Конспект одной из работ по музеологии

ОТЧЕТ ПО ПРАКТИКЕ

 

Вид практики: Учебная

 

Тип практики: Практика по получению первичных профессиональных умений и навыков

(Архивно-музейная)

 

 

Сроки прохождения практики: 08.07.2020 – 21.07.2020

 

по направлению подготовки 45.03.01 Филология

(уровень бакалавриата)

профиль «Педагогическое образование (русский язык и литература)»

 

 

Студент группы № 5101-440301D ______________________________ Чернышова Ю. А.

Руководитель практики

от университета, степень, звание _______________________________ Перепелкин М. А., д. ф. н.

Руководитель практики

от организации ______________________________________________ Перепелкин М. А., с. н. с.

 

Дата сдачи 10.09.2020 г.

Дата защиты 10.09.2020 г.

 

Оценка ___________________

 

 

Самара 2020

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего образования «Самарский национальный исследовательский университет

имени академика С.П. Королева»

(Самарский университет)

 

Институт социально-гуманитарный

Факультет филологии и журналистики

Кафедра русской и зарубежной литературы и связей с общественностью

 

 

Индивидуальное задание на практику

Студенту группы № 5101-440301D Чернышовой Ю. А. ___________________________

Направление на практику оформлено приказом 231-пр по университету от 22.06.2020 г. в МБУК «Самарский литературно-мемориальный музей имени М. Горького», в соответствии с договором о направлении на практику от 02.06.2016 г.

 

Планируемые результаты освоения образовательной программы (компетенции) Планируемые результаты практики Содержание задания
ПК-3 владением навыками подготовки научных обзоров, аннотаций, составления рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований, приемами библиографического описания; знание основных библиографических источников и поисковых систем знать способы подготовки научных обзоров, аннотаций, составления рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований, приемы библиографического описания; основные библиографические источники и поисковые системы в области литературного краеведения; уметьиспользовать способы подготовки научных обзоров, аннотаций, составления рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований, приемы библиографического описания; обращаться к основным библиографическим источникам и поисковым системам в области литературного краеведения; владеть основными способами подготовки научных обзоров, аннотаций, составления рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований, приемами библиографического описания; навыками обращения к основным библиографическим источникам и поисковым системам в области литературного краеведения Определение целей и задач практики, знакомство со спецификой экспозиционной, культурно-массовой, научной и фондовой деятельности музея, изучение литературы, подготовка текста экскурсии, разработка раздела воображаемого музея, составление паспорта музейного предмета, составление отчёта  

 

 

Дата выдачи задания  08.07.2020 г.

Срок представления на кафедру отчета о практике 10.09.2020 г.

Руководитель практики

от университета,

должность, степень, звание                         ____________________ Перепелкин М. А., д. ф. н.

 

Руководитель практики

от профильной организации

должность                                                      ____________________ Перепелкин М. А., с. н. с.

Задание принял к исполнению

студент группы № 5101-440301D               ___________________ Чернышова Ю. А.

Рабочий график (план) проведения практики

Дата Содержание задания Результаты практики
08.07.2020 – 21.07.2020 Определение целей и задач практики, знакомство со спецификой экспозиционной, культурно-массовой, научной и фондовой деятельности музея, изучение литературы, подготовка текста экскурсии, разработка раздела воображаемого музея, составление паспорта музейного предмета, составление отчёта Знает способы подготовки научных обзоров, аннотаций, составления рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований, приемы библиографического описания; основные библиографические источники и поисковые системы в области литературного краеведения; Умеетиспользовать способы подготовки научных обзоров, аннотаций, составления рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований, приемы библиографического описания; обращаться к основным библиографическим источникам и поисковым системам в области литературного краеведения; Владеетосновными способами подготовки научных обзоров, аннотаций, составления рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований, приемами библиографического описания; навыками обращения к основным библиографическим источникам и поисковым системам в области литературного краеведения

           

Руководитель практики

от университета                                            _____________________ Перепелкин М. А., д. ф. н.

 

Руководитель практики

от профильной организации                         ____________________ Перепелкин М. А., с. н. с.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Глушкова, П.В. Музеи под открытым небом: учебное пособие / П.В. Глушкова, В.М. Кимеев. - Кемерово: Кемеровский государственный институт культуры, 2015.

2. Лушникова, А.В. Музееведение / музеология: конспект лекций / А.В. Лушникова. - Челябинск: ЧГАКИ, 2010.

3. Музей в экстремальных условиях (опыт Южного Урала): учебное пособие / авт.-сост. Т.В. Зайцева. - Челябинск: ЧГАКИ, 2013.

4. Сапанжа, О.С. Музеология: историография и методология: учебное пособие / О.С. Сапанжа. - Санкт-Петербург: РГПУ им. А. И. Герцена, 2014.

ОПИСАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Дневник

А) Эссе о тех музеях, которые студенты посещали ранее

Музеи всегда привлекали меня своей загадочностью. И я с детства относилась к этим зданиям и к их жителям как к роскоши. Да, роскошь – ходить в музеи. Но я ни в коем случае не имею в виду материальную сторону. Я говорю о внутренних силах человека, о его способности пропускать произведения искусства через себя. С раннего возраста меня тянуло к этим местам, и, как могла, я реализовывала свои желания.

Моим первым музеем стал Борский краеведческий музей, который расположился в усадьбе купца Лыкова. Здесь случилось моё знакомство с историей родного края, с местными художниками, легендами. Наш борский музей стал той отправной точкой, благодаря которой зародился мой интерес к другим музеям.

В школьный период вместе с классом мы ездили на экскурсию в Самарский областной историко-краеведческий музей имени П.В. Алабина. Конечно же, меня удивили мумии животных, археологическая и палеонтологическая экспозиции. В 2017 году в День города я повторно посетила музей с целью узнать историю Самарского края. И историческая и этнографическая экспозиции не подвели. Особенно ярким впечатлением стали для меня рассказы об обрядах и традициях народов, населявших Самарский край в XIX-XX веках.

На границе моего детства – в день исполнения 18-летия – мне посчастливилось стать гостем Музея для детей «Зелёнка», расположенного на территории усадьбы Курлиной. Это уникальное творческое пространство, в котором можно стать ребёнком в любом возрасте.

В 2020 году я посетила Музей-усадьбу Алексея Толстого. Здесь находятся мемориальные вещи писателя и членов его семьи. Особенно меня впечатлили подлинные дневники и письма. Дух гениев в здании присутствует точно! Музей-усадьбу я определила как печень нашего города – здесь можно очиститься от предрассудков и стереотипов, связанных со столицей губернии. После экскурсии по музею советую всем отправиться в путешествие на трамвае по старой части Самары для закрепления эффекта.

О музеях Санкт-Петербурга можно говорить очень много. Но я назову те музеи и те экспонаты, которые потрясли меня больше всего. Эрмитаж… В Эрмитаже я была несчётное количество раз. Я так люблю этот музей, что готова проводить в нём сутки напролёт. Здесь удивляет абсолютно всё. Мои любимые залы – Лоджии Рафаэля, Малахитовая гостиная, Зал Рембрандта. О Русском музее я всегда говорю с особым трепетом, потому что именно здесь случился мой роман с живописью, именно здесь я испытала катарсис, глядя на картину Карла Павловича Брюллова «Последний день Помпеи».

В 2019 году среди осени я устроила себе небольшое путешествие по музеям Москвы. Я впервые посетила Третьяковскую галерею. У меня захватывало дух каждое полотно. Здесь я провела целый день, всматриваясь в каждый мазок, выполненный кистью художника. Особые чувства у меня вызвал Музей Булгакова, или та самая «Нехорошая квартира». Любопытно, что поклонники творчества писателя изжили из дома других жильцов. Они проводили в этом загадочном подъезде много времени – устраивали там квартирники, читку вслух, изрисовывали стены. Особые эмоции у меня вызвал Музей «Гараж». Здесь произошло моё тесное знакомство с современным искусством.

В пожилом возрасте я хотела бы стать одной из смотрительниц Русского музея. Я буду пылиться на стульчике, как экспонат, наслаждаться картинами, изредка возмущаться на посетителей.

Б) Эссе о виртуальном знакомстве с Музеем российской литературы имени В. И. Даля

Моё виртуальное знакомство с Государственным музеем истории российской литературы имени В.И. Даля - крупнейшим литературным музеем в России – случилось, и я этому рада. Ведь теперь у меня в кармане появилась ещё одна площадка, которая поможет мне реализовывать культурные потребности, педагогические и научные задачи.

Сразу замечу, что виртуальное пространство музея вычурно, аккуратно, информативно – что меня как потребителя привлекает. Здесь отсутствует назойливая реклама – что у современных пользователей вызывает симпатию к платформе.

На главной странице сайта расположены анонсы и новости, знакомясь с которыми, во-первых, невольно завидуешь тем людям, у которых есть возможность в ближайшее время посетить экскурсии и выставки, во-вторых, удивляешься такой бурной и насыщенной жизни Музея российской литературы имени В. И. Даля. С первой страницы можно заключить, что музей остаётся сегодня актуальным, пространство притягивает людей разных возрастов.

Прочитав историю музея в разделе «О музее», понимаешь, какой тяжёлый путь прошли сотрудники, учёные, экспонаты для его становления. Меня радует, что музей продолжает своё развитие, ставит перед собой новые стратегические задачи. Знакомясь с миссиями музея, осознаёшь, что музей является фундаментом, на котором держится история российской литературы.

Не может не впечатлить раздел «Детям». Здесь я выступаю с позиции будущего родителя и будущего учителя русского языка и литературы. Центр творческого развития детей и подростков Государственного музея истории российской литературы имени В. И. Даля «Арка Марка» - это выставки, занятия, мастерские и студии для детей от трех до шестнадцати лет и их родителей. Здесь встречаются с писателями и художниками, читают и обсуждают книги, ставят спектакли, снимают фильмы и мультфильмы, осваивают разные художественные техники и фантазируют. Вдохновившись работами и методами Центра, можно придумать собственные практики.

Не менее удивительным для меня стал проект «Только не я», который я считаю актуальным и востребованным. Проект предоставляет возможность подросткам, родителям и учителям увидеть проблему травли с разных сторон и вместе нащупать способы ее решения. Участники узнают о возможных путях профилактики буллинга, знакомятся с полезными психологическими и юридическими программами, а также осмысляют свой опыт с помощью текстов, перформансов и выставочных проектов.

Музей предоставляет возможность бесплатно посетить виртуальные экскурсии по экспозициям и выставкам – этим ресурсом я обязательно воспользуюсь в своей педагогической практике. 

Особенно приятно, что ГМИРЛИ имени В. И. Даля открыл доступ к своим видеоматериалам. На главной странице нас отсылают на Youtube-канал музея, где мы находим онлайн-экскурсии, лекции, документальные фильмы.

Виртуальное пространство меня порадовало и впечатлило. Здесь всё продумано до мелочей. Но главное – я не смогла насытиться даже таким большим количеством информации, мне хочется ещё и ещё. Маленькое путешествие по сайту зародило большую мечту – посетить дома-музеи писателей.

 

В) Эссе о виртуальном знакомстве с одним из филиалов Музея российской литературы имени

В. И. Даля

 

Для описания виртуального знакомства с одним из филиалов Музея российской литературы имени В. И. Даля мой выбор пал на Музей Серебряного века. Хочу отметить, что размещённая на портале информация отличается упорядоченностью и простотой. Если вам необходимо срочно найти справочные материалы, график работы музея, геоданные, то это не составит особого труда – вся информация расположена в шапке сайта.

В разделе «Здание и экспозиция» мы можем познакомиться с историей здания, в котором расположился музей, а также узнать о судьбе музейной коллекции. Музей Серебряного века открылся 26 октября 1999 года. Экспозиция развернулась в доме в стиле «северный модерн», где с 1910 по 1924 год жил поэт, писатель, критик, филолог-пушкинист Валерий Яковлевич Брюсов (1873–1924).

Посетителям предоставляется возможность увидеть на первом этаже особняка восстановленный на 1910 год кабинет В. Я. Брюсова и на втором этаже — единственную в России литературную экспозицию, посвященную всем стилям, течениям и направлениям эпохи Серебряного века. В мемориальном кабинете В. Я. Брюсова находятся вещи, принадлежавшие поэту: его библиотека, дубовый стол, часы, мебельный гарнитур с обивкой 1910-ых гг., картины и рисунки, подаренные поэту художниками Ф. Рербергом, К. Феофилактовым, А. Койранским, Н. Сапуновым, Н. Гончаровой. На экспозиции второго этажа находятся уникальные рукописи и портреты Л. Рейснер работы В. Шухаева, М. Волошина кисти Б. Кустодиева, портрет Андрея Белого работы Л. Бакста.

Удивляет разнообразие обзорных и тематических экскурсий, лекций, интерактивных занятий. Они охватывают период русской культуры трех его десятилетий от конца XIX до начала XX в., а также творческую биографию одного из главных представителей эпохи — В. Я. Брюсова. Мне понравилось, что тематика лекций и экскурсий ориентирована на различные возрастные категории учащихся и взрослую аудиторию.

Самым интересным в программе музея для меня стали интерактивные занятия в рамках проекта «Урок в музее». Музей предоставляет учащимся возможность изучить поэтов Серебряного века разных направлений и вне групп на экспозиции. На уроке ребята смогут услышать уникальные записи голосов поэтов Серебряного века, в игровой форме почувствовать себя представителями литературных направлений конца XIX – начала XX в. Школьники разделятся на команды «символистов», «акмеистов», «футуристов» и «реалистов», каждая из которых сочинит стихи на предложенные рифмы, а затем прочтёт их со сцены.

Музей Серебряного века также предлагает гостям сайта бесплатную виртуальную экскурсию по уникальному зданию. В быстром доступе пользователи могут найти лучшие кадры музейного пространства, оформленного в стиле «северный модерн», и видеоматериалы.

Виртуальное знакомство с одним из филиалов Музея российской литературы имени              В. И. Даля случилось. Для меня оно оказалось приятным и продуктивным.

 

 

                                                                                                                                

Конспект одной из работ по музеологии

М.Ю. Юхневич «Я поведу тебя в музей»

Музейная педагогика – это научная дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривающая музей как образовательную систему.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: