Религиозная проблематика в творчестве Руссо: «Исповедь савойского викария»

Руссо выступает против официальной католической религии (в его понимании конфессия не важна) и ее догматов, проповедуя идеи естественной религии — «религии сердца», для которой достаточно лишь признания высшего разумного существа, творца всего существующего, воздаяния в загробной жизни и соблюдения принципов общественного договора вместе с законами государства. «Существовенное служение Богу — это служение в сердце». Культивирует чувственность, не разум Руссо говорит о существовании наряду с «голосом тела» – физиологическими потребностями также и «голоса души» – совести, которая коренится в свободе воли, делающей человека ответственным за свои поступки: «Нравственное зло, бесспорно, есть дело наших рук... Человек! Не ищи иного виновника зла, кроме того, которое ты совершаешь или терпишь... и то, и другое приходит к тебе от тебя же самого»; «если благо и в самом деле есть благо, то оно должно быть таковым и в глубинах наших сердец, как и в наших делах, и первой наградой за справедливость является сознание того, что делаешь ее». Выбор — дело случая и несправедливо обвинять за него. Это значило бы награждать или карать людей за то, что они родились в той или иной стране. И тот, кто осмелился бы сказать, что Бог судит нас именно таким образом, оскорбил бы его правосудие.

 

Выдвигает 4 догмата или 4 члена веры: I. Воля двигает Вселенную и одушевляет природу. Необходимость движения — понятиеабстрактно, без направления —> Понятие о движении есть ничто иное, как понятие о перемещении с места на место, не бывает движения без какого-либо направления; ибо индивидуальное существо не может сразу двигаться во все стороны. II. Если движимая материя указывает мне на волю, то материя, движимая по известным законам, указывает мне на разумение. Действие, сравнение, выбор суть операций существа активного и мыслящего; значит такое существо есть. Оно существует само по себе. III. Человек свободен в своих действиях и одушевлен нематериальной сущностью. Человек — сам виновник своего зла. «Существо» всеблагое, потому что Оно всемогущее — должно быть также и всесправедливым, иначе Оно противоречило бы самому себе, ибо любовь к порядку, производящая его называется благостью, а любовь к порядку, сохраняющая его, называется справедливостью. Из этих 3 мы способны вывести прочие, говорит Руссо, даже если он не станет перечислять. И он не стал...


 

«Системе природы» П. Гольбаха.

Размышления об атеизме. Внесена в индекс запрещённых книг, была сожжена.

 Атеист — человек, уничтожающий пагубные для человечества иллюзии, чтобы вернуть людей к природе, опыту, разуму. — мыслитель, который, изучив материю, ее энергию, ее свойства и способы действия, не нуждается для объяснения естественных явлений и действий природы в каких-то идеальных силах, воображаемых интеллектах, вымышленных существах. Подлинные безумцы — это сторонники воображаемого, противоречивого, непостижимого существа, которого никак нельзя понять, которое являет ся пустым словом, относительно которого можно все отрицать и нельзя ничего утверждать.

Бешенство теологов доказывает только слабость их позиции. Тот, кто не знает божества, не может нанести ему оскорбления и, следовательно, не может быть назван безбожником. Быть безбожником — значит пользоваться божеством, чтобы вызывать смуты в государстве и порабощать народы тиранам. Нравственность не зависит от веры в Бога: * угрызения совести наблюдаются даже у тех, кто верует * в пороках атеиста нет ничего особенного по сравнению с пороками религиозного человека. * атеист также нуждается в обществе, как и любой верующий (мы должны выполнять нравственные обязанности как разумные существа, живущие в обществе и стремящиеся обеспечить счастливое существование). +в гос-ве, управляемом атеистом, не надо бояться религиозных войн +правителю атеисту меньше причин дать простор своей природной злобе Материалистический монизм: идея природы необходимым образом заключает в себе идею движения. Движение — способ существования. Внешняя причина не нужна — «выведение из ничего» или «Творение» лишь слова, кот, не могут дать нам представления об образовании Вселенной. Материя существовала всегда, движение — необходимый р-тат существования. Человеческий род, не познав природы и ее путей, принебрегший опытом и разумом, пожелав чудесного и сверхъестественного и, исполнившийся страхом, долго оставался в младенческом возрасте, из которого ему теперь приходится выбираться с трудом. Фатализм/Детерминизм: нет и не м.б. ничего вне природы, объемлющей в себе все сущее. Все всегда лишь следствие того, что нас сделала всеобъемлющая природа. Все является лишь длинной цепью причин и следствий. И дикарь, и Папа Римский, и бабочки, и растения — одинаково подчинены природе. Человек — физическое существо, несвободное: * рождается против своей воли * его идеи появляются непроизвольно Человек льстит себе, когда отличает себя от других физических существ. Воля — модификация мозга, кот. предрасполагает его к действию или подготавливает к приведению в движение соответсвующие органы. Вид приятного предмета или мысль о нем побуждают нашу волю действовать, чтобы достать его, но новый предмет или новая идея уничтожает воздействие того, что им предшествовало.

Разделение души и тела = разделение мозга и тела: душа не только не отлична от тела, но есть само тело. Реагируя на внешние причины, мозг приводит в движение органы тела (или же действуя на самого себя я становлюсь способным произвести внутри огромное разнообразие движений, называющиеся умственными способностями. Идеи являются к нам через посредство органов чувств;Разум должен следовать коротким путям — не плодить лишнего=> res cogitans=res extensa. Душа: * движется вместе с нами, движение — сво-во материи * причина, имеющая какое-либо действие должна быть материальной Бессмертия души нет. Элементарнейшее размышление о природе нашей души должно было бы убедить нас, что мысль о ее бессмертии является простои иллюзией. Как только тело перестает жить, чувствительность не может больше функционировать, вследствие чего идеи, а значит, и мысли более не могут возникать в мозгу. Страх смерти возникает из-за того, что мы существа чувствующие и мыслящие. Смерть не приносит страданий, т.к. этими возможностям человек обладает после смерти. Наше благополучие требует усвоить привычку без тревоги созерцать событие, неизбежность которого определяется нашей природой. В наших же собственных интересах не отравлять постоянным беспокойством жизнь, которая потеряет для нас свою прелесть, если мы будем всегда с трепе том думать о ее конце. Стремление к счастью общая потребность: удовлетворение потребности — поступки человека одинаково необходимы, они являются следствием более могущественного и сильнее действующего на его волю мотива. Наше обдумывание (попеременно любить и ненавидеть) и наша нерешительность необходимы, и, какое бы решение мы ни приняли в итоге обдумывания, оно всегда необходимым образом будет тем, которое мы — правильно или неправильно—считаем наиболее благо приятным для нас. непоследовательность человека, его странное или неожиданное поведение являются лишь следствием мотивов, которые последовательно определяют его желания, зависят от частых колебаний, испытываемых его механизмом, и являются необходимым результатом происходящих в нем изменений. Выбор нисколько не доказывает свободы человека. Так как действие всегда является результатом определенным образом детерминированной воли и так как волю может определять лишь не находящийся в нашей власти мотив, то мы никогда не властны над причинами, определяющими нашу волю, и, следовательно, никогда не действуем свободно. Целью средств, ведущих к указанной цели, всегда необходимым образом является реальное или воображаемое, длительно мимолётное счастье, соответствующее образу жизни, чувствам и взглядам данного человека.


 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: