Философские идеи И.Г. Гердера

ГЕРДЕР (Herder) Иоганн Готфрид (25 августа 1744, Морунген – 18 декабря 1803, Веймар) – немецкий философ, просветитель и религиозный деятель. В 1764 окончил теологический факультет Кенигсбергского университета, где слушал лекции Канта. Испытал влияние Г.Лессинга и особенно И.Гамана. Ученый-естествоиспытатель и протестантский пастор, он сочетал просветительский рационализм с признанием разнообразия творческих проявлений личности, многообразия национальных языков и культур.

Философия истории Гердера основана на идее, что человечество в своем развитии закономерно приходит к гуманизму, т. е. к автономному использованию сил, которые даны человечеству для совершенствования разума и нравов и позитивного влияния индивидов друг на друга. Природа и история внутренне связаны между собой, им присуще непрестанное совершенствование форм организации, высшей ступенью которой и целью творения является человек», он стоит на пограничье двух царств-царства природы и царства «гуманности», т. е. использования собственных сил, совершенствования разума и нравственности. «Гуманность», однако, заложена в природе. Содержание «гуманности» составляет способность к сочувствию страданиям других созданий, которой человек наделен в наибольшей мере, стремление к познанию бога — этой «связи всех вещей», «первой и единственной причины всех творений». Бог –высшее, деятельное единство, первосила, его присутствие обнаруживается в порядке и закономерности мира. Живая природа сотворена по единому плану, развитие природы и истории подчинено трем законам – сохранения, связи подобного и раздвоения противоположностей.

Гердер с большим историческим пониманием анализирует различные направления духовной культуры человечества; в языке, мышлении, мифологии, в законодательстве, в моральных нормах он видит влияние человека своего времени. И свободная фантазия, выраженная в мифе, для Гердера не есть нечто абсурдное, а является выражением детского века человечества, «философским опытом человеческой души, которая видит сны, прежде чем проснется».

Одним из важных факторов концепции истории является, по Гердеру, традиция, т. е. сохранение прежних достижений и их активное развитие. С традицией Гердер связывает общественное, коллективное и историческое стремление европейцев жить в комфорте, а также общественный, коллективный характер их образования и духовной зрелости.

Способ общественной организации — это результат деятельности людей. Природа привела человека лишь к семье — первой ступени общественной организации. Общество организовано прежде всего по патриархальному принципу. Вторая ступень организации общества — власть выбранных судей и военных вождей. Третьей ступенью является деспотическая власть, передающаяся по наследству.

Критикуя Канта, Гердер отрицал саму возможность чистого разума и априорных структур. Гердер выделяет четыре класса категорий, соответствующих уровням постижения мира: 1) категории бытия (бытие, существование, длительность, сила); 2) категории свойств (иное, род, вид); 3) категории силы (действующее само по себе, противодействие, содействие и др.); 4) категории меры (точка, пространство, время, сила). Четырем классам категорий соответствуют четыре области науки – онтология, описательное естествознание, естественные науки, математика.

Философская проблематика в «Идеях к философии истории человечества». (Гердер) * предпринял попытку осмыслить весь процесс развития человечества и его историю как продолжение истории природы. В его понимании человечество является живым организмом, мировой душой, которая все пышнее расцветает с каждым новым поколением. Вся история — это путь к высшей цели, гуманности.

Природа и история внутренне связаны между собой, им присуще непрестанное совершенствование форм организации, высшей ступенью которой и целью творения является человек. Бог – высшее, деятельное единство, первосила, его присутствие обнаруживается в порядке и закономерности мира. Живая природа сотворена по единому плану, развитие природы и истории подчинено трем законам – сохранения, связи подобного и раздвоения противоположностей. Форма органического строения восходила от камня к кристаллу <...> от животных к человеку. Кровь и все множество ее составных частей — это весь путь мира. Гердер рассматривает процесс становления как подлинную лестницу существ, т.е во всем царит ряд восходящих сил. Вечно живет то, что вызвал к жизни творец, всему дающий жизнь; и все, что творит, творит вечно в вечной его взаимосвязи. В природе ничто не стоит на месте, все стремится вперед, все идет вперед. Пример: Один единственный слон — могила миллионов растений, но только могила- живая, деятельная, она растения превращает в части животного тела; низшие силы переходят в более тонкие формы жизни. Всякое разрушение есть переход к высшей жизни. Г. сравнивает такие процессы перехода с врачеванием (оно доставляет организму те или иные силы из низших царств природы и помогает ему ассимилировать их). Цель нашего земного существования заключается в воспитании гуманности. Истина, красота, любовь — вот цели, к которым всегда стремился человек, Довольно того, что все превращения в низших царствах природы — это совершенствование (гусеница —> бабочка). Все в природе взаимосвязано; Если человек замкнул цепь земных созданий, будучи ее высшим и последним звеном, то именно потому он и дает на чало цепи высшего рода существ, будучи самым низким звеном в этой цепи; поэтому человек, по всей вероятности,- звено, соединяющее две сцепленные системы творения —> человеку предстоит подняться на новую ступень. Уродливость человеческой натуры трудно заметить земному духу, но дух высший, который проникает в глубь вещей и видит сразу несколько звеньев цепи, существующих одно ради другого, может отнестись к нам с состраданием, но не станет презирать нас Нет ничего более высокого, чем гуманный дух, ибо права человечества не застаревают и силы, вложенные Богом, не искореняются. Вся история народов —соперничество, соревнование народов, спорящих о прекраснейшем венце гуманности и человеческого достоинства. Эфир очистился, из плавающего и сливающегося хаоса возникла гармоничная система мироздания, и планеты и кометы в течение эонов идут по своей орбите вокруг Солнца,— вечное доказательство закона природы, гласящего, что божественные силы, живущие во Вселенной, превращают хаос в миропорядок после немалых бурь и потрясений. Все служит гармонически упорядоченному шару планеты. Благой порядок природы — в том, что созидателей рождается куда больше, чем разрушителей. Чингисханов куда меньше числа более кротких полководцев и монархов мирных и тихих. народы сами повинны были в том, что не объединились против Рима, не воспротивились, собрав все свои силы, его грабительским походам и не защитили свободу мира. У трудолюбивых египтян, у глубокомысленных греков, у финикийцев-торговцев - несравненно более прекрасный образ в истории и слава их на земле растет, и плоды их дел бессмертны, а разорители всем своим демоническим. Природа человеческих ошибок такова, что они со временем, рано или поздно, открываются и становятся очевидными для рассудительного существа. Мы должны славить божество за то, что оно наделило разумом слабую, склонную к заблуждениям человеческую природу. Разум — это вечный луч света от Солнца Божества, он прогоняет ночь и все вещи являет в подлинном их обличий. Природа, не могла упразднить трудности в угоду человечеству: борьба с бурями —> искусство мореплавания, возможность заблудиться среди морских просторов —> компас. Только после всех беспорядков человек научился, наконец, тому, что благосостояние человеческого рода зиждется не на произволе, а на существенном для него законе природы —на разуме и справедливости.

 

Законы природы: I. для того чтобы вещь сохраняла свое состояние покоя или движения, необходимо своего рода совершенство, то есть максимум или минимум, проистекающий из присущего силам этой вещи способа действия; ироды, свою физическую истину, благо и необходимость, - в них прочное ядро его существования. II. все совершенство и красота вещей сложносоставленных и ограниченных и их систем зиждется на подобного рода максимуме. Природа во всем соблюдает такую пропорцию — в форме, какую придаёт своим созданиям, в законах, определяющих их движение, во всем самом великом и во всем малом. Нечто, согласно одному правилу, растет, согласно другому убывает, а в результате сложившаяся целая вещь обладает наилучшей, бережливо прекрасной формой. III. если вывести вещь или систему из присущего им состояния истины, блага и красоты, то вещь или система, побуждаемые своими внутренними силами, вновь станут приближаться к прежнему состоянию, совершая колебания или описывая асимптоту, потому что вне этого состояния они лишены устойчивости и постоянства.

 Всякий смертный стремится достигнуть положенной соразмерности своих сил, потому что только в такой соразмерности и заключена для него полнота бытия; в каждом обществе складывается некий высший максимум взаимодействующих сил. во всем творит лишь одно начало — человеческий разум, который всегда занят тем, что из многого создает единое, из беспорядка - порядок, из многообразия сил и намерений - соразмерное целое.

Итак, всякий возврат к прошлому, даже и знаменитый год Платона 3, - все это сочинение, и ни понятие мира, ни понятие времени ничего подобного не допускают. Мы плывем вперед, но не вернется поток к своим истокам, словно никогда не изливался он из них. Род человеческий беспрестанно обновляется, а потому ни сохранять, ни заново открывать истину не может быть делом напрасным; * Сочетал просветительский рационализм с признанием разнообразия творческих проявлений личности, многообразия национальных языков и культур. * Считал, что аналитическая способность разума — способность убивающая. Страсти делают человека человеком.все хорошее делалось в истории ради гуманности,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: