Билет №18: Вольтер и Руссо: расхождения и сближения

Руссо 1. Если бы я рассматривал лишь вопрос о силе и результатах её действия, я бы сказал: пока народ принужден повиноваться и повинуется, он поступает хорошо; но, если народ, когда получает, возможность – сбрасывает ярмо, - он поступает ещё лучше; ибо, возвращая себе свободу по тому же праву, по какому ее у него похитили, он либо имеет все основания вернуть, либо же вовсе не было оснований её у него отнимать».

Вольтер

1. «Все наоборот». Если народ имеет основание вернуть себе свободу, значит не было оснований его её лишать».

Вольтер не понял рассуждений Руссо. Сила, по его мнению, не есть право.

2. Общественное состояние не естественно: «Самое давнее и естественное из всех обществ – семья». Если родители и дети остаются вместе, то это происходит в силу естественной необходимости, а добровольно, сама же семья держится на соглашении.

«Это право проистекает из природы, если природа сделала нас общественными существами».

«Нужно признать, что общественный договор обусловлен природой».

3. «От природы люди вовсе не враги друг другу. Войне вызывают не отношения между людьми, а отношения вещей, и поскольку состояние войны может возникнуть не из простых отношений между людьми, но из отношений вещных, постольку не может существовать войны частной как в естественном состоянии, где вообще нет собственности, так и в состоянии общественном, где все подвластно законам». «Война – это не отношения человека к человеку, а отношения государства к государству».

«Все это, кажется мне, исходящим из уст лукавого фразера. Ясно же, что война государства с государством есть война человека с человеком».

4. «Как только масса людей объединяется в одно целое, уже невозможно причинить вред ни одному из членов, не задевая целое» - и наоборот.

Вольтер против поглощенности личности государством.

«Жалкое рассуждение. Если накажут розгами Жана-Жака, значит ли это, что выпороли Республику?»

«Я вовсе не отдаю себя своим согражданам без изъятия. Я совсем не отдаю права меня убивать и меня оправдывать большинству голосов. Я подчиняюсь, чтобы содействовать гражданам и получать их содействие, воздавать должное и получать по справедливости. Нет никакого другого соглашения».

5. Прославление естественного состояния. Народе севера более изобретательны. «Богатые наслаждаются богатствами, так как есть бедные».

«Это неверно, все искусства пришли из жарких стран».

«Как это тот, кто сажал, сеял, огораживал, не имеет права на плоды своих трудов?»

«Вот философия оборванца, который желал бы, чтобы богатые были ограблены бедными».

«Как ты все преувеличиваешь, как ты все ложно освещаешь!»

Критика на полях этого же довольно поверхностна. Мало о содержании, много о личности.

6. «Деизм сердца»

«Деизм разума»

У обоих Бог непознаваем, но у Вольтера он – закон природы, а у Руссо – он имеет связь с человеком.

Особая роль человека.

Гармония в мире.

Свобода воли: «человек свободен в своих действиях, одушевлен нематериальной субстанцией».

Действия человека вне провидения.

Восполнение справедливости после смерти.

Врожденность идеи справедливости.

«Я жду момента, когда освобожусь от тела, буду самим собой безраздельно, без противоречия, буду нуждаться только в себе самом, чтобы быть счастливым».

 

«А разве Солнце имеет не больше значения, чем ты?» «Какая гармония: наводнения, землетрясения, пропасти». Детерминизм закона природы. Свобода состоит в том, чтобы делать, что хочешь. «Разве моя собака не делает, что хочет?» Действия вне проведения – невозможны. «Все это я говорил 20 раз в стихах и прозе». Обвинение Руссо в атеизме.
     

 

Мнение интернета:

