2 слайд Методы психологической коррекции эмоциональных и поведенческих нарушений у детей целесообразно разделить на две группы: основные и специальные.
· К основным методам психологической коррекции эмоциональных нарушений относятся методы, которые являются базисными в психодинамическом и поведенческом направлениях. Сюда входят игротерапия, арт-терапия, психоанализ, метод десенсибилизации, аутогенной тренировки, поведенческий тренинг.
· Специальные методы включают в себя тактические и технические приёмы психокоррекции, которые влияют на устранение имеющегося дефекта с учетом индивидуально-психологических факторов. Эти две группы методов взаимосвязаны.
При подборе методов психокоррекции эмоциональных нарушений необходимо исходить из специфической направленности конфликта, определяющего эмоциональное неблагополучие ребёнка. При внутриличностном конфликте следует использовать игровые, психоаналитические методы, методы семейной психокоррекции. При преобладании межличностных конфликтов применяют групповую психокоррекцию, способствующую оптимизации межличностных отношений, психорегулирующие тренировки с целью развития навыков самоконтроля поведения и смягчения эмоционального напряжения. Кроме того, необходимо учитывать и степень тяжести эмоционального неблагополучия ребёнка.
3 слайд Роль игры в раннем возрасте. Ранний возраст является важнейшим периодом жизни ребёнка, когда закладываются наиболее важные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. В этот период складываются такие ключевые качества как познавательная активность, речь, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, творческие возможности, общая жизненная активность и многое другое. Однако эти качества и способности не возникают автоматически, как результат физиологического созревания.Их становление требует правильных воздействий со стороны взрослых, определенных форм общения и совместной деятельности с ребёнком.
Огромная роль в развитии и воспитании ребёнка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Игра выступает как предпосылка и условие благоприятного социального и психического развития детей. Она позволяет ребёнку получить представление об окружающем его мире, с ее помощью формируютсятакие важные психические функции, как мышление, воображение, фантазия. Значит, малышу будет легче учиться, осваивать новые виды деятельности. Именно признание важнейшего влияния игры на формирование личности позволило создать эффективную систему методов психотерапетического воздействия на ребенка игротерапию.
4 слайд Игровая терапия - метод лечения или коррекции эмоциональных и поведенческих расстройств у детей, в основу которого положен, свойственный ребёнку способ взаимодействия с окружающим миром – игра.
Основная цель игровой терапии в том, чтобы помочь ребёнку выразить свои переживания наиболее приемлемым для него образом – через игру, а также проявить творческую активность в разрешении сложных жизненных ситуаций, «отыгрываемых» или моделируемых в игровом процессе.
Игротерапия рассматривается как средство динамичной коррекции разбалансированной эмоционально-волевой, коммуникативной и опорно-двигательной сфер детей дошкольного возраста. Целесообразность использования игротерапии в организации коррекционно – развивающего сопровождения дошкольников обусловлена:
· во- первых, тем, что игра для них остаётся наиболее освоенным и органичным видом деятельности и общения;
· во- вторых, в этой технологии представлено единство психологической природы игры и общения;
· в-третьих, в игре ребёнок может свободно выражать себя, освобождаясь от напряжения и фрустации повседневной жизни. Наконец, игротерапия представляет уникальный опыт для социального и психического развития ребёнка, открывая ему возможность установления значимых личностных связей с взрослым.
5 слайд Задачи игровой терапии:
· укрепление собственного «Я» ребёнка, развитие чувства самооценки;
· развитие способности эмоциональной саморегуляции;
· восстановления доверия к взрослым и сверстникам, оптимизация отношений в системах «ребёнок – взрослые», «ребёнок – ребёнок»;
· коррекцию и предупреждение деформаций в формировании «Я» - концепции;
· коррекцию и профилактику поведенческих отклонений.
В основе игротехники направленной игротерапии лежат методические приёмы и игры со структурированным игровым материалом и сюжетом. Это педагогически организованные ролевые игры, в которых дети берут на себя разнообразные социальные и сказочные роли и в специальной, создаваемой самими детьми игровой ситуации, воссоздают деятельность и отношения взрослых и детей разного возраста. Согласно игровым ролям, они проявляют те качества, которыми в реальности обладают в малой мере: общительность, уверенность в себе, настойчивость, смелость и т.д., тем самым стимулируя и укрепляя многие сущностные черты своего характера. Именно в роли скрыты коррекционные механизмы воздействия игры на познавательную и эмоционально- волевую сферу личности ребёнка.
6 слайд Были предложены две формы игровой терапии:
· Направленная (директивная) игротерапия предполагает активное участие психолога в игре ребёнка, где он направляет и интерпретирует деятельность ребёнка.
· Ненаправленная (недирективная) игротерапия проходит в форме свободной игры ребёнка, что способствует большему самовыражению, достижению эмоциональной устойчивости и
саморегуляции.
7 слайд Элементы игровой терапии:
· Пальчиковые игры. В процессе задействованы руки детей, это влияет на сенсорное, речевое развитие, что составляет фундамент умственного развития: рука «познает», а мозг фиксирует ощущения и восприятия, соединяя их со зрительными, слуховыми и обонятельными ощущениями в сложные интегрированные образы и представления.
· Игры с песком. Развивают тактильно – кинетическую чувствительность и мелкую моторику, снимают мышечную напряжённость. Сколько радости доставляет малышу потрогать песок руками. При этом обязательно работают обе руки, а не одна ведущая, то есть работают сразу два полушария мозга. Ведь руками можно собрать песок в горку, снова выровнять его поверхность, оставить на нём свои отпечатки, следы, углубления, прятать и раскапывать игрушки и т.д.
· Игры с водой. Стимулируют работу мозга детей и вызывают ощущения счастья и радости, т. е. такие чувства, которые невозможно вызвать волевыми усилиями взрослых. Совершенствуется зрительно — пространственная ориентация. Например, игра: «Рыбаки и рыбки». Дети становятся вокруг ёмкости с водой (воображаемого озера) и с помощью сачка вылавливают рыбок, кладут их в ведерко. При этом вырабатывается глазомер и координация движения руки.
Использование игр и игровых упражнений с песком и водой очень эффективно, они обладают релаксационным действием.
· Пальцевая живопись (рисование ладошкой, пальцами). Не меньше удовольствия детям раннего возраста приносит рисование. Оно нравится всем без исключения малышам. Очень увлекает малышей рисование мокрыми пальчиками на зеркале. По мере нанесения «узоров», ребёнок начинает видеть в отражении себя – это своего рода сюрприз! Именно нетрадиционное рисование создает атмосферу непринужденности и эмоционально – положительное отношение к деятельности.
· Сказкотерапия – позволяет мягко и ненавязчиво воздействовать на ребёнка. При помощи сказки, решаются самые разные задачи: поиск нестандартных, оптимальных выходов из различных ситуаций, обмен жизненным опытом. Этот метод развивает умение слушать себя и других.
· Музыкотерапия – музыка позволяет установить равновесие в деятельности нервной системы, совершенствовать дыхательную функцию, регулировать движения. Наиболее эффективным является прослушивание классической музыки и звуков природы.
8 слайд Таким образом, игра - это особый вид активности ребёнка, который позволяет ему накапливать свой эмоциональный и социальный опыт, получать знания и совершенствовать имеющиеся у ребёнка умения и навыки. Игра оказывает сильное влияние на развитие личности, способствует созданию близких отношений между участниками игры, помогает снимать напряжённость, повышает самооценку, позволяет поверить в себя в различных ситуациях общения, снимая опасность социально значимых последствий.
Источники:
1. [Электронный ресурс] https://infourok.ru/ispolzovanie-igroterapii-v-korrekcionnorazvivayuschey-rabote-s-detmi-rannego-vozrasta-2966371.html дата обращение: 27.05.20
2. [Электронный ресурс] https://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2019/12/19/metody-korrektsii-emotsionalnyh-narusheniy-u-detey-0 дата обращения: 27.05.20
3. [Электронный ресурс] https://portal.iv-edu.ru/dep/mouojuga/juga_mbdousvetl/DocLib/%D0%93%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F/%D0%92%D0%BE%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%82%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B8/%D0%9F%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0/%D0%B8%D0%B3%D1%80%D0%BE%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BF%D0%B8%D1%8F.pdf дата обращения: 27.05.20
4. [Электронный ресурс] http://www.grcr.ru/uploads/biblioteka/metodicheskoe%20posobie%20dlya%20roditelei/Igra_kak_sredstvo_korrektsii.pdf дата обращения: 27.05.20






