Педагогический глоссарий

Смусев Виктор ЭИБ-31

 

1. Авторская школа – это экспериментальное образовательное учреждение, деятельность которого строится на основе ведущих психолого-педагогических и организационно-управленческих концепций, разработанных отдельным автором или авторским коллективом. В России данный термин «авторская школа» употребляется с конца 1980-х гг. Их появление и развитие связано с децентрализацией управления образованием в России, преодолением единообразия образовательных учреждений и провозглашением принципа их автономности в качестве принципа государственной политики в области образования.

 

2. Базисный учебный план – это основной государственный нормативный документ, являющийся составной частью государственного стандарта этого уровня образования. Он служит основой для разработки типовых и рабочих учебных планов и исходным документом для финансирования школы.

 

3. Дидактика – (от греч. «didaktikos» – поучающий, «didasko» – изучающий) раздел педагогики и теории образования, изучающий проблемы обучения. Раскрывает закономерности усвоения знаний, умений, навыков и формирования убеждений, определяет объём и структуру содержания образования.

 

4. Дидактическая теория – это система научных знаний о процессах и явлениях обучения, представленных в форме дидактических идей, закономерностей, принципов и понятий, позволяющих описать, объяснить и прогнозировать функционирование, развитие и саморазвитие дидактических процессов и явлений.

 

5. Единый государственный экзамен (ЕГЭ) – это форма государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (ГИА). Служит одновременно выпускным экзаменом из школы и вступительным экзаменом в вузы.

 

6. Закономерности – относительно устойчивые и регулярные взаимосвязи между явлениями и объектами реальности, обнаруживающиеся в процессах изменения и развития. Различают закономерности эмпирические и теоретические.

 

7. Зачетная единица (кредит) – универсальная единица измерения объема образовательной программы. Отражает сколько времени должен потратить среднестатистический студент, чтобы освоить предложенный материал, выполнить предлагаемые задания, ответить на заданные вопросы, прочитать дополнительную литературу и интернет-ресурсы и пр.

 

8. Качество образования – это востребованность полученных знаний в конкретных условиях их применения для достижения конкретной цели и повышения качества жизни. Качество определяется фундаментальностью знаний, глубиной и востребованностью их на бирже труда после окончания обучения.

 

9. Контроль качества знаний, умений и навыков – это соотношение достигнутых результатов с запланированными целями обучения.

 

10. Концепция – комплекс взглядов на что-либо, связанных между собой и образующих взаимосвязанную систему.

 

11. Мастерство – свойство личности, приобретенное с опытом, характеризующееся высоким уровнем владения техникой и технологией какого-либо вида деятельности.

 

12. Методы обучения – это способы совместной деятельности преподавателя и студентов, направленные на решение задач обучения. Приём обучения (обучающий приём) – кратковременное взаимодействие между преподавателем и учениками, направленное на передачу и усвоение конкретного знания, умения, навыка.

 

13. Модульная система – это современная педагогическая технология, которая базируется на блочном (модульном) построении материала, который усваивается последовательно и оценивается путем накопления рейтинговых баллов за занятия и самостоятельную работу.

 

14. Образование – процесс и результат (с акцентом на результативность) усвоения человеком опыта поколений в виде системы знаний, умений, навыков, отношений, полученных в результате обучения и самообразования (это процесс и результат обучения и воспитания).

 

15. Образовательный процесс – это взаимодействие учащихся и педагогов, направленное на достижение образовательных задач, обучение и воспитание школьников.

 

16. Обучение – это целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей и нравственных этических взглядов.

 

17. Парадигма – это совокупность теоретических и методических предпосылок, определяющих конкретные действия педагога в различных видах образовательной деятельности, предпосылок, которыми он руководствуется в качестве образца действия. Или определённый набор концепций или шаблонов мышления, включая теории, методы исследования, постулаты и стандарты, в соответствии с которыми осуществляются последующие построения, обобщения и эксперименты в области.

 

18. Педагогическая система – это взаимодействие различных взаимосвязанных структурных компонентов, которые объединены одной образовательной целью развития индивидуальности и личности.

 

19. Педагогическая теория – это комплекс познаний, который отображает и разъясняет строго определенную область преподавательских явлений.

 

20. Педагогическая технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учётом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).

 

21. Педагогический тест – это инструмент оценивания обученности учащихся, состоящий из системы тестовых заданий, стандартизованной процедуры проведения, обработки и анализа результатов.

 

22. Подход – совокупность принципов, определяющих стратегию обучения или воспитания.

 

23. Портфолио – это способ накопления индивидуальных образовательных, профессиональных, творческих и личных достижений его владельца.

 

24. Принцип – это основные идеи, следование которым помогает лучшим образом достичь поставленных педагогических целей.

 

25. Средства обучения – это комплекс объектов, которые могут быть использованы для организации более эффективного учебного процесса педагогами и учениками.

 

26. Теория – это учение, система научных принципов, идей, обобщающих практический опыт и отражающих закономерности природы, общества, мышления.

 

27. Теория общего развития в процессе обучения (Л. В. Занков) – это система развивающего обучения академика Занкова Л.В. опирается на теорию развития ребенка, разработанную российским ученым Л.С. Выготским, который выдвинул идею о том, что «обучение может идти не только вслед за развитием, не только нога в ногу с ним, но может идти впереди развития, продвигая его дальше и вызывая в нем новообразования». Л.В. Занков в основу своей педагогической системы положил новые представления Л.С. Выготского о воздействии обучения на развитие школьника. Обучение, опираясь не столько на то, что ребенок умеет делать самостоятельно, сколько на то, что он может сделать в условиях сотрудничества и сотворчества, двигает вперед развитие учащегося. Создавая свою дидактическую систему, Занков ввел понятие «общее развитие». Под общим развитием он понимал целостное развитие ребёнка – его ума, воли, чувств, нравственности при сохранении здоровья, причём каждому из этих компонентов придавал одинаково важное значение.

 

28. Теория содержательного обобщения и формирования учебной деятельности (В.В. Давыдов и Д.Б. Эльконин) – это технология развивающего обучения Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова принципиально отличается от других тем, что акцент в ней делается на формировании теоретического мышления школьников. С самого начала система направлена на развитие теоретического сознания. Значимыми в этой системе обучения становятся не столько знания, сколько способы умственных действий, что достигается при воспроизводстве в учебной деятельности детей логики научного познания: от общего к частному, от абстрактного к конкретному. Авторы теории выступали против концентрического построения учебных программ, отрицали универсальность использования конкретной наглядности в начальной школе. Свобода выбора и вариативность домашних заданий, имеющих творческий характер.

 

29. Технология обучения – это совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели.

 

30. Урок – это законченный в смысловом, временном и организационном отношении отрезок (этап, звено, элемент) учебного процесса.

 

31. Федеральные государственный образовательный стандарт – это совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

 

32. Форма обучения – как дидактическая категория означает внешнюю сторону организации учебного процесса.

 

33. Целеполагание – это первичная фаза управления, предусматривающая постановку генеральной цели и совокупности целей (дерева целей) в соответствии с назначением (миссией) системы, стратегическими установками и характером решаемых задач.

 

34. Цель – это предвидение педагогом и учащимся результатов их взаимодействий в форме обобщенных мысленных образований, в соответствии с которыми затем соотносятся все остальные компоненты педагогического процесса.

 

Список источников:

1. Словарь педагогического обихода/Под ред. проф. Л.М. Лузиной. Псков: ПГПИ, 2003. – 71 с.

2. Педагогический словарь. – М.: Академия. Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. 2005. – 90 с.

3. Словарь терминов по общей и социальной педагогике. – Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ. А.С. Воронин. 2006. – 73 с.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: