Методический раздел практического задания

Практическое задание по теме «Инвентаризация»

 

Перед тем, как приступить к практическому заданию, необходимо хорошо изучить извлечения из нормативных документов, регламентирующих проведение инвентаризации (файл «Норм правов обеспеч»), а так же Методический раздел к данному практическому заданию.

 

Для выполнения практического задания необходимо распечатать и заполнить от руки (с выполнением всех требований и правил п. 2.9. и 2.10. Методических указаний по инвентаризации) следующие документы:

Договор о полной индивидуальной материальной ответственности

Инвентаризационная опись (! в файле - 3 страницы)

Сличительная ведомость (! в файле - 3 страницы)

Приказ о проведении инвентаризации

Ведомость учета результатов…

 

Все документы сделать в одном экземпляре. Информацию, недостающую для оформления документов, можно внести самостоятельно, согласно содержанию и логике проводимой инвентаризационной работы. (!) Обращаю внимание – практическая работа направлена на закрепление навыков оформления документов. Заполнять бланки необходимо аккуратно, без помарок, разборчивым почерком.

 

Задания:

А)  Отметьте в списке случаи, в которых инвентаризация проводится в обязательном порядке:

в случае смены материально ответственного лица  
при увольнении начальника цеха  
после окончания технологического цикла изготовления изделия  
при установлении фактов краж, ограблений, хищений, злоупотреблений и пор­чи ценностей  
перед составлением годовой отчетности  
после пожаров или стихийных бедствий  
при заключении договоров на поставку продукции  
при приемке выполненных работ  
при продаже материальных ценностей со склада  
при ликвидации предприятия  

 

Б) Заполните договор о материальной ответственности между ООО «Альфа» и кладовщиком склада материалов Фомичевым Сергеем Петровичем. Дата приказа – 15.11.2015 г. (ФИО руководителя – см. в п.В))

 

В) Составьте приказ директора ООО «Альфа» Широкова Н.Н. о создании рабочей инвентаризацион­ной комиссии по проверке 31 марта 2016 г. материального склада организации. Комиссия назначается в следующем составе: председатель комиссии - заместитель директора Тарасов Н.Г.; члены комиссии - бухгалтер Соколова Я.Н., начальник финансового отдела Марков В.И. Порядковый номер приказа - 25; дата приказа - 26.03.2016 г.

Данная инвентаризация является выборочной. В ходе выборочных инвентаризаций проверяется какая-либо часть имущества. Это мо­гут быть товарно-материальные ценности, относящиеся к одному матери­ально-ответственному лицу или находящиеся в одном месте (на складе или в офисе). Основной задачей выборочных инвентаризаций в межинвентаризаци­онный период является осуществление контроля за сохранностью ценнос­тей, выполнением правил их хранения, соблюдением материально-ответ­ственными лицами установленного порядка первичного учета.

*Описание формы Приказа см. в Методическом разделе

 

 

Г) Заполните инвентаризационную опись (порядковый номер - 5) товарно-матери­альных ценностей и сличительную ведомость (порядковый номер - 4) по результатам инвентаризации материального склада на 31 марта 2016г., проведенной по приказу № 25 от 26.03.2016г.

Кладовщик склада материалов - Фомичев С.П. Комиссия в составе: председа­тель - Тарасов Н.Г., члены комиссии - Соколова Я.Н., Марков В.Н.

В результате инвентаризации были выявлены:

-краска:- 10 кг по 200 руб./кг;

-олифа - 5 кг по 100 руб./кг;

-плитка кафельная - 1010 шт. по 20 руб./шт.

-доски - 20 м.куб. по 250 руб./м.куб.

- растворитель - 1,5 кг  (рыночная цена 335 руб /кг)

По данным бухгалтерского учета должно быть:

-краска - 10 кг по 200 руб./кг;

-олифа - 15 кг по 100 руб./кг;

-плитка кафель. - 1000 шт. по 20 руб./шт.;

-доски - 40 м.куб. по 250 руб./м.куб.

**Описание форм инвентаризационной описи и  Сличительной ведомости  см. в Методическом разделе

 

Д) Заполните ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией

*** Описание ведомости см. в Методическом разделе

 

Е) Отразите учетные записи (проводки) по учету излишков и недостач материалов, выявленных в ходе инвентаризации.

