Имя в истории завода ЭГЗ

Заводы как люди, рождаются и умирают. У каждого своя судьба. Есть среди них долгожители, возраст которых определяется трёхзначной цифрой: немного, но есть молодые предприятия нового типа, рожденные в годы экономических реформ. Имеется целая плеяда заводов – «детей войны», рождённых энтузиазмом и самоотверженностью советских людей в самые тяжёлые для страны годы. Многие из них были и остаются флагманами российской промышленности, к ним и относится открытое акционерное общество «Сарапульский электрогенераторный завод».

Архивные документы свидетельствую, что 17 декабря 1939 года Совет Народных Комиссаров Союза ССР и ЦК ВКП(б) приняли постановление о строительстве в городе Сарапуле Удмуртской АССР завода по производству самопусков и авиационных компрессоров. Численность работающих планировалась в количестве 4134 человека.

В 1941 году работы по строительству первой очереди главного корпуса были в основном закончены, на 6000 квадратных местах можно было производить монтаж оборудования. Рядом с заводом рос рабочий посёлок. Приняли жильцов три рубленых дома и 12 бараков, были построены гараж на 20 машин, баня-прачечная, конюшня на 50 лошадей. Но война всё спланировала по-своему.

Наркоматом авиационной промышленности принимается решение о перепрофилировании завода на производство самолётных генераторов и регулярных коробок в качестве дублёра эвакуированного в город Киров московского завода имени Лепсе. Для вновь организованного предприятия лепсенцы выделили станки, оборудование, техническую документацию, необходимых специалистов. Помогали в решении кадрового вопроса и сарапульские предприятия.

11 мая 1942 года на небольшом пароходе «Фридрих Энгельс» прибыла первая группа эвакуированных рабочих и специалистов. Было их 125 человек. 15 мая пришел эшелон с оборудование. Сразу приступили к разгрузке и монтажу оборудования. В этот же день заработал первый станок нашего завода. Началась его трудовая жизнь. Перед небольшим коллективом стояла трудная задача – в кратчайший срок организовать производство продукции.

Два с половиной месяца восстанавливали и отлаживали станки. К этому времени уже работали инструментальный, штамповочный, механический, гальванический, сборочный, теплосиловой и ремонтно-механический цехи, литейная и термическая мастерские, ряд других подразделений, без которых невозможна жизнь и деятельность заводского организма.

Не считаясь со временем, вели разработку конструкторской документации, проектировали необходимую технологическую оснастку, решали вопросы, связанные с организацией производства и изготовлением деталей, сборка изделий, молодые инженеры и техники: Н.М. Городский, Ю.Г. Левиатов, М.И. Грижибовский, М.М.Стариков.отсутствие квалифицированных рабочих-иинструментальщиков, необходимого оборудования и технологической оснастки, предельно сжатые организации производства вынуждали разрабатывать так называемые «упрощенные» технологические процессы с использование имеющегося оборудования, минимального количества наиболее простой оснастки.

Особенно туго пришлось с кадрами. На производство пришли пенсионеры и домохозяйки, к станкам и верстакам встали подростки, которые в свои 13-14 лет не всегда могли дотянутся до рукояток управления и работали стоя на подставках. В военное время, ощущая серьёзность возложенных задач, дети приобретали профессиональный опыт и взрослели быстро. И все-таки людей не хватало. Острый недостаток был и в инженерно-технических работниках, и в рабочих. Всеми путями решались вопросы с кадрами и их подготовкой. Краткосрочные курсы с каждым днём расширяли свою деятельность. В цехах организовывали индивидуальное обучение.

На новом месте в невыносимо трудных условиях люди учились работать по-новому. Выполнение установленного ежедневного графика выпуска продукции было законом для всех. Всего за время Великой Отечественной войны предприятием было произведено более 30 тысяч комплектов систем генерирования для пикирующих бомбардировщиков Пе-2. С 50-х годов Сарапульский электрогенераторный завод стал специализироваться на изготовлении трёхфазных бортовых систем электроснабжения. Большой импульс развития завод получил в 60-е годы, с переводом систем электропитания самолетов на переменный ток, начиная с самолетов МиГ-23, Ту-134, Як-40. C начала 21 века предприятие является поставщиком систем энергоснабжения и светотехнических приборов внутреннего и внешнего освещения для всех типов российских самолётов и вертолётов. Другое направление производства — электрогидравлические приводы для ракетной техники и системы электропитания и стартовой автоматики для комплексов ПВО. В 90-е годы Сарапульским электрогенераторным заводом освоены новые направления по выпуску гражданской продукции наряду с традиционными.—

В 1959 году впервые в истории ЭГЗ директором завода назначен человек из заводской среды. Им стал Юлий Георгиевич Левиатов. Высокообразованный, эрудированный, интеллигентный, он 30 лет возглавлял предприятие. И не просто возглавлял. За период руководства Юлия Георгиевича завод неизмеримо вырос. Были освоены новые технологии, организованы новые производства сложнейших изделий, различных по назначению и конструкции, в том числе серийный выпуск гидравлических рулевых машин для ракетной техники. Предприятие стало передовым в городе, республике, отрасли. Но главным достижением Левиатова явилось создание сплоченного, организованного и высококвалифицированного коллектива, способного решать любые производственные задачи. Семилетний план (1959-1965 гг.) завод выполнил за 5 лет 7 месяцев. Было внедрено 4200 рационализаторских предложений и 104 изобретения. Производственные площади увеличились на 80 процентов. На предприятии поднялись новые производственные корпуса, шла интенсивная застройка Южного поселка многоэтажными домами. Развивалась социальная сфера самого благоустроенного микрорайона города. Наращивания темпы производства, осваивая все более сложные изделия, электрогенераторный завод досрочно выполнил задания 8-й, 9-й и 10-й пятилеток. Выйдя на новую ступень своего развития, предприятие стало мощным производственным комплексом. За успехи, достигнутые в выполнении заданий, 10-й пятилетки, 40 работников предприятия были награждены орденами и медалями СССР. По результатам работы 11-й пятилетке государственными наградами отмечены 9 заводчан. В 10-й пятилетке построено 35 тыс. квадратных метров жилья, в 11-й – около 45 тысяч. За 12-ю пятилетку (1986-1990гг.) справили новоселье 773 семьи заводских работников. Были освоены современные методы планирования и управления производством, динамично шли процессы механизации ручного труда, автоматизации и роботизации производства, внедрения вычислительной техники и станков с ЧПУ, новых уникальных технологий. Завод постоянно расширял номенклатуру спецпродукции. Это достигалось путем освоения выпуска бортовых систем управления и энергосбережения для всех типов летательных аппаратов, включая генераторы постоянного и переменного токов, преобразователи, пускорегулирующую аппаратуру, двигательную автоматику, фильтры радиопомех, светотехнические приборы наружного и внутрикабинного освещения, а так же гидравлические рулевые приводы для ракетной техники. Безупречное качество продукции позволило заводу стать одним из основных поставщиков комплектующих изделий для головных предприятий авиационной отрасли.

Юлий Георгиевич уделял большое внимание социальной сфере, созданию условий отдыха, оздоровительным мероприятиям, профилактике заболеваний. В рабочем поселке строились благоустроенные дома, детские дошкольные учреждения, школы, техникум, музыкальная школа, медицинские учреждения, профилакторий, база отдыха, пионерский лагерь, спортивный комплекс, состоящий из стадиона, спортзала, плавательного бассейна. За два десятка лет Южный превратился из барачного рабочего поселка в благоустроенный микрорайон города Сарапула. Во всем этом личный вклад Ю.Г. Левиатова. Внёс весомый вклад в освоении серийного производства генераторов для бомбардировщиков Пе-2, в освоение заготовок и изготовление деталей методом литья в кокиль и центробежного литья. Разработал ряд стендов для испытаний изделий, в том числе стенд для динамического испытания роторов электрически генераторов. Руководил подготовкой к серийному выпуску систем гидравлических рулевых машин для аэрокосмической техники, освоением новой авиационной техники. Автор двух изобретений.

Международная акция «Читаем детям о войне»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: