Психологические основы цветомузыки

 

Ко второй половине XX века стало понятно, что цветомузыка будет восприниматься как один из видов как искусства только в том случае, если при данном совместном воздействии звука и света будет возникать или иллюзия принадлежности этих раздражителей к одному процессу, или в более общем случае – иллюзия существования причинно-следственной связи между этими по существу раздельными раздражителями. В противном случае мы будем слышать и видеть два абсолютно независимых события, которые никакого целостного образа не создают и лишь взаимно мешают восприятию каждого из них. Другими словами, изображение всегда должно быть интонационно согласованным в своем взаимодействии со звуком: в каждый момент времени при восприятии звучаний и изменяющихся световых форм должно соблюдаться условие достижения так называемого эффекта светозвука [12].

Наиболее простым случаем возникновения светозвука является случай, когда интенсивность света находится в прямой зависимости от интенсивности звука (рис. 5.6).

Однако при создании и исполнении светомузыкальных композиций выяснилось, что эффект светозвука может наблюдаться и в том случае, когда возрастание интенсивности одного раздражителя сопровождается уменьшением интенсивности другого (рис. 5.7).

 

I св
t
I зв
t
I зв
t
I св
t
Рис. 5.6. Возникновение эффекта «светозвука» при прямом синхронном изменении интенсивности звукового раздражителя I зв и интенсивности светового раздражителя I св

 

 


  

 

 

I св
t
I зв
t
I зв
t
Рис. 5.7. Возникновение эффекта «светозвука» при обратном синхронном изменении интенсивности звукового раздражителя I зв и интенсивности светового раздражителя I св
I св
t

 

 


Таким образом, условие возникновения эффекта «светозвука» можно записать в виде формулы

 

                                  (5.1)

 

где Fi (t) – любой из параметров слухового воздействия (громкость, высота звука, мелодический интервал и пр.);

Фj (t) – любой из параметров зрительного воздействия (яркость, цвет, размер светового пятна и пр.);

kij – функция времени, которая может изменяться в соответствии с творческим замыслом композитора от физиологического максимума до нуля, что должно приводить к исчезновению эффекта светозвука.

Можно предположить, что существуют более или менее предпочтительные сопряжения параметров Фj (t) и Fi (t). Если выполнить анализ различного рода светомузыкальных композиций путем проведения достаточно большого количества субъективных экспертиз с численной оценкой степени соответствия светового раздражителя звуковому, то можно рассчитать численные значения некоторого параметра сопряжения hji. Значения этого параметра при различных значениях Фj (t) и Fi (t) можно свести в таблицу, подобную табл. 5.1. Максимальные значения параметра сопряжения hji при этом будут соответствовать наиболее общезначимым соответствиям «цветного слуха», которым с определенной долей условности можно будет придать статус объективных.

 

Таблица 5.1

Значения параметра сопряжения hji

 

Параметры

зрительного

воздействия

Параметры слухового воздействия

F 1(t) F 2(t) F 3(t) Fi (t)
Ф 1(t) h 11 h 12 h 13 h 1 i
Ф 2(t) h 21 h 22 h 23 h 2 i
Ф 3(t) h 31 h 32 h 33 h 3 i
Фj (t) hj 1 hj2 hj3 hji

 

Некоторые достаточно очевидные соответствия «цветного слуха» можно выделить исходя из принципов психологии человеческого восприятия и на основе существующей практики исполнения светомузыкальных композиций (табл. 5.2).

Таблица 5.2


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: