Закон восходящей звучности

 

Начало слога                    "                           конец слога

 

Согласный

Гласный
фрикативный смычный (взрывной или аффриката) Сонорный носовой или в сонорный плавный гласный или слоговой согласный
         

 

В предлагаемом для анализа слове знак «находится над согласными ст, д, т, б, п, м, н (которые чередуются с другими согласными или группой согласных). Не путать с упрощением групп согласных или изменениями согласных вследствие падения сверхкратких.

Одним из следствий действия ЗВЗ было изменение групп согласных в результате:

1) диссимиляции (расподобления) согласных: *tt >*st ме ст и (*mĕ tt e«¿), ср.: ме т у; dt >*st ве ст и (* vĕ dt e«¿), ср.: ве д у.

Подсказка! Результаты этого процесса наблюдаются в формах инфинитива на -сти, если в корне имеются -д-, -т-, -б- (цве ст и – цве т у, пле ст и – пле т у, бре ст и – бре д у, гре ст и - гре б у. Не путать! Нес-ти – нёс);

2) упрощения групп согласных:

а) * tm, *dm > *m: вер т еть – вре м я (ср.:* vĕrtmĕn), пло дпле м я (* plĕdmĕn);

б) *tn, *dn,*bn,*pn > *n: блес т етьблес н уть, увя д ать – увя н уть, сги бсог н уть (ср.: осла бн утьсла б еть), с п атьсо н (ср.: ги пн оз).

в) *bv > *v: о б ладать – в ласть, область – власть, о б од – в одить, о б ращать – в ращать.

Таблица 13

Упрощение групп согласных

1) преобразование в результате диссимиляции одинаковых по способу образования согласных:   

                  *tt                        *mеtti > мести (мет@)

                                       *st

                  *dt                       *vedti > вести (вед@)

2) упрощение двух одинаковых по способу образованияпо образованию согласных:

а) *bt                                     *grebti > грети (греб@)

*pt               *t              *tеpti > тети (теп@)

*kt                                     *pеkti > потъ (пек@)

3) упрощение двух разных по способу образования согласных:

а) *tm                                *vеrtmę – врhм# (время – вертеть)

                  *m

*dm                               *pIеdmę – плhм# (плод – племя)

б) *tn                                           *оsvьtnQti > освьн@ти

*dn                                          *vędnQti > в#н@ти (ув#дати)

*bn               *n                   *gуbnQti > съгын@ти (гыбhль)

*pn                                           *kаpnQti > кан@ти (капати)

 

Образцы анализа

Приве с «т и. Подбираем однокоренное слово – при ве д у. Это свидетельствует о том, что в ПЯ существовало сочетание согласных *dt, которое под действием ЗВЗ перешло в результате диссимиляции в *st.

Се дь «м ой. Подбираем однокоренное слово – се м ь. Следовательно, в ПЯ было сочетание *dm, которое в результате действия ЗВЗ упростилось в слове се м ь, но сохранилось за счёт появления ь  в слове се дьм ой.

Ка п «н уть. Имеются родственное слово ка п ать и этимологически родственное слово ка н уть. Следовательно, под действием ЗВЗ сочетания упростились: *pn > *n (ка н уть ),*pn > *p (ка п ать).

О б ««оз. Имеется однокоренное слово – в озить. Это свидетельствует о том, что существовало сочетание согласных *bv, которое под действием ЗВЗ упростилось.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: