Изучение нового материала

План-конспект урока

по географии России в 8 классе

Актуализация познавательной деятельности.

-Давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке? (о городском и сельском населении)

- Какое население называется сельским? (то, которое живет в сельской местности)

- Что такое город в Российской Федерации? (населенный пункт с численностью выше 12 тыс. человек, 85% из которых занимается несельскохозяйственной деятельностью)

-Какие  города-миллионеры РФ вы знаете? (Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург, Нижний Новгород, Казань, Самара, Омск, Челябинск, Ростов-на-Дону, Уфа, Волгоград, Пермь, Красноярск, Воронеж) -Посмотрите, ребята, что получилось? Где больше всего городов-миллионеров? (В Европейской части России)

- А только в Европейской части России есть города-миллионеры? (Нет.Еще на юге Сибири)

- О чем это говорит? (Там где города-миллионеры, людей живет больше)

-Какова тема нашего урока? (Размещение населения России) Сл.1.

- Сегодня мы с вами вспомним, что такое плотность населения, узнаем, как размещено население России по ее территории и почему?

Сл. 2. Учитель: О некоторых странах говорят: «больше земли, чем людей..» О каких странах идет речь?Почему? (Канада, Австралия.Потому что населения мало для такой территории).

- Это выражение относится к России? (Да)

Изучение нового материала

- Как мы определим, чего больше территории или людей? (найдем плотность населения)

- вспомним, что такое плотность населения/ или найдем определение в учебнике

- Какая численность в Российской Федерации? (146 млн. чел)

- Давайте вспомним, какую площадь занимает территория Российской Федерации (17, 1 млн км²)

- Какова же плотность населения в РФ? (8,5 чел на км²)

-А как же мы узнаем это много или мало? Давайте посмотрим на таблицу «Плотности населения других стран мира»

Сл. 4. Плотностьнаселениястранмира

Место Страна Плотность населения, чел./км2
1 Монако 16 500.00
2 Сингапур 7 326.00
3 Ватикан 1 818.00
4 Мальта 1 316.00
5 Бахрейн 1 161.00
6 Бангладеш 1 142.00
7 Мальдивы 1 054.00
8 Науру 667.00
9 Маврикий 636.00
10 Барбадос 598.00

 

-А где же Россия

180 Россия 8.00
181 Центрально-Африканская Республика 7.00
182 Казахстан 6.00
183 Габон 6.00
184 Ливия 4.00
185 Гайана 4.00
186 Канада 3.00
187 Ботсвана 3.00
188 Мавритания 3.00
189 Суринам 3.00
190 Исландия 3.00
191 Австралия 3.00
192 Намибия 3.00
193 Монголия 2.00

- Сделаем вывод, какая плотность населения в России? (Низкая)

- Но везде ли в России так мало людей? Ведь нас с вами только в одном кабинете сейчас находится больше 30 человек. Для этого возьмите статистический материал со своего стола и определим плотность населения для того Федерального округа, который у вас выделен. У вас минута на решение этой задачи.

 

Субъект России Численность населения на 1 января 2017 Площадь территории, км² Плотность населения (должно получится у учеников)  
1 Центральный ФО 39 209 582 652 800 60  
2 Приволжский ФО 29 636 574 1 038 000 29  
3 Сибирский ФО 19 326 196 5 114 800 4  
4 Южный ФО 16 428 458 416 840 39  
5 Северо-Западный ФО 13 899 310 1 677 900 8  
6 Уральский ФО 12 345 803 1 788 900 7  
7 Северо-Кавказский ФО 9 775 770 172 360 57  
8 Дальневосточный ФО 6 182 679 6 215 900 1  

- Сл. 6. Давайте посмотрим, что у нас получилось. Дети озвучивают свой результат, который отражается на слайде презентации. Сл. 7.

 

- Посмотрите, что у нас получилось. Какой вывод мы можем сделать в результате? (население распределено неравномерно по территории России)

- Сл. 8. А вот как выглядит карта плотности РФ. Что вы можете на ней увидеть? (Территории России с наибольшей плотностью населения, с маленькой плотностью населения, незаселенные территории России)

 

- Сл. 9. Исходя из всего выше сказанного, на какие две части можно поделить всю территорию страны? (основная зона расселения и зона севера). 

 - Ребята, почему же население размещено так неравномерно? Какие причины могли этому служить? (природные условия, исторический фактор, социально-экономические условия)

-Чтобы доказать правильность вашего мнения необходимо провести исследование. 

