Уфимский городской дворец детского творчества им. Комарова
Реферат
на тему:
«Русские народные танцы»
Выполнила: Габбасова Самира 2 гр
Руководитель: Щука О. И.
Секреты русских народных танцев
Русский народный танец как ничто другое способен отразить широту души и красоту образов простых людей, которые жили и работали на нашей земле. Уходя корнями в древность, хореография славян создавалась из ритуалов и обрядов, трудовых будней и праздников, отображала элементы природы и бытовые дела. Такой подход помогал видеть прекрасное в обыденном и подмечать тонкости простых житейских вещей, превращая их в движения танца.
Русская народная пляска
Особенностью вида является импровизация и нарастающая сложность движений, коленец, с каждым тактом. Посмотреть на зрелище, а то и поучаствовать, созывали весь окрестный люд. Хоть в центре внимания мог оказаться не коллектив, а один-два человека, народ долго не расходился, а под конец нередко подключался к исполнению.
|
|
Существует сразу несколько видов плясок, разнящихся по виду аккомпанемента, песни, количеству участников, жанру и посылу. Хореографические фигуры могли быть парными, массовыми и одиночными. А вот поводов для затеи и вовсе было не счесть — от ритуального праздника. веселой ярмарки до свободной минутки после работы. Выделяют самые популярные виды:
• бычок — топочущие движения исполняются в быстром или среднем ритме;
• голубец — изображает ссору двух влюбленных, которое в кокетливой и задорной форме в итоге мирятся;
• барыня — имеет шутливую форму и ироничный мотив;
• камаринская — в этом мужском танце чаще повторяются шаговые движения, прискок и присядки;
• казачок — в быстром темпе и весело исполняются энергичные движения, схожие с гопаком, но без боевого подспорья;
• трепака — один из разновидностей козачка;
• топотуша — в приоритете характерные движения стопами;
• матаня — коллектив движется вокруг аккомпаниатора хороводом под быструю мелодию.
Танец представлял собой сольное, парное, массовое действо, которое нередко переходило в перепляс. Этот вид отличался тем, что в его основе заложена конкуренция. Один или несколько участников старались «перетанцевать» друг друга всеми возможными способами. Играли по таким правилам:
• В наиболее распространенной вариации исполнители по очереди демонстрировали элементы, которые соперник должен был в точности повторить. Когда у того не хватало сноровки, он отправлялся к проигравшим;
|
|
• Также случались переплясы, целью которых было не повторить, а показать новое движение, а выигрывал тот, у кого их было больше в запасе;
• Танцевали и «на убой» — пока соперник не упадет от усталости. При этом дойти до финального этапа соревнований нужно было достойно и с улыбкой.
Русский хоровод
Зародился вид искусства во времена язычества, когда фундаментальная составляющая уклада простого славянина зиждилась на ритуальном почтении природных сил и явлений. Во время обрядовых праздников и началась практика водит хороводы. Круг, в глазах людей того времени, символизировал Коло Сварога — жизненный цикл в руках бога солнца и всего существующего.
Кроме того, древний предок считал священным единение семьи и крепость родства, поэтому в танце в обязательном порядке каждый участник держится друг за друга. По сей день в хореографии используют различные виды связи:
• держаться за руки;
• кладут ладонь на плечо;
• скрепляют мизинцы;
• берутся за платок, венок, пояс соседа или соседки.
Обновляя мировоззрение, народ отошел от языческих верований, однако танец сохранил. Фигуры по прежнему отражают природные стихии, движения животных, а в переходах прослеживаются элементы игры. Самые первые хороводы старались максимально изобразить слова, которые поются в песне, под которую они исполняется.
Русская кадриль
При Петре Первом в России произошло немало перемен, связанных с интеграцией европейских новшеств. Французский танец проник за стены дворцов по той же причине, а вот стал народным уже иначе. Император не заставлял крестьян разучивать изысканные «па», скорее простой люд, увидев и запомнив его, понес искусство в массы.
Слуги и придворные исполняли кадриль со своими родными, знакомыми, на скромных посиделках и шумных гуляниях. Конечно же, изучить хореографию сполна не было возможности, поэтому фигуры додумывались, придумывались с нуля. Кадриль преобразилась до неузнаваемости, стал более размашистым, простым, но все же сохранил кокетство и изящество.
Хоровод
Большой простор русской земли сказывается не только экономическим разнообразием, но и культурным. Народный русский танец за сотни лет существования набирался многогранности под влиянием различных факторов:
• Местность. На юге страны хореография была энергична, прерывиста, а вот на себе размеренна. По сей день фигуры с одним названием могут кардинально отличаться друг от друга;
• Время года. На формирование искусства, как сказано было выше, в значительной степени повлияли верования древних славян, а их праздники отличались сезонностью — на Масленицу встречали весну, летом собирали урожай с Обжинками, Осенинины помогали подготовиться к холодному периоду, а зимой все ждали Коляду;
• История. За время становления государства происходили события, в корне изменившие быт простого населения: завоевание земель различными племенами, расширение территорий, принятие Киевской Русью христианства, свержение империи и другие. Сторонние культуры, новые правители привносили свои обычаи.
Орнаментальные хороводы
Есть русские танцы, названия которых говорят сами за себя. В данном случае все именно так — удивительные фигуры и символы, которые раскрываются танцорами во время исполнения этого вида хоровода похожи на рушник или рубаху с разноцветным узором.
Калейдоскоп орнаментов не рассказывает о содержании песни, которую исполняют участники, а лишь отдаленно показывает элементы природы, род трудовой деятельности или эмоциональное состояние.
Это достаточно сложный вид хореографии, при котором мало знать движения, необходимо отточить каждый переход, чтобы общая картина была плавной и гармоничной. Существуют разные виды орнаментальных хороводов:
|
|
• юмористический, развлекательный;
• лирический, повествующий о любви, отношениях;
• драматический, о тяжелых жизненных испытаниях;
• эпический — раскрывает исторические моменты;
• бытовой, где показаны виды крестьянской работы.