    Руссо   Вольтер  
  Направление     Политический радикализм.   Просвещение, классицизм.
Наука и искусство «Прогресс наук и искусств, ничего не прибавив к нашему благополучию, только испортил нравы». Распространение ненужных человеку знаний порождает роскошь, которая в свою очередь приводит к обогащению одних за счет других, к отчуждению богатых и бедных». Грядущие преобразования в обществе философ связывал с развитием знаний и подъемом культуры, которые, по его мнению, приведут к тому, что правителями будет осознана необходимость реформ.
Религия Обладал глубоким религиозным чувством. «Христианство, -- пишет Руссо, -- проповедует лишь рабство и зависимость; дух его слишком выгоден для тирании... Истинные христиане созданы для того, чтобы быть рабами; они знают об этом, и это их мало смущает. Краткая земная жизнь имеет слишком мало ценности в их глазах». Материализму, скептицизму и даже атеизму типичных французских просветителей он противопоставил веру в верховное существо. «Христианство и разум не могут существовать одновременно», - писал Вольтер. Просвещенные люди не нуждаются в христианских откровениях. Веру в карающего бога необходимо сохранить лишь для того, чтобы внушать непросвещенным (“черни”, а равно неразумным правителям) нравственный образ поведения. Отсюда - известное изречение Вольтера: «Если бы бога не было, то его нужно было бы выдумать».
Революция В естественном состоянии все держится на силе, на законе сильнейшего. Восстание против тирании является правомерным актом, как и те распоряжения, посредством которых деспот управлял своими подданными. «Насилие его поддерживало, насилие и свергает: все идет своим естественным путем». Пока народ вынужден повиноваться и повинуется, он поступает хорошо, писал мыслитель. Но если народ, получив возможность сбросить с себя ярмо, низвергает тиранию, он поступает еще лучше. Приведенные высказывания содержали оправдание революционного (насильственного) ниспровержения абсолютизма. Отношение Вольтера к революции было типичным для французских просветителей XVIII в. Оправдание предшествующих революций (например, казни английского короля Карла I), мечты о свержении тиранов у просветителей сочетались с рассуждениями о нежелательности кровопролития, о пагубных последствиях гражданской войны и т.п. В идеологии либеральной буржуазии к этим соображениям прибавляется страх перед выступлениями трудящихся масс. «Когда чернь примется философствовать, - утверждал Вольтер, - все погибло». Возлагали надежды на постепенные реформы сверху.
Права В естественном состоянии права не существует. На смену деспотическому правлению придет царство разума и свободы, в котором каждому человеку будут предоставлены естественные права - право на личную неприкосновенность, право частной собственности, свобода печати, свобода совести и др.
Частная собственность Клеймит частную собственность, порождающую роскошь и нищету, обличает «избыток праздности у одних, избыток работы у других». Противник обобществления частной собственности. Управлять государством должны только собственники. Признавая естественное равенство (мы все в равной степени люди), Вольтер решительно отвергал как социальное, так и политическое равенство. «В нашем несчастном мире не может быть, чтобы люди, живя в обществе, не разделились бы на два класса: один класс богатых, которые приказывают, другой - бедных, которые служат».
Свобода Суверенитет народа проявляется в осуществлении им законодательной власти. Вступая в полемику с идеологами либеральной буржуазии, Руссо доказывал, что политическая свобода возможна лишь в том государстве, где законодательствует народ. Свобода, по определению Руссо, состоит в том, чтобы граждане находились под защитой законов и сами их принимали. Исходя из этого, он формулирует и определение закона. «Всякий закон, если народ не утвердил его непосредственно сам, недействителен; это вообще не закон». Под свободой Вольтер понимал устранение феодальных пережитков, сковывающих творческую инициативу человека, его частнопредпринимательскую деятельность. Вольтер сводил свободу к независимости граждан от произвола: «Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов».
Цель государства Общее благо как цель государства, по его убеждению, может быть выявлено только большинством голосов. «Общая воля всегда права», - утверждал мыслитель. Вольтер относится к тем мыслителям, которые первостепенное значение придают не формам управления государства, конкретным институтам и процедурам власти, а принципам, реализуемым с помощью этих институтов и процедур. Для него такими социально-политическими и правовыми принципами являлись свобода, собственность, законность, гуманность.
Разделение властей Против доктрины разделения властей. Народоправство, считал он, исключает необходимость в разделении государственной власти как гарантии политической свободы. Для того чтобы избежать произвола и беззакония, достаточно, во-первых, разграничить компетенцию законодательных и исполнительных органов (законодатель не должен, например, выносить решения в отношении отдельных граждан, как в Древних Афинах, поскольку это компетенция правительства) и, во-вторых, подчинить исполнительную -власть суверену. Системе разделения властей Руссо противопоставил идею разграничения функций органов государства. Отдавал предпочтение республике, но считал, что она мало применима на практике. Образцом государственной организации своего времени Вольтер называл парламентские учреждения в Англии. Политический идеал Вольтера, особенно в последних работах, приближался к идее разделения властей.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: