План-конспект урока
по географии России в 8 классе
Актуализация познавательной деятельности.
-Давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке? (о городском и сельском населении)
- Какое население называется сельским? (то, которое живет в сельской местности)
- Что такое город в Российской Федерации? (населенный пункт с численностью выше 12 тыс. человек, 85% из которых занимается несельскохозяйственной деятельностью)
-Какие города-миллионеры РФ вы знаете? (Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург, Нижний Новгород, Казань, Самара, Омск, Челябинск, Ростов-на-Дону, Уфа, Волгоград, Пермь, Красноярск, Воронеж) -Посмотрите, ребята, что получилось? Где больше всего городов-миллионеров? (В Европейской части России)
- А только в Европейской части России есть города-миллионеры? (Нет.Еще на юге Сибири)
- О чем это говорит? (Там где города-миллионеры, людей живет больше)
-Какова тема нашего урока? (Размещение населения России) Сл.1.
- Сегодня мы с вами вспомним, что такое плотность населения, узнаем, как размещено население России по ее территории и почему?
|
|
Сл. 2. Учитель: О некоторых странах говорят: «больше земли, чем людей..» О каких странах идет речь?Почему? (Канада, Австралия.Потому что населения мало для такой территории).
- Это выражение относится к России? (Да)
Изучение нового материала
- Как мы определим, чего больше территории или людей? (найдем плотность населения)
- вспомним, что такое плотность населения/ или найдем определение в учебнике
- Какая численность в Российской Федерации? (146 млн. чел)
- Давайте вспомним, какую площадь занимает территория Российской Федерации (17, 1 млн км²)
- Какова же плотность населения в РФ? (8,5 чел на км²)
-А как же мы узнаем это много или мало? Давайте посмотрим на таблицу «Плотности населения других стран мира»
Сл. 4. Плотностьнаселениястранмира
Место | Страна | Плотность населения, чел./км2 |
1 | Монако | 16 500.00 |
2 | Сингапур | 7 326.00 |
3 | Ватикан | 1 818.00 |
4 | Мальта | 1 316.00 |
5 | Бахрейн | 1 161.00 |
6 | Бангладеш | 1 142.00 |
7 | Мальдивы | 1 054.00 |
8 | Науру | 667.00 |
9 | Маврикий | 636.00 |
10 | Барбадос | 598.00 |
-А где же Россия
180 | Россия | 8.00 |
181 | Центрально-Африканская Республика | 7.00 |
182 | Казахстан | 6.00 |
183 | Габон | 6.00 |
184 | Ливия | 4.00 |
185 | Гайана | 4.00 |
186 | Канада | 3.00 |
187 | Ботсвана | 3.00 |
188 | Мавритания | 3.00 |
189 | Суринам | 3.00 |
190 | Исландия | 3.00 |
191 | Австралия | 3.00 |
192 | Намибия | 3.00 |
193 | Монголия | 2.00 |
- Сделаем вывод, какая плотность населения в России? (Низкая)
- Но везде ли в России так мало людей? Ведь нас с вами только в одном кабинете сейчас находится больше 30 человек. Для этого возьмите статистический материал со своего стола и определим плотность населения для того Федерального округа, который у вас выделен. У вас минута на решение этой задачи.
|
|
№ | Субъект России | Численность населения на 1 января 2017 | Площадь территории, км² | Плотность населения (должно получится у учеников) | |
1 | Центральный ФО | 39 209 582 | 652 800 | 60 | |
2 | Приволжский ФО | 29 636 574 | 1 038 000 | 29 | |
3 | Сибирский ФО | 19 326 196 | 5 114 800 | 4 | |
4 | Южный ФО | 16 428 458 | 416 840 | 39 | |
5 | Северо-Западный ФО | 13 899 310 | 1 677 900 | 8 | |
6 | Уральский ФО | 12 345 803 | 1 788 900 | 7 | |
7 | Северо-Кавказский ФО | 9 775 770 | 172 360 | 57 | |
8 | Дальневосточный ФО | 6 182 679 | 6 215 900 | 1 |
- Сл. 6. Давайте посмотрим, что у нас получилось. Дети озвучивают свой результат, который отражается на слайде презентации. Сл. 7.
- Посмотрите, что у нас получилось. Какой вывод мы можем сделать в результате? (население распределено неравномерно по территории России)
- Сл. 8. А вот как выглядит карта плотности РФ. Что вы можете на ней увидеть? (Территории России с наибольшей плотностью населения, с маленькой плотностью населения, незаселенные территории России)
- Сл. 9. Исходя из всего выше сказанного, на какие две части можно поделить всю территорию страны? (основная зона расселения и зона севера).
- Ребята, почему же население размещено так неравномерно? Какие причины могли этому служить? (природные условия, исторический фактор, социально-экономические условия)
-Чтобы доказать правильность вашего мнения необходимо провести исследование.
1ряд доказывает влияние природных условий (используя рис. 36 стр. 81 «Средние температуры января», рис. 37 стр. 82 «Средние температуры июля», таблицу 6 на стр. 94, рис. 42 стр. 95 «Оценка природных условий для проживания человека», рис. 43 стр. 96 «Агроклиматические ресурсы», карты, «Многолетней мерзлоты» в атласе на стр. … «Почвенной карте» на стр…, докажите, что в основной полосе расселения природные условия наиболее благоприятны для проживания
Примерный ответ: Если сравнить основную полосу расселения и зону Севера, то в температурном режиме выигрывает основная полоса расселения, поскольку средние температуры января этого района составляют -5 - -25°С, а в Зоне Севера -40 - -50°С. Кроме того в нашей Зоне Севера находится Полюс холода Северного полушария. А средние температуры июля в основной полосе расселения составляют +15 - +20°С, а в Зоне Севера - +10 - +15°С, продолжительность безморозного периода в основной полосе составляет 105-110 дней, а в Зоне Севера – 70-90 дней. Сумма активныех температур за период со среднесуточной температурой выше +10°С, которая важна для вегетации растений в основной полосе расселения составляет 1500-2000°С, а в Зоне Севера 1000°С. В основной полосе расселения преобладают серые лесные, черноземные и каштановые почвы, а в Зоне Севера – подзолистые и дерново-подзолистые. Кроме того на всей ее территории наблюдается многолетняя мерзлота. Также основная полоса населения имеет выходы к теплым морям, а Зона Севера к холодным или вообще не имеет. Таким образом, в основной полосе расселения природные условия наиболее благоприятны для жизни.
2 ряд - исторического фактора (используя рисунок 10 на стр. 32 учебника.карты атласа и знания истории, объясните, как исторический фактор мог повлиять на размещение населения)
Примерный ответ: Российское государство началось формироваться именно в Европейской части России. В итоге вокруг Московского княжества. Пока в юго-восточном направлении господствовала Золотая Орда, российское государство расширялось на север, после падения Орды направление сменилось на южное, потом на восточное и северо-восточное. В этом направлении наше государство дошло до края материка, просто присоединяя уже тогда не сильно заселенные территории. Центр государства продолжал оставаться в Москве и Санкт-Петербурге, а поскольку люди стремятся к центру, тои количество населения на территории Сибири не увеличилось.
|
|
3 ряд – соц-экономических условий (исходя из предложенных вам карт, докажите,что социально-экономические условия в основной полосе расселения лучше, чем в Зоне Севера)
Примерный ответ: Исходя из предложенных карт, карт атласа и статистического материала можно сделать следующие выводы: 1)Наибольшее количество промышленных предприятий сосредоточенно в основной полосе расселения; 2) дорожная сеть тоже наиболее развита в основной полосе расселения; 3) Несмотря на то, что среди регионов зоны Севера есть такие, в которых уровень жизни выше, чем в отдельных регионах основной полосы расселения, например, Ханты-Мансийский автономный округ не попадает в основную полосу расселения, но уровень жизни у них один из самых высоких, большая часть Зоны Севера относится к категории территорий с низким уровнем жизни.
Таким образом, обобщите, пожалуйста, какие черты характерны для основной полосы расселения?
Для зоны Севера?
1. Зона Севера охватывает почти всю Европейскую часть страны
2. В основной полосе расселения наиболее благоприятные природные условия для жизни человека.да
3. В основной полосе расселения проживает всего 7% населения
4. Зона Севера занимает большую часть территории страны. Да
5. В Зоне Севера высокая плотность населения.
3. Закрепление. Работа с кейсами:
5.1. Рекомендации по работе с кейсом
1. Внимательно изучите кейс.
2. Обсудите ее в группе, сформулируйте проблему и запишите её в тетрадь.
3. На вопросы кейса отвечайте письменно.
4. Время работы с кейсом ограничено.
5. Если затрудняетесь ответить, можете использовать атласы, карты, и другие источники информации, которые вы принесли с собой.
6. От каждой группы выступает один представитель.
7. Остальные группы внимательно слушают варианты ответов. У каждой группы может быть своя проблема по данному кейсу.
8. После выступления всех групп, мы должны сформулировать общий вывод и записать его.
|
|
5.2. Внимательно прочитайте текст. В качестве кейса предложена следующая ситуация.
Кейс