Ко второй половине XX века стало понятно, что цветомузыка будет восприниматься как один из видов как искусства только в том случае, если при данном совместном воздействии звука и света будет возникать или иллюзия принадлежности этих раздражителей к одному процессу, или в более общем случае – иллюзия существования причинно-следственной связи между этими по существу раздельными раздражителями. В противном случае мы будем слышать и видеть два абсолютно независимых события, которые никакого целостного образа не создают и лишь взаимно мешают восприятию каждого из них. Другими словами, изображение всегда должно быть интонационно согласованным в своем взаимодействии со звуком: в каждый момент времени при восприятии звучаний и изменяющихся световых форм должно соблюдаться условие достижения так называемого эффекта светозвука [12].
Наиболее простым случаем возникновения светозвука является случай, когда интенсивность света находится в прямой зависимости от интенсивности звука (рис. 5.6).
|
|
Однако при создании и исполнении светомузыкальных композиций выяснилось, что эффект светозвука может наблюдаться и в том случае, когда возрастание интенсивности одного раздражителя сопровождается уменьшением интенсивности другого (рис. 5.7).
I св |
t |
I зв |
t |
I зв |
t |
I св |
t |
Рис. 5.6. Возникновение эффекта «светозвука» при прямом синхронном изменении интенсивности звукового раздражителя I зв и интенсивности светового раздражителя I св |
I св |
t |
I зв |
t |
I зв |
t |
Рис. 5.7. Возникновение эффекта «светозвука» при обратном синхронном изменении интенсивности звукового раздражителя I зв и интенсивности светового раздражителя I св |
I св |
t |
Таким образом, условие возникновения эффекта «светозвука» можно записать в виде формулы
(5.1)
где Fi (t) – любой из параметров слухового воздействия (громкость, высота звука, мелодический интервал и пр.);
Фj (t) – любой из параметров зрительного воздействия (яркость, цвет, размер светового пятна и пр.);
kij – функция времени, которая может изменяться в соответствии с творческим замыслом композитора от физиологического максимума до нуля, что должно приводить к исчезновению эффекта светозвука.
Можно предположить, что существуют более или менее предпочтительные сопряжения параметров Фj (t) и Fi (t). Если выполнить анализ различного рода светомузыкальных композиций путем проведения достаточно большого количества субъективных экспертиз с численной оценкой степени соответствия светового раздражителя звуковому, то можно рассчитать численные значения некоторого параметра сопряжения hji. Значения этого параметра при различных значениях Фj (t) и Fi (t) можно свести в таблицу, подобную табл. 5.1. Максимальные значения параметра сопряжения hji при этом будут соответствовать наиболее общезначимым соответствиям «цветного слуха», которым с определенной долей условности можно будет придать статус объективных.
|
|
Таблица 5.1
Значения параметра сопряжения hji
Параметры зрительного воздействия | Параметры слухового воздействия | ||||
F 1(t) | F 2(t) | F 3(t) | … | Fi (t) | |
Ф 1(t) | h 11 | h 12 | h 13 | … | h 1 i |
Ф 2(t) | h 21 | h 22 | h 23 | … | h 2 i |
Ф 3(t) | h 31 | h 32 | h 33 | … | h 3 i |
… | … | … | … | … | … |
Фj (t) | hj 1 | hj2 | hj3 | … | hji |
Некоторые достаточно очевидные соответствия «цветного слуха» можно выделить исходя из принципов психологии человеческого восприятия и на основе существующей практики исполнения светомузыкальных композиций (табл. 5.2).
Таблица 5.2