ü Музейной экскурсии присуща коллективность осмотра. Экскурсия объединяет, как правило, «группу ищущих знаний» (И. М. Гревс), которая представляет собой некое социально-психологическое единство. Его основа – общий интерес, настрой на восприятие, который экскурсовод должен закрепить и реализовать;
ü Руководство экскурсовода, который призван помочь в обретении желаемых знаний и впечатлений. Благодаря руководителю экскурсия приобретает организованный характер, т.к. её ход целиком подчиняется его замыслу и воле;
ü Организующими признаками музейной экскурсии являются её тематичность: всякая экскурсия имеет тему, в рамках которой осуществляется творчество экскурсовода, - а также наличие маршрута: ему следует экскурсовод, раскрывая ту или иную тему;
ü Главным признаком музейной экскурсии является приоритет зрительных впечатлений, живое созерцание, наблюдение. Поэтому экскурсовод уделяет преимущественное внимание показу, который сопровождается необходимыми словесными пояснениями: рассказом.
|
|
Характеризуя экскурсию как вид общения, важно подчеркнуть два момента. Экскурсия представляет собой тип ролевого общения, т.к. каждый участник диалога действует в пределах регламента: определённый стиль поведения задан и ролью экскурсовода, и ролью экскурсанта. И, как правило, роли эти выполняются, «играются» охотно. Но одновременно с тем, что экскурсия строится по определённому сценарию, она представляет собой тип прямого общения. Экскурсовод обращается со своей аудиторией непосредственно и имеет возможность корректировать свои действия, учитывая реакцию аудитории. Это умение – чрезвычайно важный показатель мастерства экскурсовода.
Музейная аудитория – это общность людей, объединённых интересом к музею, что находит выражение в определённой активности и мотивации его посещения.
Учёт возрастных особенностей
Дошкольники и младшие школьники.
ü Дети лучше усваивают материал посредством осязания. Работающие с детьми специалисты стремятся вводить в экспозицию или специально приносить на занятия экспонаты, которые дети могут взять в руки;
ü Игра как ведущая форма познания. Например, игра «О чём говорят вещи». Педагог начинает рассказывать сказку об «оживших» экспонатах, а дети должны продолжить её, представив себе, что именно старинные вещи могут вспомнить о своём прошлом, своих прежних хозяевах, какие истории поведать друг другу;
ü Сравнительная слабость произвольного внимания, быстрая утомляемость;
ü Творческая работа – самый естественный для детей способ освоения информации, «знание через руки».
|
|
Учащиеся средних и старших классов.
ü Работа со школьниками средних и старших классов должна строиться с учётом их познавательных потребностей, сформировавшейся способности к усвоению значительного объёма знаний. Это предполагает информационную насыщенность, познавательную значимость музейных мероприятий;
ü Противоречивость сознания школьников среднего и старшего возраста. Восприимчивость к новому, доверчивость сочетаются со стремлением критически осмыслить опыт старших. Следствием этой противоречивости является особая потребность в убедительной аргументации, широте информации;
ü Для школьников средних и старших классов необходим диалог, доверительная интонация, беседа, побуждающая к совместному обсуждению тех или иных тем;
ü Познавательные интересы у учащихся данной возрастной группы зачастую формируются в самостоятельной деятельности;
ü Потребность в общении со сверстниками.