Глава 2. Отчет о выполнении индивидуальных заданий

2.1. Индивидуальное задание на тему: “Дознаватель таможенного органа: правовой статус, функции, полномочия”

Дознание в таможенных органах является важным инструментом правовой защиты экономических интересов Российской Федерации и ее безопасности.

Борьба таможенных органов с преступлениями в сфере таможенного дела - одна из важнейших задач, стоящих перед ними. Дознание представляет собой одну из форм предварительного расследования преступлений (наряду с предварительным следствием).

Предварительное расследование представляет собой деятельность органов дознания и следователя по собиранию, проверке, закреплению и оценке доказательств, на основе которых устанавливаются обстоятельства, имеющие значение для дела.

В соответствии с п.9 ч.3 ст. 151 УПК РФ дознание может производиться дознавателями таможенных органов. Таможенные органы правомочны вести дознание по следующим составам преступлений, предусмотренных УК РФ:

- часть 1 и 2 статьи 194 УК РФ “Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица”;

- часть 1 статьи 200.1 УК РФ “Контрабанда наличных денежных средств и (или) денежных инструментов”.

Органы дознания осуществляют следующие уголовно-процессуальные функции:

- рассмотрение и разрешение заявлений и сообщений о преступлениях;

- непосредственно само дознание;

- досудебную подготовку материалов в протокольной форме;

- производство следственных и розыскных действий по поручениям и указаниям следователей;

- оказание помощи следователям в проведении ими отдельных следственных действий.

Дознание в системе таможенных органов России осуществляют уполномоченные для этого должностные лица. Для этой цели в таможнях, оперативных таможнях и Управлении таможенных расследований и дознания ФТС России созданы отделы дознания.

Дознание в уголовном процессе выступает как форма предварительного расследования уголовных дел. По тяжким преступлениям оно нередко предшествует предварительному следствию и обеспечивает предупреждение и пресечение преступлений, сбор доказательств по делу.

Дознание делится на две разновидности: дознание по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, и дознание по делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно. Таможенные органы правомочны осуществлять обе разновидности дознания.

В соответствии со статьей 41 УПК РФ дознаватель уполномочен:

- самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда в соответствии с настоящим Кодексом на это требуются согласие начальника органа дознания, согласие прокурора и (или) судебное решение;

- давать органу дознания в случаях и порядке, установленных УПК РФ, обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, о производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, заключении под стражу и о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении;

- обжаловать с согласия начальника органа дознания в порядке, установленном УПК РФ, решения прокурора о возвращении уголовного дела дознавателю для производства дополнительного дознания либо пересоставления обвинительного акта или обвинительного постановления, о направлении уголовного дела дознавателю для производства дознания в общем порядке;

- осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК РФ.

Возбуждение уголовного дела - это самостоятельная стадия уголовного процесса. При изучении дознания, производимого таможенными органами, следует различать поводы и основания к возбуждению уголовного дела.

Поводами к возбуждению уголовного дела являются:

1. Непосредственное обнаружение органом дознания признаков преступления;

2. Заявления и письма граждан;

3. Сообщения предприятий, учреждений, организаций и должностных лиц о преступлениях;

4. Сообщения общественных организаций о преступлениях;

5. Статьи, заметки и письма о преступлениях, опубликованные в печати;

6. Явка с повинной.

Чаще всего поводом к возбуждению уголовного дела служат сведения о совершенном правонарушении, которыми располагают таможенные органы. Такие сведения, как правило, получают в ходе осуществления таможенного контроля, при досмотре транспорта, грузов, личном досмотре, при проверке документов.

После проведения проверки начальник таможенного органа или его заместитель обязаны принять одно из следующих решений:

1) о возбуждении уголовного дела;

2) об отказе в возбуждении уголовного дела (выносится мотивированное постановление, о чем уведомляется лицо, предприятие, учреждение, организация, от которых поступило заявление или сообщение, и разъясняется их право на обжалование этого постановления);

3) о передаче протокола и других материалов о преступлении по подследственности (если в поступившем заявлении содержатся сведения о преступлении, не подлежащем расследованию дознавателями таможенных органов).

Таможенные органы как органы дознания, возбудив уголовное дело в пределах своей компетенции, имеют право (и обязаны) по “горячим” следам преступления провести неотложные следственные действия, к которым относятся: осмотр, обыск, выемка, освидетельствование, задержание, допрос подозреваемых, допрос свидетелей и потерпевших.

Таможенные органы обязаны пресечь преступление и задокументировать доказательства, в отношении которых имеется реальная угроза утраты, в том числе в результате явлений природы, умышленных действий или по неосторожности. Кроме того, таможенные органы также должны принять меры уголовно-процессуального принуждения, исключающие уклонение лица, совершившего преступление, от расследования и суда.

Для выполнения возложенных задач отдел дознания:

- при получении данных о подготовляемой или совершаемой контрабанде либо иных преступлениях, производство дознания по которым отнесено к компетенции таможенных органов, участвует совместно с другими отделами таможни в проведении таможенного контроля с целью выявления и пресечения таких преступлений, изобличения лиц, их совершивших, и процессуального закрепления следов преступления и иных доказательств;

- при обнаружении признаков контрабанды и иных преступлений, проведение дознания по которым отнесено к компетенции таможенных органов, если такие признаки выявлены в процессе проведения таможенного контроля или при производстве таможенного оформления либо в результате проверки сообщений о совершении указанных преступлений, возбуждает в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законом, с согласия руководства таможни по таким фактам уголовные дела и проводит по ним дознание;

- во взаимодействии с другими отделами таможни, оперативными и следственными подразделениями ФСБ РФ, МВД РФ и иными органами государственной власти РФ принимает в случаях, вызванных необходимостью, участие в проведении оперативных и следственных мероприятий по выявлению фактов контрабанды и других преступлений, производство дознания по которым отнесено к компетенции таможенных органов, а также по изобличению лиц, совершивших данные преступления;

- в случаях, вызванных необходимостью, совместно с отделом таможенных расследований проверяет дела о нарушении таможенных правил на предмет установления фактов контрабанды и иных преступлений, производство дознаний по которым отнесено к компетенции таможенных органов, необоснованно квалифицированных в таможне и в подчиненных таможне таможенных постах как нарушение таможенных правил.

- при подтверждении неправильной квалификации готовит проекты постановлений об отмене состоявшихся решений о привлечении к административной ответственности и выносит постановления о возбуждении по данным фактам уголовных дел.

При обнаружении признаков преступлений непосредственно таможенными постами производство дознания осуществляется силами отделов дознания таможен Российской Федерации, которым подчинены данные посты. При обнаружении признаков преступлений акцизными таможенными постами, находящимися в непосредственном подчинении региональных таможенных управлений, дознание осуществляется силами отделов дознания таможен, определенных соответствующим региональным таможенным управлением.

При удаленности таможенных постов от таможен и невозможности немедленного выезда инспекторов-дознавателей таможни на пост при обнаружении там признаков преступления, инспектора-дознаватели, состоящие в штате отделов дознания таможен, находятся там постоянно.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе прохождения производственной практики с 10.06.2020 по 07.07.2020 с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий на кафедре уголовно-правовых дисциплин и в Юридической клинике Российской таможенной академии были выполнены все поставленные цели и задачи, а также индивидуальные задания в полном объеме.

В ходе прохождения производственной практики на кафедре уголовно-правовых дисциплин были получены определенные знания, умения и навыки, при изучении дисциплин образовательной программы, изучены принципы анализа и систематизации собранного материала и различные методики проведения научных исследований. Улучшены навыки работы с нормативными правовыми актами, в том числе улучшены навыки использования информационных справочным правовых систем «Консультант Плюс» и «Гарант».

По результатам прохождения производственный практики в Юридической клинике Российской таможенной академии были получены и улучшены следующие навыки и умения:

1) сбор, анализ и систематизация информации;

2) улучшены навыки коммуникации;

3) улучшены навыки работы с нормативными правовыми актами, материалами судебной практики, в том числе посредством использования информационных справочным правовых систем «Консультант Плюс» и «Гарант»;

4) получены навыки поиска и работы с иными источниками по тематике задач правового консультирования;

5) получены навыки толкования и применения законодательства Российской Федерации;

6) изучены функции, задачи и компетенцию подразделения (организации или учреждения), в котором проходили производственную практику, нормативные правовые акты, регламентирующие его деятельность;

7) изучены особенности взаимодействия с другими подразделениями (организации или учреждения) и обмена служебной информацией;  

8) получены навыки самостоятельной работы и практического применения полученных знаний;

9) осуществлен поиск, сбор, обработку, анализ и систематизацию информации по теме индивидуального задания.

10) выполнены поставленные задачи по индивидуальному заданию.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: