ЕЭС: потенциал и проблемы

Главная проблема региона: отсутствие суверинитета и самостоятельности.

Страны Восточной Европы по мнению Кеннеди не имеют шансы стать часть новой мировой сверхдержавы, поскольку лишу у стран ЕЭС есть необходимый потенциал и структура.

Потенциальная база для того, чтобы стать новой сверхдержавой:

1) Размеры.

2) Производственная мощь. Объемы выпускаемой продукции выше, чем в США, Японии, СССР

3) Население в 320 млн человек, что больше, чем у СССР и США. При этом оно высокообразованное.

4) Показатели доходы (хоть они и разнятся по странам) на душу населения выше, чем в России или (у некоторых стран) США.

5) Европейский рынок – крупнейший в мире.

6) Мощные вооруженные силы (при условии, если они будут объединены)

Однако реальный уровень политического влияния, на сегодняшний день, Европы чрезвычайно низкий. Все из-за разобщенности. Возьмем, к примеру вооруженные силы. Армии стран Европы используют разное вооружение, имеют неоднородный уровень подготовки кадрового офицерского и рядового состава. Более тяжелая ситуация наблюдается на политическом уровне. Выработать какую-либо общую позицию стран ЕЭС по любому вопросу довольно сложное задание. Существуют проблемы и в экономической общности, поскольку политика тесно связана с экономикой.

Экономические проблемы: трудности взаимодействия между социалистическими и капиталистическими системами; различия в финансовых системах и платежеспособностях стран; медленный процесс выработки общий позиций по экономическим вопросам; наличие таможенных барьеров; проблемы конкурентоспособности с/х; угроза смены европейского экономического чуда и процветания периодом стагнации. Энергетический кризис 1979 года нанес по Европе сильный удар; отставание от Японии и США в высокотехнологичном производстве.

По странам.

Германия

Достоинства:

1) Высокий уровень ВНП и как следствие долгосрочный рост производства.

2) Германия крупнейший в ЕЭС производитель стали, химикатов, электротоваров, автомобилей, тракторов и даже торговых судов, а также угля.

3) Высокая экономическая эффективность. Низкий уровень инфляции и трудовых конфликтов позволяют поддерживать экспортные цены на приемлемом уровне.

4) Сильный упор на тщательность разработки и конструктивное исполнение, характерный для западногерманского управленческого подхода (в отличие от американского, где во главу угла поставлено финансирование), заслужил немецким товарам репутацию качества.

5) Золотовалютные резервы государства больше, чем у любой другой страны в мире

Угрозы:

1) Система субсидирования агропромышленного сектора ЕЭС – тяжкое бремя.

2) Высокий уровень безработицы в стране, который указывает на то, что в устаревших отраслях еще занята достаточно большая доля населения.

3) Опасения демографического характера.

4) Нехватка рабочей силы в будущем.

5) Проблема выработки эффективной оборонной политики в случае войны в Европе. Вопрос о крайне противоречивой природе ядерных вооружений, прибегнуть к которым, скорее всего, значит разрушить то, что они призваны защитить. На текущий момент Бундесвер обладает самой большой среди стран НАТО в Европе армией (335 тыс. военнослужащих и 645 тыс. обученных резервистов), при этом отлично подготовленной и хорошо оснащенной; если она сохранит преимущество в воздухе, то вполне сможет произвести сильное впечатление. С другой стороны, резкий спад рождаемости создаст трудности для поддержания нынешней численности Бундесвера, а из-за решения правительства об удержании оборонных расходов на уровне 3,5-4% ВНП будет нелегко обеспечить армию достаточным количеством новой техники.

6) Любой крупномасштабный конфликт в регионе приведет к значительным человеческим и финансовым потерям в Германии.

Великобритания.

Проблема приспособления к новым условиям после ВМВ. Потеря статуса «фабрики мира». Стремительное сокращение доли промышленности и увеличение доли сферы услуг. Широкий спад производства. Отрицательный торговый баланс. Высокий уровень безработицы. Обнаружение нефти в Северном море покрыло торговый дефицит страны, но в тоже время превратил фунта стерлингов в «нефтяную валюту», что временами приводит к нереальному завышению ее стоимости и лишает конкурентоспособности экспортные товары. Общий подъем мировой экономики и торговли поможет Британии держаться на плаву, даже если экономический спад в стране в целом будет медленно усугубляться, а доход на душу населения — неуклонно уступать другим странам, от Италии до Сингапура. Ситуация может ухудшиться, если смена правительства приведет к увеличению социальных расходов (а не к росту инвестиций в производство), повышению налогов, падению индекса доверия в деловых кругах и обесцениванию фунта; если же новое правительство выберет менее жесткую кредитно-денежную политику, разработает последовательную «производственную стратегию» и начнет сотрудничество с другими европейскими странами в менее престижных, но более востребованных секторах производства, то данный процесс может и замедлиться.

Проблемы которые препятствуют переориентации экономики Великобритании: нехватка на рынке труда квалифицированных рабочих кадров и их ограниченная мобильность, высокие трудозатраты на единицу продукции и относительно небольшие размеры даже крупнейших британских производственных фирм, низкий объем инвестиций в развитие технологий.

Высокая доля оборонных расходов в сфере исследований и разработок позволяет обозначить второй аспект британской дилеммы. Страна продолжает оставаться одной из ведущих держав «среднего размера». Военные расходы и оборонный бюджет Великобритании чрезвычайно высоки для государства площадью всего 245 тыс. квадратных километров, населением в 56 млн человек и скромной, с тенденцией к сокращению долей в мировом ВНП (3,8% в 1983).

Проблемы выбора: или Великобритания сокращает свои военные расходы, что снижает эффективность ее вооруженных сил или она отказывается от своих военных обязательств за пределами острова. Самые значительные британские внешние обязательства относятся к Германии и Берлину (на сумму почти $4 млрд), но уже сейчас 55 тыс. солдат, 600 танков и 3 тыс. единиц прочей бронетехники, несмотря на высокий боевой дух личного состава, испытывают трудности с обеспечением. Однако любые меры, будь то сокращение численности британской армии на Рейне или ловкие политические ухищрения, направленные на то, чтобы половина личного состава находилась в британских, а не немецких гарнизонах, будут иметь такие политические последствия (Германия выразит огорчение, Бельгия захочет последовать примеру, США выскажет недовольство), что в итоге окажутся контрпродуктивными.

Франция.

Перед Францией стоит такая же проблема выбора. Схожесть проблематики связаны с тем, что Франция и Великобритания сейчас являются лишь державами «среднего» уровня с широким спектром национальных интересов и международных обязательств, осуществление которых становится все более проблематичным из-за неуклонного роста затрат на вооружения.

Достоинства страны:

1) Общие показатели ВНП и доходы населения во Франции выше, чем у Великобритании.

2) Развитая аэрокосмическая индустрия.

3) Высокий уровень производства автомобилей и стали.

4) Положительное сальдо торгового баланса.

Угрозы:

1) Проблема конкуренции с Японией и Германией в отношении товаров массового потребления.

2) Проблема получения выплат от стран третьего мира, которые являются главными потребителями французского экспорта.

3) Обесценивание франка из-за торгового дефицита перед Западной Германией.

4) Возможности Франции не позволяют поддерживать технологические темпы развития наравне с ФРГ, Японией, США.

5) Сильная зависимость от сельского хозяйства.

6) Высокие потребности и скромные ресурсы.

Общие проблемы Европы: старение населения и увядание целых отраслей, недовольство в этнических гетто, разрыв между богатыми северными регионами и бедным югом; проблема выработки эффективной единой оборонной политики для грядущего столетия, сохранение конкурентоспособности на фоне глобальных экономических вызовов, спровоцированных развитием новых технологий и появлением новых игроков на мировом рынке.




double arrow
Сейчас читают про: