Комплект учебно-методических материалов к развивающему треку

«Скетчинг. Леттеринг. Каллиграфия»

Часть 1.

Введение в скетчинг.

 

Для чего нужен скетчинг?

Скетчинг нужен для фиксации воспоминаний, сбора информации для художника, иллюстратора, дизайнера и др.

Скетчинг — это отличное занятие в качестве хобби и заработка.

 

Виды зарисовок:

- Рисунки с натуры;

- Репортаж;

- Истории;

- Коллаж.

 

Виды зарисовок (альтернативная классификация):

- зарисовки в путешествиях;

- зарисовки еды;

- промышленный скетчинг;

- fashion-скетчинг;

- ботанический скетчинг;

- интерьерный скетчинг;

- домашний скетчинг.

 

Обзор инструментов для скетчинга:

- Скетчбук (или бумага, но предпочтительнее скетчбук) сшитый или скрепленный скрепкой в мягком или твердом переплете, не на пружине;

- Карандаш;

- Ручка/линер/фломастер/ручка-кисть черного цвета небольшого размера;

- Акварель и др. цветные художественные материалы (гуашь, акрил, фломастеры, акварельные карандаши, тушь, жидкая акварель);

- Стирательная резинка, клячка;

- Салфетки;

- Баночка для воды;

- Кисти круглые синтетические небольшого размера номер 2-7.

 

Вдохновение — важный момент в работе художника.

Насмотренность также имеет существенную роль.

 

Источники для вдохновения:

- Поисковики;

- Instagram;

- Pinterest;

- окружающая среда и интересные детали.

 

Знакомство с разными авторами: Ася Александрова, Катя Гущина и др.

 

Задание 1.

Создать мудборд (подборку картинок) по теме виды зарисовок. Найти с помощью Интернета и др. источников рисунки и соотнести их к разным категориям: рисунки с натуры, репортаж, истории, коллаж.

 

Задание 2.

Создать мудборд с зарисовками тех авторов, которые нравятся, и элементы чьего стиля хотелось бы перенять.

 

Задание 3.

Сделать первый скетч-натюрморт на свободную тему. Любым удобным материалом. Предпочтительнее не сложное для ученика.

 

Часть 2.

Композиция в зарисовках.

 

 

Что такое композиция?

Композиция - это определенное расположение изобразительных элементов на картине, позволяющее с наибольшей полнотой и силой выразить замысел.

 

Зачем нужна композиция?

 

Для привлечения внимания зрителя художник старается подобрать наиболее выразительные средства изображения. В любой картине художник стремится выстроить композицию так, чтобы изображенные объекты находились в наиболее выразительной форме.

 

Аналогичные правила используются в книжной графике, живописи и рисунке.

 

Разворот — две страницы/полосы

Полоса/страница

 

Композиция:

 

1)

-динамическая (в основе композиции диагональ или статическая композиция разбавлена диагональным элементом);

-статическая (основа композиции — симметрия или равномерное расположение предметов в пространстве).

 

2)

- открытая (рисунок заполняет не целый лист, есть белое пространство вокруг);

- закрытая (рисунок заполняет целый лист без белого пространства).

 

3)

- на целый разворот

- на полосу.

 

Правила расположение предметов на листе:

 

1. Касание

- Предмет не может касаться края листа, он должен заходит за плоскость рисунка или уже на расстоянии от края бумаги. Это может быть если несколько предметов касаются края и в этом есть композиционная логика, например в качестве паттерна.

- Два предмета не могут соприкасаться в крайних точках. Предмет может заходит за другой или быть на расстоянии от него.

 

2. Направление героя или предмета.

- Предмет направлен вовнутрь скетчбука, к корешку, чтобы взгляд зрителя был направлен в центр композиции.

- Если предмет направлен наружу скетчбука, то нужно поддержать композицию предметом, смотрящим прямо или в другую сторону.

 

Вес в композиции.

То, что темнее, то тяжелее композиционному весу.

То, что ниже, то тяжелее по весу.

Если на сером фоне я сделаю главный предмет более темным, он будет иметь больше вес.

Также с цветом: чем насыщеннее цвет предмета, тем он важнее и тяжелее по композиционному весу.

 

Единство.

-стилистика;

-штриховка;

-текстура.

 

Композиционный центр.

Рисовать что-то главное, что-то второстепенное.

Композиционный центр можно выделать цветом, штриховкой и т. д.

 

Ритм.

Ритм делается для привлечения внимания зрителя.

Чередование повторяющихся элементов (вертикальных, горизонтальных и др.)

 

Золотое сечение.

Идеальные пропорции.

Картина делится на 8 частей по ширине и высоте.

Точки золотого сечения это 3:8.

Наложить сетку золотого сечения можно наложить на картины выдающихся художников и на свои работы и посмотреть.

 

Верстка в скетчбуке.

Расположение изображения в развороте, отношение одного разворота к другому.

Расположение разворотов относительно друг друга.

 

Задание 1.

Проанализировать композицию на примере картин эпохи Возрождения и др. периодов истории искусств по параметрам: композиция, композиционный центр, ритм, единство, вес.

 

Задание 2.

Проанализировать композицию на примере выбранных рисунков на мудборде в предыдущей части по параметрам: композиция, композиционный центр, ритм, единство, вес.

 

Задание 3.

Сделать мини-книжку с разными видами композиции (можно придумать свои), перенести мини-схему в рабочий скетчбук и нарисовать рисунки по этим композициям.

 

 

Часть 3.

Перспектива, пропорции. Штриховка, заливка, текстура.

 

Понятия, которые нужны для начала рисования:

- Перспектива;

- Ракурс;

- Пропорции.

 

Перспектива – техника изображенияпространственных объектов на какой-либо поверхности в соответствии с теми кажущимися сокращениями их размеров, изменениями очертаний формы и светотеневых отношений, которые наблюдаются в натуре.

 

Изобразительное искажение пропорций и формы реальных тел при их визуальном восприятии. Например, два параллельных рельса кажутся сходящимися в точку схода (точка на горизонте).

 

Перспектива:

-одноточечная/прямая линейная;

-двухточечная;

-трехточечная.

 

Точка схода, линия горизонта.

Линия горизонта находится на уровне взгляда человека.

 

Правила одноточечной, двухточечной перспективы:

 

1). Чтобы изобразить глубину в рисунке, ближайший к зрителю предмет следует расположить так, чтобы он частично перекрывал собой дальний объект.

 

2). Уменьшение.

Чем дальше предмет, тем меньше его видно. Он изображается меньше, ближайший к зрителю предмет рисуем крупнее того, что находится позади.

 

3). Основание ближайшего к зрителю предмета в рисунке располагается ниже основания дальнего объекта.

 

4). Горизонтальные направления (линии), параллельные линии горизонта и плоскости картины, в рисунке будут выглядеть прямыми горизонтальными направляющими (линиями).

 

5). Направляющие (линии), расположенные под углом к зрителю, к линии горизонта и плоскости картины следует рисовать в виде диагональных направляющих (линий).

 

6). Горизонтальные линии, изображённые как диагонали, будут короче, чем те же линии во фронтальном положении.

 

 7). Вертикальные направления не подчиняются перспективным сокращениям и всегда изображаются вертикально.

 

8). Плоскость, расположенная фронтально, не подчиняется перспективным сокращениям, а расположенная под углом, рисуется так: вертикали - вертикально; горизонтали - по диагонали, разворачиваясь и сокращаясь в глубину.

 

9). Плоскости, удалённые от линии горизонта на разные расстояния, рисуются по-разному: чем ближе к линии горизонта, тем более сокращённой (видимая площадь плоскости меньше), чем дальше от линии горизонта, тем менее сокращённой (видимая площадь плоскости больше). Находящаяся на линии горизонта плоскость будет выглядеть и изображаться горизонтальной линией.

 

10). Плоский круг, расположенный фронтально, рисуем в виде окружности, а расположенный под углом к зрителю - в виде эллипса.

 

Ракурс:

- фронтальный;

- боковой;

- сверху;

- снизу.

 

Фронтальный ракурс представляет собой одноточечную перспективу.

Во фронтальном ракурсе правая и левая стороны симметричны друг другу.

 

Боковой ракурс подразумевает двухточечную перспективу.

В боковом ракурсе вертикали вертикальны, парные горизонтальные линии сходятся в двух точках схода на одной линии горизонта.

 

Нижняя плоскость предмета будет визуально больше в ракурсе сверху вниз.

Верхняя плоскость будет визуально больше в ракурсе снизу вверх.

 

Пропорции.

 

Пропорции – это соотношение частей к целому и их соразмерность между собой.

 

С чего начать? Я предлагаю начать с наброска, чтобы установить место изображения на листе и его предполагаемый размер. Сделаем это на примере натюрморта из 3-х предметов.

Следующим этапом будет определение самых больших размеров – всей высоты и всей ширины постановки в правильном соотношении.

Затем мы определяем место и размер каждого из предметов по отношению к целому и друг к другу. Для этого делим большие, уже найденные размеры на соответствующие части. На этом этапе задачей будет найти крайние точки у каждого предмета – верхнюю, нижнюю, правую и левую.

На листе постепенно проступает рисунок, начальный набросок уточняется. Мы можем сравнивать свой рисунок с натурой. Если где-то возникают явные несоответствия, надо их поправить на этом этапе, начав проверку с соотношения самых больших размеров.

Когда место и размер каждого предмета в постановке найдены, мы продолжаем искать пропорции уже внутри размеров каждого предмета точно так же, как делали это с самыми большими размерами. Теперь наша задача – найти все необходимые опорные точки, чтобы можно было разобрать конструкцию каждого предмета.

Процесс нахождения пропорций деталей и разных уточнений продолжается до самого конца рисунка.

 

Штриховка:

- параллельная;

- крестовая;

- штрих-точка;

- тонировка;

- декоративная;

- тонировка+параллельная/крестовая.

 

Текстура.

 

Для подчеркивания текстуры стоит ее увеличить в размере на предмете, чтобы текстура не становилась слишком мелкой.

Сочетание текстуры и штриховки в рисунке.

Сначала рисуется предмет, затем текстуры, в конце штриховка.

Единство штриховки и текстуры.

 

Заливка.

 

С помощью аквабраша, синтетической кисти свето-теневые различия можно сделать с помощью заливки.

Используя тушь или акварель в разном уровне светлоты, можно показать объем.

 

Задание 1.

Рисунок в одноточечной перспективе предмета из кухонной утвари в ракурсе сверху вниз и прямом. Рисунок композиции из домашнего интерьера, например полки с предметами, в одноточечной перспективе. Рисунки делаются с натуры.

Задание 2.

Рисунок предмета в двухточечной перспективе. Рисунок интерьера/экстерьера в двухточечной перспективе с натуры.

 

 

Цвет в работе художника. Цветовой круг. Светлота. Насыщенность. Цветовые гармонии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: