[ФИО ОТПРАВИТЕЛЯ, например: Иванова Ивана Ивановича ]
Уважаемый [ИМЯ И ОТЧЕСТВО АДРЕСАТА, например: Владимир Иванович ], пишу Вам от лица всех сограждан РФ, которые оказались сейчас под угрозой потерять свои автомобили, в надежде на то, что Вы можете решить данный вопрос!
Дело в том, что сейчас в Вашей помощи нуждаются около 300 тысяч россиян. Прибавьте ещё их родных и близких, итого около 900 тысяч человек, в том числе и я со своей семьёй.
Вышеупомянутые Граждане России с 2017 года приобретали транспортные средства в Республике Армения согласно действующему законодательству РФ и положениям ТК ЕАЭС. Транспортные средства регистрировались непосредственно на граждан Российской Федерации, имеющих постоянную регистрацию на территории Российской Федерации. Затем каждый собственник оформил на свой автомобиль полис ОСАГО. Каждый собственник на руках имеет Свидетельство о регистрации Транспортного Средства (СТС), технический осмотр и полис ОСАГО.
Ранее вице-премьер России Дмитрий Медведев поручил МВД, Минтрансу, Минюсту, ФТС и ФСБ разработать меры, которые позволят привлекать к ответственности водителей с иностранными номерами за нарушения ПДД. Об этом сообщает «Коммерсантъ».
От представителей ведомств он (Дмитрий Медведев) ждал предложений по «обеспечению неотвратимости наказания иностранных граждан и иностранных перевозчиков», нарушающих правила дорожного движения. На данный момент водители автомобилей с номерными знаками других государств, как правило, избегают наказания в случае фиксации нарушений камерами, так как в ГИБДД отсутствуют данные о владельцах таких транспортных средств.
Но дело в том, что МВД, Минтранс, Минюст, ФТС и ФСБ не разработали адекватных мер по «обеспечению неотвратимости наказания иностранных граждан и иностранных перевозчиков», нарушающих правила дорожного движения. Начальник Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения, генерал-лейтенант полиции Черников Михаил Юрьевич решил пойти по наиболее простому для него пути и заставить всех владельцев автомобилей на армянском учёте поставить данные автомобили на учёт в РФ. Но чтобы поставить автомобиль на учёт в РФ, нужно заплатить таможенную пошлину за данный автомобиль, а это примерно плюс 2-3 цены автомобиля (в отдельных случаях 4-5 цены автомобиля), что смогут себе позволить лишь единицы, т.к. для большинства это неподъёмная сумма. Люди покупали автомобили в Армении именно из-за низкой стоимости.
Согласно документу: ДОГОВОР О ПРИСОЕДИНЕНИИ РЕСПУБЛИКИ АРМЕНИЯ К ДОГОВОРУ О ЕВРАЗИЙСКОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ СОЮЗЕ ОТ 29 МАЯ 2014 ГОДА (подписан в Республике Беларусь, г. Минск, 10 октября 2014 года), Приложение N 3: п. 31. Автомобили, ввезенные на территорию Республики Армения из третьих стран после подписания Договора, в отношении которых таможенные пошлины, налоги уплачены по ставкам, отличающимся от установленных приложением 5 к Соглашению, а также автомобили, указанные в пункте 30 настоящего приложения, в других государствах - членах Евразийского экономического союза признаются иностранными товарами:
до уплаты таможенных пошлин, налогов в размере разницы уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов и сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате по ставкам, указанным в приложении 5 к Соглашению;
до истечения 3 лет после начала применения Республикой Армения ставок, установленных ЕТТ ЕАЭС в отношении автомобилей легковых и прочих моторных транспортных средств, классифицируемых в товарных позициях 8702, 8703, 8704 21 и 8704 31 ТН ВЭД ЕАЭС.
В данном пункте говорится о том, что автомобили, привезённые в Республику Армения после 10 октября 2014 года не являются товарами таможенного союза, соответственно такие автомобили можно поставить на российский учёт в двух случаях, это при уплате таможенной разницы с Российской Федерацией и с 1 января 2023 года.
П. 33. В отношении автомобилей, указанных в пунктах 30 и 31 настоящего приложения, при их ввозе на территории других государств - членов Евразийского экономического союза проводится таможенный контроль, а при необходимости уплаты таможенных платежей - совершаются таможенные операции в порядке, установленном Таможенным кодексом таможенного союза, иными регулирующими таможенные правоотношения международными договорами и другими актами, составляющими право Евразийского экономического союза, с учетом пунктов 34 и 35 настоящего приложения.
В данному пункте указано, что таможенная служба Российской Федерации обязана была произвести таможенный контроль транспортных средств, купленных, а затем ввезённых в Россию гражданами России, но подобный контроль не производился, все автомобили проезжали через «зелёный» коридор, тем самым спровоцировав нарушение таможенного законодательства гражданами России, ввозившими автомобиль, приобретенный в Республике Армения. Хотя далее мы ещё поговорим о «зелёном» коридоре.
Перед покупкой транспортных средств в Республике Армения гражданами России, последние письменно и по средствам телефонной связи задавали вопросы в подразделения таможенной службы своих регионов, касающиеся свободного передвижения по Российской Федерации граждан Российской Федерации на автомобилях, которые состоят на учёте в Республике Армения и оформлены на граждан Российской Федерации. В ответ от уполномоченных сотрудников таможенной службы поступали разъяснения о том, что можно беспрепятственно передвигаться гражданам России по Российской Федерации на транспортных средствах, находящихся на учёте в Республике Армения, которые оформлены на граждан России.
Данный факт легко подтверждается официальными ответами, которые будут разобраны далее:
- Ответ на обращение от 31.10.2018 №04-35/Д-6223 от Главного Управления организации таможенного оформления и таможенного контроля ФТС России.
Далее по тексту: Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 260 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее ТК - ЕАЭС) таможенному декларированию подлежат транспортные средства для личного пользования, перемещаемые через таможенную границу Союза любым способом, за исключением транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных в государствах-членах.
Соответственно гражданам России не нужно декларировать свои автомобили, которые были приобретены в Республике Армения, при пересечении границы.
Далее: в соответствии со статьёй 25 Договора о ЕАЭС от 29 мая 2014 года одним из принципов функционирования ЕАЭС является свободное перемещение товаров между территориями государств – членов ЕАЭС без применения таможенного декларирования и государственного транспортного контроля. Следовательно, при ввозе транспортного средства для личного пользования, зарегистрированного в Республике Армения, в Российскую Федерацию отсутствует необходимость совершать таможенные операции, связанных с декларированием транспортного средства для целей временного ввоза, данные транспортные средства СВОБОДНО перемещаются по территории ЕАЭС. Также согласно пункту 10 статьи 260 ТК ЕАЭС установлено, что физическое лицо вправе по своему желанию осуществить таможенное декларирование.
По факту получается обратное: основной принцип ЕАЭС свободного перемещения не соблюдается; таможенные органы заставляют производить таможенные операции, уплату таможенной пошлины на транспортные средства; никакого свободного перемещения транспортных средств по территории ЕАЭС нет!
- Ответ на обращение от 25.06.2020 года № 35-33 / Д-0335 от Северо-Кавказского таможенного управления.
Далее по тексту: в соответствии со статьей 25 Договора о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астана, 29 мая 2014 г.) (далее — Договор о ЕАЭС) одним из принципов функционирования Таможенного союза является свободное перемещение товаров между территориями государств-членов без применения таможенного декларирования и государственного контроля (транспортного, санитарного, ветеринарно-санитарного, карантинного фитосанитарного), за исключением случаев, предусмотренных настоящим Договором.
В соответствии с положениями статьи 1 Договора о присоединении Республики Армения к Договору о ЕАЭС от 29 мая 2014 г. (подписан в г. Минске 10 октября 2014 вступил в силу 2 января 2015 (далее — Договор о присоединении), Республика Армения присоединяется к Договору о ЕАЭС, а также другим заключенным в рамках формирования договорно-правовой базы Таможенного союза и Единого экономического пространства международным договорам, входящим в право Евразийского экономического союза по перечню согласно Приложению 1 к Договору о ЕАЭС, и с даты вступления в силу Договора о присоединении становится членом ЕАЭС.
Подпунктом 5 пункта 1 статьи 260 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее — ТК ЕАЭС) установлено, что таможенному декларированию подлежат транспортные средства для личного пользования, перемещаемые через таможенную границу Союза любым способом, за исключением транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных в государствах-членах. Таким образом, в отношении транспортных средств для личного пользования, которые зарегистрированы в государстве, являющемся членом Союза, таможенные операции, связанные с временным ввозом и обратным вывозом, НЕ СОВЕРШАЮТСЯ.
После подобных письменных и голосовых ответов граждане России приобретали автомобили в Республике Армения с 2017 года и действительно беспрепятственно передвигались по Российской Федерации. Но с 1 июля 2020 года в разных регионах России начались рейды ГИБДД по «отлову» автомобилей с государственными номерами Республики Армения. Сотрудники ГИБДД используют положения Статьи 12.1 КоАП РФ - Управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке, транспортным средством, не прошедшим государственного технического осмотра или технического осмотра. Но дело в том, что все автомобили зарегистрированы в установленном порядке и имеют свидетельство о регистрации транспортного средства, оформленное на граждан Российской Федерации, в следствии чего сотрудники ГИБДД не имеют права применять данную статью. Также у собственников транспортных средств имеются и все остальные указанные документы.
Вышеупомянутый Черников Михаил Юрьевич «спустил» руководителям Госавтоинспекции на региональном уровне распоряжение №13/12-П-5574 от 29.06.2020 г., в котором он изложил своё видение решения вопроса «армянских номеров». Там он ссылается на Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" от 10.12.1995 N 196-ФЗ, статьи 15, ч. 3. Транспортное средство допускается к участию в дорожном движении в случае, если оно состоит на государственном учете, его государственный учет не прекращен и оно соответствует основным положениям о допуске транспортных средств к участию в дорожном движении, установленным Правительством Российской Федерации. Требования, касающиеся государственного учета, не распространяются на транспортные средства, участвующие в международном движении или ввозимые на территорию Российской Федерации на срок не более одного года.
Во-первых, данный ФЗ относится только к автомобилям, которые являются постоянными «резидентами» РФ, т.е. уже растаможенные в РФ, или автомобили, которые не зарегистрированы на территории ЕАЭС. Данный ФЗ противоречит основным принципам ЕАЭС и был принят до возникновения ЕАЭС, следовательно, он устарел и требует внесения в него поправок с чётким указанием на транспортные средства, зарегистрированные на территории ЕАЭС. Россия является членом ЕАЭС, соответственно, можно логично предположить, что любое транспортное средство, зарегистрированное на территории ЕАЭС (В России, Армении и т.д.), полностью соответствует понятию «правильная» регистрации в РФ и других странах-членах ЕАЭС.
Во-вторых, по поводу «Требований, касающихся государственного учета, не распространяющихся на транспортные средства, участвующие в международном движении или ввозимые на территорию Российской Федерации на срок не более одного года». Под словами «на срок не более одного года» подразумевается «временный ввоз», который не применим к автомобилям ЕАЭС.
Далее господин Черников М. Ю. ссылается на Федеральный закон "О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 03.08.2018 N 283-ФЗ, статья 8, пункт 3, подпункт 1 - Владелец транспортного средства обязан обратиться с заявлением в регистрационное подразделение для постановки транспортного средства на государственный учет в течение десяти дней со дня выпуска в обращение транспортного средства при изготовлении его для собственного пользования, со дня временного ввоза транспортного средства на территорию Российской Федерации на срок более одного года либо со дня приобретения прав владельца транспортного средства, ранее не состоявшего на государственном учете в Российской Федерации.
Временный ввоз не применяется к транспортным средствам ЕАЭС. Транспортное средство уже стоит на учёте в ЕАЭС, куда входит и Российская Федерации. А так как здесь не указано действие в отношении транспортных средств, состоящих на учёте в странах ЕАЭС, данный пункт не применим.
В своём распоряжении господин Черников М. Ю. разъясняет сотрудникам Автоинспекции, что у граждан РФ, передвигающихся по территории РФ на собственных автомобилях, зарегистрированных в Республике Армения, усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.1 КоАП РФ «Управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке». Но хочу напомнить, что данные транспортные средства зарегистрированы в установленном порядке в стране-члене ЕАЭС.
Также господин Черников М. Ю. усматривает состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.3 «Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе регистрационных документов на транспортное средство, а в установленных случаях документов, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза, с отметками таможенных органов, подтверждающими временный ввоз транспортного средства». Но у всех владельцев ТС имеется при себе СТС, что является регистрационным документом по правилам ЕАЭС. А документов, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза, с отметками таможенных органов, подтверждающими временный ввоз транспортного средства нету ни у кого, т.к. при пересечении границы, данные документы не оформлялись и не выдавались, т.к. транспортные средства перемещались через «зелёный» коридор и понятие «ВРЕМЕННЫЙ ВВОЗ» не применимо к транспортным средствам ЕАЭС.