**** Обобщенное описание порядка проведения инвентаризации и порядок бухгалтерских записей по ее результатом представлены в Методическом разделе

 

Методический раздел практического задания

 

* Приказ (постановление, распоряжение) (форма № ИНВ-22) является письменным заданием, конкретизирующим содержание, объем, порядок и сроки проведения инвентаризации проверяемого объекта, а также персональный состав инвентаризационной комиссии. Приказ (постановление, распоряжение) подписывается руководителем организации и вручается председателю инвентаризационной комиссии.

Форма № ИНВ-22 утверждена Постановлением Госкомстата РФ от 18.08.1998 №  88 (ред. от 03.05.2000) «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации»

 

 

 ** Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей (форма №  ИНВ-3)

Форма № ИНВ-3 утверждена Постановлением Госкомстата РФ от 18.08.1998 №  88 (ред. от 03.05.2000) «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации»

Применяется для отражения данных фактического наличия товарно-материальных ценностей (производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы и др.) в местах хранения и на всех этапах их движения в организации. Инвентаризационная опись составляется в двух экземплярах и подписывается ответственными лицами комиссии на основании пересчета, взвешивания, перемеривания товарно-материальных ценностей отдельно по каждому месту нахождения и материально ответственному лицу или группе лиц, на ответственном хранении которых находятся ценности.

Один экземпляр передается в бухгалтерию для составления сличительной ведомости, второй - остается у материально ответственного(ых) лица (лиц).

До начала инвентаризации от каждого материально ответственного лица или группы лиц берется расписка, которая включена в заголовочную часть формы.

На выявленные при инвентаризации негодные или испорченные материалы и готовые изделия составляются соответствующие акты.

При выявлении материальных ценностей, не отраженных в учете, комиссия должна включить их в инвентаризационную опись.

В описи ответственные лица комиссии заполняют графу 10 о фактическом наличии товарно-материальных ценностей в количественном выражении. Графа 9 "Номер паспорта" заполняется на материальные ценности, содержащие драгоценные металлы и камни.

(!) Студентам следует заполнить следующие колонки инвентаризационной описи: 1, 2 (проставить счет 10, субсчет определить самостоятельно), 3 (вписать наименование материала), 4 (номенклатурный номер самим придумать), 5,6,7,10,11,12,13.

При заполнении 5 и 6 колонок учесть следующее: в настоящее время при заполнении первичных документов применяются коды ОКЕИ (Общероссийский классификатор единиц измерения) к соответствующим единицам изменения:

Код ОКЕИ Ед. измерения
113 м3
166 кг
796 шт

В конце страницы описи следует прописью указать:

а) число порядковых номеров материальных ценностей;

б) общий итог количества в натуральных показателях, записанных на данной странице, вне зависимости от того, в каких единицах измерения (штуках, килограммах, метрах и т. д.) эти ценности показаны. Такая запись позволяет исключить возможность внесения в состав­ленный документ несанкционированных изменений после его подписания членами инвентаризационной комиссии и материально-ответственными лицами;

в) сумма фактического наличия товарно-материальных ценностей.

Сличительная ведомость ( ИНВ-19)

Форма № ИНВ-19 утверждена Постановлением Госкомстата РФ от 18.08.1998 №  88 (ред. от 03.05.2000) «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации»

Применяется для отражения результатов инвентаризации основных средств, нематериальных активов, товарно-материальных ценностей, готовой продукции и прочих материальных ценностей, по которым выявлены отклонения от данных учета.

В сличительных ведомостях отражаются результаты инвентаризации, то есть расхождения между показателями по данным бухгалтерского учета и данными инвентаризационных описей.

На ценности, не принадлежащие, но числящиеся в бухгалтерском учете (находящиеся на ответственном хранении или арендованные, полученные для переработки) составляются отдельные сличительные ведомости. Сличительная ведомость составляется в двух экземплярах бухгалтером, один из которых хранится в бухгалтерии, второй - передается материально ответственному(ым) лицу (лицам).

(!) Студентам следует заполнить сличительную ведомость лишь в части расхождений, выявленных в ходе инвентаризации. Заполнять следующие колонки: 1, 2, 3, 4, 5,8, 9, 10,11, 24,25,26 (излишки приходуются на 10 счет, субсчет определить самостоятельно),27,28.

 

 

*** Ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией. Служит для обобщения результатов по итогам проведенной инвентаризации.

Форма № ИНВ-26 утверждена Постановлением Госкомстата РФ от 27.03.2000 № 26 «Об утверждении унифицированной формы первичной учетной документации N ИНВ-26 "Ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией»

(!) Студентам следует заполнить Ведомость в суммовом выражении по счету 10 (можно детализировать по субсчетам). Заполнятся колонки 1,2, 3,4,5, 9 (недостачи относим на материально-ответственное лицо)

 

**** Основные положения по проведению инвентаризаций и отражению ее результатов в бухгалтерском учете (Этот материал изучить для решения практического задания, а так же в целях подготовки к экзамену по теме «Инвентаризация»)

 

Назначение инвентаризации.

В ходе инвентаризации проверяются и документально подтверждают­ся наличие имущества и обязательств, их состояние и оценка.

Инвентаризации подвергается все имущество организации и все виды финансовых обязательств. При этом проверять следует имущество, кото­рое принадлежит организации на правах собственности, находится на от­ветственном хранении, арендуемое имущество, полученное для перера­ботки, а также неучтенное имущество. Такая инвентаризация называется сплошной.

По решению руководителя может проводиться и выборочная инвента­ризация, в ходе которой проверяется какая-либо часть имущества. Это мо­гут быть товарно-материальные ценности, относящиеся к одному матери­ально-ответственному лицу или находящиеся в одном месте (на складе или в офисе). Основной задачей выборочных инвентаризаций в межинвентаризаци­онный период является осуществление контроля за сохранностью ценнос­тей, выполнением правил их хранения, соблюдением материально-ответ­ственными лицами установленного порядка первичного учета.

 

Инвентаризационная комиссия.

Для проведения инвентаризаций в организации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия.

Во-первых, она проводит профилактическую работу по обеспечению сохранности ценностей, при необходимости заслушивает на своих заседа­ниях руководителей отделов и подразделений по вопросам сохранности ценностей. Она же проверяет документальное оформление фактов, когда поступившее имущество не соответствует условиям договора по количеству, качеству или ассортименту. Она же определяет причины списания имущества и воз­можности использования отходов.

Во-вторых, комиссия готовит и организует проведение инвентариза­ций, проводит инструктаж членов рабочих инвентаризационных комиссий. Она же проводит контрольные проверки правильности проведения инвента­ризаций, а также выборочные инвентаризации товарно-материальных цен­ностей в межинвентаризационный период.

Эта же комиссия проверяет правильность выведения результатов ин­вентаризаций, обоснованность предложенных зачетов по пересортице ценностей. Если это необходимо, например, при установлении серьезных нарушений правил проведения инвентаризации, комиссия проводит по поручению руководителя предприятия повторные сплошные инвентаризации, рассматривает объяснения, полученные от лиц, допустивших недостачу или порчу ценностей, и дает предложения о порядке регулирования выявленных недостач и потерь от порчи ценностей.

Если в организации есть ревизионная комиссия, а объем работы по ин­вентаризации небольшой, то можно поручить проведение инвентаризаций ревизионной комиссии.

Если же объем работы большой, то для одновременного проведения инвентаризации на всем предприятии создаются рабочие инвентаризационные комиссии. Их создание целесообразно и в том случае, если органи­зация имеет обособленные подразделения (филиалы и представительства) или осуществляет свою деятельность на обширной территории (в строи­тельных организациях, на сельскохозяйственных предприятиях).

Руководитель организации своим приказом утверждает персональ­ный состав постоянно действующих и рабочих инвентаризационных ко­миссий. Этот приказ регистрируется в Журнале учета контроля за выпол­нением приказов (постановлений, распоряжений) о проведении инвентаризации.

В ходе инвентаризации необходимо не только пересчитать количест­во и общую стоимость товарно-материальных ценностей и денежных средств, но и проверить правильность их оценки, то есть обоснованность определения указанной стоимости в бухгалтерском учете. Учитывая важность такой проверки, в инвентаризационную комиссию целесообразно включать специалистов, обладающих необходимой квали­фикацией для проведения анализа правильности оценки имущества и фи­нансовых обязательств организации.

В составе комиссии необходимо так­же наличие сотрудников, имеющих специальные познания относительно инвентаризуемых ценностей. Например, нужны специалисты, способные отличить один вид древесины от другого, посредством обмера определить массу металла в зависимости от его марки или количество зерна опреде­ленного сорта в зернохранилищах и т. п. Участие таких специалистов позво­лит избежать ошибок, сокрытия фактов возникновения пересортицы продукции, а также хищений и злоупотреблений.

Поэтому Методическими указаниями по инвентаризации иму­щества и финансовых обязательств, которые утверждены приказом Мин­фина России от 13 июня 1995 г. № 49 (далее - Методические указания по инвентаризации) установлено, что в состав инвентаризационной комис­сии включаются представители администрации организации, работники бухгалтерской службы, другие специалисты (инженеры, экономисты, тех­ники и т. д.). Кроме того, в состав инвентаризационной комиссии можно включать представителей службы внутреннего аудита организации. Нормативные документы не запрещают вклю­чать в состав комиссий представителей сторонних организаций (аудиторов, оценщиков, экспертов) для формирования экономически обоснован­ных и достоверных результатов инвентаризации.

Рабочие инвентаризационные комиссии осуществляют инвентариза­цию ценностей и денежных средств в местах хранения и производства. Совместно с бухгалтерией предприятия они участвуют в определении ре­зультатов инвентаризации и разрабатывают предложения по зачету недо­стач и излишков по пересортице, а также списанию недостач в пределах норм естественной убыли.

Кроме того, они вносят предложения по вопросам упорядочения при­ема, хранения и отпуска товарно-материальных ценностей, улучшения уче­та и контроля за их сохранностью, а также о реализации сверхнормативных и неиспользуемых материальных ценностей.

На рабочие инвентаризационные комиссии возложена ответствен­ность:

а) за своевременность и соблюдение порядка проведения инвентари­зации в соответствии с приказом руководителя предприятия;

б) за полноту и точность внесения в описи данных о фактических остат­ках проверяемых основных средств, товарно-материальных ценностей, де­нежных средств и средств в расчетах;

в) за правильность указания в описи отличительных признаков товарно- материальных ценностей (тип, сорт, марка, размер, порядковый номер по прейскуранту, артикул и т. д.), по которым определяются их цены;

г) за правильность и своевременность оформления материалов инвен­таризации.

Члены инвентаризационных комиссий, которые вносят в описи заведо­мо неправильные данные о фактических остатках ценностей с целью скры­тия недостач и растрат или излишков товаров, материалов и других ценно­стей, привлекаются к ответственности в установленном законом порядке.

 

Порядок проведения инвентаризации

Порядок проведения инвентаризации и оформления ее подробно представлен в Методических указаниях по инвентаризации. Резуль­таты инвентаризации признаются действительными только в том слу­чае, если соблюдена процедура ее проведения.

Инвентаризация имущества производится по его местонахождению и материально-ответственным лицам. Если при проведении инвентаризации отсут­ствует хотя бы один из членов комиссии, ее результаты будут признаны не­действительными. Еще одним обязательным условием является присутст­вие при проверке фактического наличия имущества материально-ответст­венных лиц.

При коллективной (бригадной) материальной ответственности инвен­таризация проводится с обязательным участием бригадира или его замес­тителя и членов бригады, работающих на момент начала инвентаризации.

Процедура проведения инвентаризации слагается из нескольких этапов.

Этап первый - подготовительный. Этот этап включает в себя следую­щие мероприятия:

-подготовка приказа о проведении инвентаризации;

-формирование инвентаризационной комиссии;

-определение сроков проведения и видов инвентаризуемого иму­щества;

-получение расписок от материально-ответственных лиц;

-прочее.

На втором этапе происходит взвешивание, обмеривание, подсчет, вы­явление и проверка фактического наличия имущества и обязательств, а также составление инвентаризационных описей.

Третий этап - это сопоставление данных инвентаризационных описей с данными бухгалтерского учета. На этом этапе выявляются расхождения, составляются сличительные ведомости и определяются причины расхож­дений.

Четвертый этап - оформление результатов инвента­ризации. Данные бухгалтерского учета приводятся в соответствие с ре­зультатами инвентаризации, лица, виновные в неправильном учете имуще­ства, привлекаются к административной ответственности.

Подготовительные мероприятия

Перед началом проведения инвентаризации членам рабочих инвентари­зационных комиссий вручается приказ о проведении инвентаризации, а пред­седателям комиссий - контрольный пломбир. Приказ регистрируется в Жур­нале учета контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации. В приказе о проведении инвентаризации указываются содержание, объем, порядок и сроки проведения инвентаризации, а также персональ­ный состав инвентаризационной комиссии.

Прежде чем приступить к проверке фактического наличия имущества, рабочая инвентаризационная комиссия обязана опломбировать подсобное помещение, подвалы и другие места хранения ценностей, имеющие от­дельные входы и выходы. Затем следует проверить исправность всех изме­рительных приборов и соблюдение установленных сроков их клеймения. До начала взвешивания весы проверяются на устойчивость, чувствительность и точность взвешивания.

К началу инвентаризации должны быть произведены соответствую­щие записи в карточках (книгах) аналитического учета и выведены остат­ки на день инвентаризации. Комиссия должна получить последние на мо­мент инвентаризации приходные и расходные документы или отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств. Председатель инвентаризационной комиссии визирует все приходные и расходные до­кументы, приложенные к реестрам (отчетам), с указанием «до инвентари­зации на«____»(дата)». Это служит бухгалтерии основанием для определения остатков имущества к началу инвентаризации по учет­ным данным.

Во время инвентаризации все операции по приему и отпуску матери­альных ценностей должны быть прекращены. Ценности, фактически посту­пившие после начала инвентаризации, должны быть оприходованы после даты инвентаризации.

Материально-ответственные лица дают расписки. В них должно быть указано, что к началу инвентаризации все расходные и приходные докумен­ты на имущество сданы в бухгалтерию или переданы комиссии и все ценно­сти, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие - спи­саны в расход. Аналогичные расписки дают и лица, имеющие подотчетные суммы на приобретение или доверенности на получение имущества.

Возможна ситуация, когда впоследствии выяснится, что часть имев­шихся на начало инвентаризации документов, связанных с движением то­варно-материальных ценностей, денежных средств и иного имущества и финансовых обязательств, не была передана в бухгалтерию и, следова­тельно, не учтена при расчете по данным бухгалтерского учета остатков ин­вентаризуемых ценностей и обязательств. В этом случае у виновных лиц должны быть взяты письменные объяснения о причинах допущенных нарушений, а также тщательно проверена подлинность представленных документов. Документы с приложенными к ним объяснениями приобщаются к материалам инвентаризации и учитыва­ются при выявлении ее результатов на общих основаниях.

При внезапных инвентаризациях все товарно-материальные ценности подготавливаются к инвентаризации в присутствии инвентаризационной комиссии, в остальные случаях - заблаговременно. Они должны быть сгруппированы, рассортированы и уложены по наименованиям, сортам, размерам в определенном порядке, удобном для подсчета их количества.

Опись имущества

На втором этапе члены инвентаризационной комиссии пересчитывают, взвешивают, обмеривают и описывают имущество, фактически имеющееся у организации. Обязанность руководителя организации - создать все усло­вия, необходимые для полной и точной проверки фактического наличия имущества в установленные сроки. Для этого он должен обеспечить инвентаризационную комиссию рабочей силой для перемещения и взвешивания грузов, технически исправным весовым оборудованием, измерительными и контрольными приборами, мерной тарой.

При инвентаризации имущества проверка осуществляется, как прави­ло, сплошным методом. Это значит, что пересчитываются абсолютно все товары и ценности. Фактическое наличие имущества проверяется при обя­зательном участии материально-ответственных лиц.

В ходе инвентаризации составляются инвентаризационные описи или акты. В них заносятся сведения о фактическом наличии имущества и реаль­ности учтенных финансовых обязательств. Описи и акты, как правило, составляются в двух экземплярах. На иму­щество, находящееся на ответственном хранении, арендованное или полу­ченное для переработки, составляются отдельные описи.

Инвентаризационные описи и акты являются первичными учетными документами для бухгалтерского учета. Поэтому задача инвентаризацион­ной комиссии на этом этапе - наиболее полно и точно внести в описи дан­ные о фактическом наличии имущества и финансовых обязательств, а за­тем правильно и своевременно оформить материалы инвентаризации.

Инвентаризационные описи можно заполнять как от руки чернилами или шариковой ручкой, так и с использованием компьютерной техники. Описи должны быть заполнены четко и ясно, без помарок и подчисток.

В ходе инвентаризации материально-ответственные лица могут об­наружить ошибки в описях. В этом случае они должны немедленно (до от­крытия склада, кладовой, секции и т. п.) заявить об этом председателю инвентаризационной комиссии. Инвентаризационная комиссия должна проверить этот факт и в случае его подтверждения - исправить выявлен­ные ошибки.

Ошибочные записи исправляются во всех экземплярах описей в соот­ветствии с правилами бухгалтерского учета: неправильная запись зачерки­вается, а над ней проставляется правильная. Исправления должны быть оговорены и подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии и материально-ответственными лицами. Незаполненные строчки следует прочеркивать.

Наименования имущества и отдельных объектов указывается в описях по номенклатуре, принятой в организации. Количество этих ценностей оп­ределяется в установленных единицах измерения.

Товарно-материальные ценности заносятся в описи по каждому от­дельному наименованию с указанием вида, группы, количества и других не­обходимых данных (артикул, сорт и т. д.). Их инвентаризация должна прово­диться в порядке расположения ценностей в данном помещении.

Если инвентаризационная опись или акт составляется на нескольких страницах, то они должны быть пронумерованы и скреплены таким обра­зом, чтобы исключить возможность замены одной или нескольких из них.

В конце страницы описи следует прописью указать: 1) число порядковых номеров материальных ценностей; 2) общий итог количества в натуральных показателях, записанных на данной странице, вне зависимости от того, в каких единицах измерения (штуках, килограммах, метрах и т. д.) эти ценности показаны. Такая запись позволяет исключить возможность внесения в состав­ленный документ несанкционированных изменений после его подписания членами инвентаризационной комиссии и материально-ответственными лицами.

На последней странице описи должна быть сделана отметка о провер­ке цен, таксировки и подсчета итогов за подписями лиц, производивших эту проверку. А затем проставляются подписи всех членов инвентаризацион­ной комиссии и материально-ответственных лиц.

Кроме того, в конце описи материально-ответственные лица дают рас­писку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии, об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий и принятии пере­численного в описи имущества на ответственное хранение.

Если инвентаризация имущества происходит в связи со сменой материально-ответственных лиц, работник, принявший имущество, расписывается в описи в получении, а работник, сдавший это имущество, - в его сдаче.

Если инвентаризация имущества проводится в течение нескольких дней, то помещения, где хранятся материальные ценности, при уходе ин­вентаризационной комиссии должны опечатываться. Пломбир во все вре­мя работы инвентаризационной комиссии хранится у председателя комиссии. Во время перерывов в работе инвентаризационных комиссий (обеден­ный перерыв, ночное время или другие перерывы) описи должны хранить­ся в ящике, шкафу или сейфе в закрытом помещении, где проводится ин­вентаризация.

Сопоставление данных инвентаризационных описей с данными бухгалтерского учета

Следующим этапом проведения инвентаризации является сравнение фактических остатков материальных ценностей, выявлен­ных при проверке, с остатками, учтенными на счетах бухгалтерского учета.

Инвентаризационная опись передается в бухгалтерию, которая срав­нивает фактические остатки имущества с данными бухгалтерского учета. До составления сличительных ведомостей и определения результатов ин­вентаризации бухгалтерия организации должна тщательно проверить пра­вильность всех подсчетов, приведенных в инвентаризационных описях.

Сличительные ведомости  применяются для отра­жения результатов инвентаризации основных средств, нематериальных ак­тивов, товарно-материальных ценностей, готовой продукции и прочих мате­риальных ценностей, по которым выявлены отклонения от данных учета.

Сличительная ведомость составляется в двух экземплярах бухгалте­ром, один из которых хранится в бухгалтерии, второй - передается матери­ально-ответственному лицу.

Сличительные ведомости могут составляться как от руки, так и с ис­пользованием компьютерной техники.

Выявленные суммы излишков и недостач товарно-материальных цен­ностей в сличительных ведомостях указываются в соответствии с их оцен­кой в бухгалтерском учете.

При составлении сличительных ведомостей необходимо учитывать пе­ресортицу товарно-материальных ценностей, когда один сорт товара не­правильно учтен в составе другого сорта, а также суммовые разницы, обра­зовавшиеся в результате пересортицы. Кроме того, следует списать поте­ри в пределах норм естественной убыли.

Одновременно с инвентаризацией товарно-материальных ценностей бухгалтерия предприятия должна проверить записи по всем соответствую­щим счетам в сопоставлении с корреспондирующими счетами. Например, по основным средствам необходимо установить, все ли объекты, принятые в эксплуатацию, числятся в учете; по товарно-материальным ценностям - все ли поступившие ценности оприходованы, а выбывшие - списаны и от­ражены в учете; по незавершенному производству - все ли затраты списа­ны на выпущенную продукцию и т. д.

Оформление результатов инвентаризации

На последнем этапе результаты инвентаризации рассматриваются на заседании инвентаризационной комиссии. Выявляются причины недостач и излишков. Заседание комиссии оформляется протоколом, в котором фиксируются выводы, решения и предложения по результатам инвентари­зации, отражаются результаты проверки состояния складского хозяйства и обеспечения сохранности товарно-материальных ценностей.

При наличии неиспользуемых и неполноценных товарно-материальных ценностей в про­токоле указывается время завоза этих ценностей, наименование постав­щика, состояние ценностей на момент инвентаризации и причины пониже­ния их качества. На такие товарно-материальные ценности должны быть со­ставлены отдельные инвентаризационные описи, а сами эти ценности в ме­стах хранения размещаются обособленно.

На ценности, пришедшие в негодность, также должны быть составлены отдельные инвентаризационные описи. В протоколе комиссии они отмечают­ся отдельно, причем указываются причины их порчи и виновные в этом лица.

Не допускается покрытие недостатка имущества за счет излишков, вы­явленных при инвентаризации. В исключительных случаях возможен взаим­ный зачет излишков и недостач в результате пересортицы.

Предложения инвентаризационной комиссии обобщаются в унифици­рованной форме первичной учетной документации - Ведомости уче­та результатов, выявленных инвентаризацией.

По окончании инвентаризации все материалы по ней и протокол ко­миссии передаются на рассмотрение постоянно действующей инвентари­зационной комиссии.

Окончательное решение о зачете принимает руководитель организа­ции. Ему на рассмотрение предоставляются предложения об урегулирова­нии выявленных при инвентаризации расхождений фактического наличия ценностей и данных бухгалтерского учета.

На заключительном этапе инвентаризации ведомость подписывают руководитель и главный бухгалтер организации одновременно с изданием приказа (распоряжения) об утверждении результатов инвентаризации. Приказ служит основанием для внесения в регистры бухгалтерского учета соответствующих записей.

Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета отражаются на сче­тах бухгалтерского учета в следующем порядке:

- излишек имущества приходуется;

- недостача имущества и его порча - списываются.

В бухгалтерском учете результаты инвентаризации отражаются в том месяце, в котором была закончена инвентаризация.

Отражение результатов инвентаризации в бухгалтерском учете организации

Излишек имущества

В результате инвентаризации может быть выявлен излишек имущест­ва - основных средств, материальных ценностей, денежных средств и т. д. В этом случае инвентаризационная комиссия должна установить причины возникновения излишка и выявить виновных лиц. Имущество, оказавше­еся в излишке, необходимо оприходовать по рыночной стоимости, которая определяется на дату проведения инвентаризации. Стоимость имущества относится на финансовые результаты организации.

В бухгалтерском учете при этом производятся следующие записи:

     ДЕБЕТ 10 (01,04,41,43, 50)  КРЕДИТ  91 - отражена стоимость выявленного при инвентаризации неучтен­ного имущества.

Списание недостач

Если в результате инвентаризации выявлена недостача, то следует установить причины недостач. Первая возможная причина недостач товарно-материальных ценностей - это пересортица. Другая причина состоит в том, что недостача может возникнуть вследствие норм естественной убыли.

Пересортица - это появление излишков одного сорта и недостачи дру­гого сорта материальных ценностей одного и того же наименования. Пере­сортица, а также недостача в пределах норм естественной убыли может возникнуть только по материалам и товарам.

Недостача может возникнуть по вине материально-ответственного ли­ца, по неизвестным причинам при отсутствии виновных лиц, а также в ре­зультате чрезвычайных ситуаций.

Списание сумм недостач на виновное лицо

Недостача материальных ценностей, денежных средств и другого иму­щества, а также порча сверх норм естественной убыли относятся на винов­ных лиц. В бухгалтерском учете это отражается так:

     ДЕБЕТ 94 - КРЕДИТ 10 (01,04,41,43, 50) -  с писана недостача сверх норм естественной убыли;

        ДЕБЕТ 73 -  КРЕДИТ  94  -   списана на виновных лиц сумма выявленной недостачи.

Если недостача возникла по вине работника, то он обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб.

Прямой действительный ущерб включает в себя реальное уменьше­ние наличного имущества работодателя или ухудшение его состояния, а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излиш­ние выплаты на приобретение или восстановление имущества. Работник несет материальную ответственность как за прямой действительный ущерб, непосредственно причиненный им работодателю, так и за ущерб, который возникает у работодателя в результате возмещения им ущерба иным лицам. В тоже время работодатель не может взыскать с работника неполучен­ные доходы (упущенную выгоду).

     ДЕБЕТ 50 -  КРЕДИТ  73 - внесены в кассу суммы по возмещению недостачи виновным лицом

По соглашению сторон трудового договора допускается возмещение ущерба с рассрочкой платежа. В этом случае работник представляет рабо­тодателю письменное обязательство о возмещении ущерба с указанием конкретных сроков платежей.

По заявлению виновного работника администрация может удерживать из его заработной платы сумму возмещения ущерба. В учете при этом делается следующая проводка:

ДЕБЕТ 70 -  КРЕДИТ  73 – удержана из заработной платы виновного работника сумма недостачи.

Если ущерб возник вследствие непреодолимой силы, нормального хо­зяйственного риска, крайней необходимости или необходимой обороны либо неисполнения работодателем обязанности по обеспечению надлежа­щих условий для хранения имущества, вверенного работнику, то работник не является виновным лицом и не должен возмещать потери. Кроме того, работодатель имеет право с учетом конкретных обстоя­тельств, при которых был причинен ущерб, полностью или частично отка­заться от его взыскания с виновного работника.

В вышеуказанных случаях, а так же в случаях, когда виновники не установлены или во взыскании с ви­новных лиц отказано судом, убытки от недостач и порчи списываются на финансовые результаты коммерческой организации.

В бухгалтерском учете делаются следующие записи:

ДЕБЕТ 91 -  КРЕДИТ  73 - включена в состав прочих расходов сумма недо­стачи, выявленная при проведении инвентаризации, во взыска­нии которой с виновных лиц отказано судом;

ДЕБЕТ 91 -  КРЕДИТ  73 - включена в состав прочих расходов недостача, выявленная при инвентаризации, в случае отсутствия винов­ных лиц.

 

Контрольная проверка

По окончании инвентаризации по распоряжению руководителя могут осуществляться контрольные проверки правильности проведения инвента­ризации. Их следует проводить с участием членов инвентаризационных ко­миссий и материально-ответственных лиц обязательно до открытия скла­да, кладовой, секции и т. п., где проводилась инвентаризация.

При этом проверяются ценности, указанные в описи, которые являют­ся наиболее ценными или пользуются повышенным спросом.

Если выявлены значительные расхождения между данными инвентари­зационной описи и данными контрольной проверки, то назначается новый состав рабочей инвентаризационной комиссии для проведения повторной сплошной инвентаризации ценностей.

Руководитель предприятия должен немедленно рассмотреть вопрос об ответственности первого состава инвентаризационной комиссии, допу­стившей нарушения в проведении инвентаризации ценностей.

Участие бухгалтерии в инвентаризации

На различных этапах проведения инвентаризации бухгалтерская служ­ба выполняет различные функции. Бухгалтерская служба:

-участвует в разработке внутренних нормативных документов по про­ведению инвентаризации;

-определяет остатки по учетным данным;

-участвует в проверках, осуществляемых инвентаризационной комис­сией;

-предоставляет комиссии данные о существующих оценках имущества;

-проверяет данные, содержащиеся в описях;

-выясняет причины отклонений от учетных данных;

-готовит предложения по отражению в бухгалтерском учете результа­тов инвентаризации;

-вносит бухгалтерские записи в учетные регистры;

-хранит документы по учету результатов инвентаризации.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: