между ранним и дошкольным возрастом – один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка, появление феномена «Я сам». Главный мотив действия – сделать наоборот. Меняется мотивация поведения ребенка. В 3 года он впервые становится способен поступать вопреки своему непосредственному желанию.
Кризис 7 лет. Может начаться в 7 лет, а может сместиться к 6 или 8 годам. Открытие значения новой социальной позиции – позиции школьника. Неудачи или успехи (в учебе, в широком общении), каждый раз примерно одинаково переживаемых ребенком, приводит к чувству неполноценности, унижения, оскорбленного самолюбия или чувства собственной значимости. Переживания приобретают новый смысл, между ними устанавливаются связи, становится возможной борьба переживаний. Это приводит к возникновению внутренней жизни ребенка.
Пубертатный кризис (от 11 до 15 лет) связан с перестройкой организма ребенка – половым созреванием. Появляются вторичные половые признаки. Подростковый возраст иногда называют затянувшимся кризисом. В подростковом возрасте эмоциональный фон становится неровным, нестабильным. Эмоциональная нестабильность усиливает сексуальное возбуждение, сопровождающее процесс полового созревания. Благодаря бурному росту и перестройке организма в подростковом возрасте резко повышается интерес к своей внешности. Формируется новый образ физического «Я». Появляется чувство взрослости – ощущение себя взрослым человеком, центральное новообразование младшего подросткового возраста. Возникает страстное желание если не быть, то хотя бы казаться и считаться взрослым.
Кризис 17 лет (от 15 до 17 лет). Возникает точно на рубеже привычной школьной и новой взрослой жизни. Может сместиться на 15 лет. В это время ребенок оказывается на пороге реальной взрослой жизни. Большинство 17-летних школьников ориентируются на продолжение образования, немногие – на поиски работы. Для тех, кто тяжело переживает кризис 17 лет, характерны различные страхи. Ответственность перед собой и своими родными за выбор, реальные достижения в это время – уже большой груз. К этому прибавляется страх перед новой жизнью, перед возможностью ошибки, перед неудачей при поступлении в вуз, у юношей – перед армией. Новая жизненная ситуация требует адаптации к ней. Помогают адаптироваться в основном два фактора: поддержка семьи и уверенность в себе, чувство компетентности.
Кризис 30 лет. Приблизительно в возрасте 30 лет, иногда несколько позже, большинство людей переживают кризисное состояние. Кризис 30 лет возникает вследствие не реализации жизненного замысла. Если переоценка ценностей, то жизненный замысел вообще оказался неверным. Если же жизненный путь выбран верно, то привязанность к определенной деятельности, определенному укладу жизни, не ограничивает, а, наоборот, развивает его личность.
Кризис ухода на пенсию. Прежде всего, негативно сказывается нарушение привычного режима и уклада жизни. С уходом на пенсию, нередко совпадающим с ускорением биологического старения, часто связано ухудшение материального положения, иногда более уединенный образ жизни. Кроме того, кризис может осложниться смертью супруга (супруги), утратой некоторых близких друзей.
Возрастные кризисы сопровождают человека на протяжении всей жизни. Возрастные кризисы закономерны и необходимы для развития.