1ряд доказывает влияние природных условий (используя рис. 36 стр. 81 «Средние температуры января», рис. 37 стр. 82 «Средние температуры июля», таблицу 6 на стр. 94, рис. 42 стр. 95 «Оценка природных условий для проживания человека», рис. 43 стр. 96 «Агроклиматические ресурсы», карты, «Многолетней мерзлоты» в атласе на стр. … «Почвенной карте» на стр…, докажите, что в основной полосе расселения природные условия наиболее благоприятны для проживания

Примерный ответ: Если сравнить основную полосу расселения и зону Севера, то в температурном режиме выигрывает основная полоса расселения, поскольку средние температуры января этого района составляют -5 - -25°С, а в Зоне Севера -40 - -50°С. Кроме того в нашей Зоне Севера находится Полюс холода Северного полушария. А средние температуры июля в основной полосе расселения составляют +15 - +20°С, а в Зоне Севера - +10 - +15°С, продолжительность безморозного периода в основной полосе составляет 105-110 дней, а в Зоне Севера – 70-90 дней. Сумма активныех температур за период со среднесуточной температурой выше +10°С, которая важна для вегетации растений в основной полосе расселения составляет 1500-2000°С, а в Зоне Севера 1000°С. В основной полосе расселения преобладают серые лесные, черноземные и каштановые почвы, а в Зоне Севера – подзолистые и дерново-подзолистые. Кроме того на всей ее территории наблюдается многолетняя мерзлота. Также основная полоса населения имеет выходы к теплым морям, а Зона Севера к холодным или вообще не имеет. Таким образом, в основной полосе расселения природные условия наиболее благоприятны для жизни.

2 ряд - исторического фактора (используя рисунок 10 на стр. 32 учебника.карты атласа и знания истории, объясните, как исторический фактор мог повлиять на размещение населения)

Примерный ответ: Российское государство началось формироваться именно в Европейской части России. В итоге вокруг Московского княжества. Пока в юго-восточном направлении господствовала Золотая Орда, российское государство расширялось на север, после падения Орды направление сменилось на южное, потом на восточное и северо-восточное. В этом направлении наше государство дошло до края материка, просто присоединяя уже тогда не сильно заселенные территории. Центр государства продолжал оставаться в Москве и Санкт-Петербурге, а поскольку люди стремятся к центру, тои количество населения на территории Сибири не увеличилось.

3 ряд – соц-экономических условий (исходя из предложенных вам карт, докажите,что социально-экономические условия в основной полосе расселения лучше, чем в Зоне Севера)

Примерный ответ: Исходя из предложенных карт, карт атласа и статистического материала можно сделать следующие выводы: 1)Наибольшее количество промышленных предприятий сосредоточенно в основной полосе расселения; 2) дорожная сеть тоже наиболее развита в основной полосе расселения; 3) Несмотря на то, что среди регионов зоны Севера есть такие, в которых уровень жизни выше, чем в отдельных регионах основной полосы расселения, например, Ханты-Мансийский автономный округ не попадает в основную полосу расселения, но уровень жизни у них один из самых высоких, большая часть Зоны Севера относится к категории территорий с низким уровнем жизни.

 

Таким образом, обобщите, пожалуйста, какие черты характерны для основной полосы расселения?

 Для зоны Севера?

1. Зона Севера охватывает почти всю Европейскую часть страны

2. В основной полосе расселения наиболее благоприятные природные условия для жизни человека.да

3. В основной полосе расселения проживает всего 7% населения

4. Зона Севера занимает большую часть территории страны. Да

5. В Зоне Севера высокая плотность населения.

 

3. Закрепление. Работа с кейсами:

5.1. Рекомендации по работе с кейсом

1. Внимательно изучите кейс.

2. Обсудите ее в группе, сформулируйте проблему и запишите её в тетрадь.

3. На вопросы кейса отвечайте письменно.

4. Время работы с кейсом ограничено.

5. Если затрудняетесь ответить, можете использовать атласы, карты, и другие источники информации, которые вы принесли с собой.

6. От каждой группы выступает один представитель.

7. Остальные группы внимательно слушают варианты ответов. У каждой группы может быть своя проблема по данному кейсу.

8. После выступления всех групп, мы должны сформулировать общий вывод и записать его.

 

5.2. Внимательно прочитайте текст. В качестве кейса предложена следующая ситуация.

Кейс


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: