Орнаментальные хороводы

Уфимский городской дворец детского творчества им. Комарова

Реферат

 на тему:

«Русские народные танцы»

                                                                            Выполнила: Габбасова Самира 2 гр

 

                                                           Руководитель: Щука О. И.

 

Секреты русских народных танцев

    Русский народный танец как ничто другое способен отразить широту души и красоту образов простых людей, которые жили и работали на нашей земле. Уходя корнями в древность, хореография славян создавалась из ритуалов и обрядов, трудовых будней и праздников, отображала элементы природы и бытовые дела. Такой подход помогал видеть прекрасное в обыденном и подмечать тонкости простых житейских вещей, превращая их в движения танца.


 




Русская народная пляска

    Особенностью вида является импровизация и нарастающая сложность движений, коленец, с каждым тактом. Посмотреть на зрелище, а то и поучаствовать, созывали весь окрестный люд. Хоть в центре внимания мог оказаться не коллектив, а один-два человека, народ долго не расходился, а под конец нередко подключался к исполнению.

    Существует сразу несколько видов плясок, разнящихся по виду аккомпанемента, песни, количеству участников, жанру и посылу. Хореографические фигуры могли быть парными, массовыми и одиночными. А вот поводов для затеи и вовсе было не счесть — от ритуального праздника. веселой ярмарки до свободной минутки после работы. Выделяют самые популярные виды:

• бычок — топочущие движения исполняются в быстром или среднем ритме;

• голубец — изображает ссору двух влюбленных, которое в кокетливой и задорной форме в итоге мирятся;

• барыня — имеет шутливую форму и ироничный мотив;

• камаринская — в этом мужском танце чаще повторяются шаговые движения, прискок и присядки;

• казачок — в быстром темпе и весело исполняются энергичные движения, схожие с гопаком, но без боевого подспорья;

• трепака — один из разновидностей козачка;

• топотуша — в приоритете характерные движения стопами;

• матаня — коллектив движется вокруг аккомпаниатора хороводом под быструю мелодию.

    Танец представлял собой сольное, парное, массовое действо, которое нередко переходило в перепляс. Этот вид отличался тем, что в его основе заложена конкуренция. Один или несколько участников старались «перетанцевать» друг друга всеми возможными способами. Играли по таким правилам:

• В наиболее распространенной вариации исполнители по очереди демонстрировали элементы, которые соперник должен был в точности повторить. Когда у того не хватало сноровки, он отправлялся к проигравшим;

• Также случались переплясы, целью которых было не повторить, а показать новое движение, а выигрывал тот, у кого их было больше в запасе;

• Танцевали и «на убой» — пока соперник не упадет от усталости. При этом дойти до финального этапа соревнований нужно было достойно и с улыбкой.

Русский хоровод

    Зародился вид искусства во времена язычества, когда фундаментальная составляющая уклада простого славянина зиждилась на ритуальном почтении природных сил и явлений. Во время обрядовых праздников и началась практика водит хороводы. Круг, в глазах людей того времени, символизировал Коло Сварога — жизненный цикл в руках бога солнца и всего существующего.

    Кроме того, древний предок считал священным единение семьи и крепость родства, поэтому в танце в обязательном порядке каждый участник держится друг за друга. По сей день в хореографии используют различные виды связи:

• держаться за руки;

• кладут ладонь на плечо;

• скрепляют мизинцы;

• берутся за платок, венок, пояс соседа или соседки.

    Обновляя мировоззрение, народ отошел от языческих верований, однако танец сохранил. Фигуры по прежнему отражают природные стихии, движения животных, а в переходах прослеживаются элементы игры. Самые первые хороводы старались максимально изобразить слова, которые поются в песне, под которую они исполняется.

Русская кадриль

    При Петре Первом в России произошло немало перемен, связанных с интеграцией европейских новшеств. Французский танец проник за стены дворцов по той же причине, а вот стал народным уже иначе. Император не заставлял крестьян разучивать изысканные «па», скорее простой люд, увидев и запомнив его, понес искусство в массы.

    Слуги и придворные исполняли кадриль со своими родными, знакомыми, на скромных посиделках и шумных гуляниях. Конечно же, изучить хореографию сполна не было возможности, поэтому фигуры додумывались, придумывались с нуля. Кадриль преобразилась до неузнаваемости, стал более размашистым, простым, но все же сохранил кокетство и изящество.

 

 

Хоровод

    Большой простор русской земли сказывается не только экономическим разнообразием, но и культурным. Народный русский танец за сотни лет существования набирался многогранности под влиянием различных факторов:

• Местность. На юге страны хореография была энергична, прерывиста, а вот на себе размеренна. По сей день фигуры с одним названием могут кардинально отличаться друг от друга;

• Время года. На формирование искусства, как сказано было выше, в значительной степени повлияли верования древних славян, а их праздники отличались сезонностью — на Масленицу встречали весну, летом собирали урожай с Обжинками, Осенинины помогали подготовиться к холодному периоду, а зимой все ждали Коляду;

• История. За время становления государства происходили события, в корне изменившие быт простого населения: завоевание земель различными племенами, расширение территорий, принятие Киевской Русью христианства, свержение империи и другие. Сторонние культуры, новые правители привносили свои обычаи.

Орнаментальные хороводы

    Есть русские танцы, названия которых говорят сами за себя. В данном случае все именно так — удивительные фигуры и символы, которые раскрываются танцорами во время исполнения этого вида хоровода похожи на рушник или рубаху с разноцветным узором.

    Калейдоскоп орнаментов не рассказывает о содержании песни, которую исполняют участники, а лишь отдаленно показывает элементы природы, род трудовой деятельности или эмоциональное состояние.

    Это достаточно сложный вид хореографии, при котором мало знать движения, необходимо отточить каждый переход, чтобы общая картина была плавной и гармоничной. Существуют разные виды орнаментальных хороводов:

• юмористический, развлекательный;

• лирический, повествующий о любви, отношениях;

• драматический, о тяжелых жизненных испытаниях;

• эпический — раскрывает исторические моменты;

• бытовой, где показаны виды крестьянской работы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: