Моро М.И. УМК «Школа России»

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

 

Методические подходы к изучению темы «Сложение и вычитание в пределах 20»

Вариант 2 - а

 

 

 

                                       Работу выполнила:

                                                                Гайсина Анна Андреевна                                               

                                                                Студентка группы ЗНОу-118

                                                                 Работу проверила:

                                                                 Болотова Т.В.

 

Владимир 2020 г

После того как дети усвоили устное сложение и вычитание чисел в пределах 10 на уровне навыка, переходят к изучению приемов сложения и вычитания в пределах 20.

Если сложение и вычитание в пределах 10 – это сложение и вычитание однозначных чисел без перехода через разряд, то сложение и вычитание в пределах 20 – это сложение и вычитание однозначных чисел с переходом через разряд.

    Рассмотрим методику сложения и вычитания в пределах 20 на примерах разных программ.

Моро М.И. УМК «Школа России»

Разрядными случаями сложения и вычитания второго десятка считаются следующие случаи вида:

10+3     3+10    13-3    13-10

При нахождении значений данных выражений ссылаются на разрядный состав чисел второго десятка.

М1 Мч.2, стр 52.

 


Используем абак с двумя разрядами и представляем 13 в виде суммы разрядных слагаемых 10+3.

М1 Мч.2, стр 53.

Так же ученикам предлагаются примеры, состоящие из нескольких действий. Действия выполняются последовательно слева направо.


7+3=10

10+5=15

 

М1 Мч.2, стр 64. Прием прибавления по частям. При изучении используется абак.

                                                                             

 

 

Алгоритм вычисления: (9+4)

1) Второе слагаемое раскладываем на составные части таким образом, чтобы одна из частей в сумме с первым слагаемым составила число 10. (4 это 3+1)

2) Первое слагаемое складываем с частью второго слагаемого, образуя промежуточное число 10. (9+1=10)

3) к промежуточному числу 10 прибавляем оставшуюся часть первого слагаемого. (10+3=13)

 

Для раскладывания второго слагаемого на сумму разрядных слагаемых используют стрелочки или рожки:

 

4

3   1

После изучения данного приема переходят к формированию вычислительного навыка. Работаем над правильностью и осознанностью действий, для этого используем упражнения с подробным объяснением. М1 Мч2, стр 64-65

 


             

 

 

Для овладения приёмом ребенок должен:

1) запомнить последовательность действий

2) уметь быстро подбирать подходящий случай разложения любого однозначного числа на составные части

3) уметь дополнять любое однозначное число до 10

4) уметь выполнять разрядное сложение в пределах второго десятка.

 

Ставится задача довести умение ребенка выполнять вычисления во втором десятке до автоматизма. Это значит, что нужно выучить результаты всех случаев сложения и вычитания этой темы наизусть. С этой целью в учебнике на каждом уроке дается по три случая для заучивания. Всего таких случаев 20. Во всех случаях второе слагаемое меньше, чем первое.

М1 М ч2, стр 66 +2, +3

 

 


С таким же объяснением даются остальные случаи сложения для запоминания.

Стр 67 +4

Стр 68 +5

Стр 69 +6

Стр 70 +7

Стр 71 +8, +9

 

М1 Мч2, стр 72

Ученикам предлагается рассмотреть всю таблицу сложения в пределах 20.

 

 

После нескольких уроков закрепления учеников знакомят с приемами вычитания с переходом через десяток.

Прием 1:

М1 Мч2 стр 80. При объяснении используется абак.

 


Алгоритм вычитания: (12-5)

1) вычитаемое раскладывается на составные части таким образом, чтобы одна из частей при вычитании из уменьшаемого составила 10.  (5 это 2 + 3)

2) из уменьшаемого вычитается часть вычитаемого, образуя промежуточное число 10.  (12-2=10)

3)  Из промежуточного числа 10 вычитается оставшаяся часть вычитаемого для получения окончательного ответа. (10-3=7)

 

Прием 2:

М1 Мч2 стр 80. При объяснении используется абак.

 

 


Алгоритм вычисления: (12-5)

1) Уменьшаемое раскладывается на разрядные составляющие (12 это 5+7)

2) От десятка уменьшаемого отнимается вычитаемое, которое всегда меньше10,образуя промежуточное число. (12 -5 = 7)

После того, как изучены приемы вычитания, учащиеся приступают к постепенному заучиванию всех случаев вычитания.

М1 Мч2, стр 82 случай 11 –

 

Стр 83 12 –

Стр 84 13-

Стр 85 14-

Стр 86 15-

Стр 87 16-

Стр 88 17 -, 18-

К концу 1 класса дети должны знать все случаи сложения и вычитания в пределах 20 наизусть.

 








Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: