Тест для родителей
1. Гордитесь ли Вы тем, что Ваш ребенок уже с детства был чистюлей?
2. Умеете ли Вы спокойно и обстоятельно отвечать своему ребенку на вопросы, связанные со взаимоотношениями мужчин и женщин?
3. Целуете ли и гладите Вы своего ребенка после того, как ему исполнилось 5 лет?
4. Настаиваете ли Вы на том, чтобы ребенок сам убирал игрушки?
5. Способны ли Вы в присутствии ребенка признать свою ошибку?
6. Уважаете ли Вы право ребенка на личную тайну?
7. Есть ли у Вас привычка повторять «А вот в мое время...» или «Ребенок должен держать язык за зубами»?
8. Делитесь ли Вы с ребенком радостями и горестями?
9. Бывает ли, что в качестве наказания Вы запрещаете смотреть ребенку телевизор?
10. Знаете ли Вы точно, как ребенок проводит время без Вас?
П. Если бы кто-нибудь придумал робот-воспитатель, который бы вместо родителей идеально воспитывал детей, купили ли Вы бы такую машину?
12. Критикуете ли Вы детей в присутствии посторонних?
Теперь посмотрите в приведенную ниже табличку. Если Ваш ответ совпал с тем, который в ней приведен, засчитайте 1 балл.

А теперь подсчитайте сумарное количество баллов.
1—2 балла — Вы слишком строги и педантичны, стоит быть немного терпимее.
3—4 балла — не мешало бы Вам предоставить ребенку немного больше свободы и самостоятельности.
• 5—6 баллов — Вы не имеете последовательного стиля воспитания: порой слишком требовательны, порой позволяете ребенку слишком много.
7—8 баллов — Вы не очень опытны как педагог, но воспитываете ребенка с любовью и радостью.
9—10 баллов — Вы очень хорошие родители, способные передать ребенку верное отношение к жизненным проблемам.
11 — 12 баллов — Вы могли бы поделиться опытом воспитания с профессиональными педагогами.
Как же стиль воспитания влияет на особенности общения ребенка? Психологами и педагогами давно замечено, что чрезмерное подавление приводит либо к защиты о-агрессивно и реакции ребенка при отсутствии доверия к другим людям, либо, напротив, к чрезмерной пугливости, неспособности постоять за себя. И то и другое приносит в школе большие неприятности.
С другой стороны, стиль попустительский тоже нарушает правильную оценку ребенком ситуации: он не знает, что можно, а что нельзя, и рискует попасть впросак в общении с другими людьми. Вседозволенность — «медвежья услуга» ребенку, которому придется столкнуться с правилами поведения и внешними требованиями в школе.
Правильное воспитание построено на взаимном уважении и доверии в семье при сохранении статусных различий: ребенку не следует допускать панибратских отношений с родителями, которые, в свою очередь, не должны вести себя инфантильно, провоцируя неуважение со стороны ребенка.
Что же делать, если Вы несколько обеспокоены тем, как Ваш ребенок общается? Поиграйте с ним! Дайте ему роль того персонажа, качеств которого, на Ваш взгляд, ему не хватает. Если Ваш ребенок излишне пуглив — дайте ему сыграть злого волка, чтобы он сумел изжить свой страх. Если же он излишне агрессивен — пусть сыграет тихого мудрого ослика Иа-Иа и почувствует, что можно общаться и мирно. В сценках из школьной жизни это могут быть старшеклассник-хулиган, справедливый учитель, верный друг-одноклассник и т. д. Играя в школу, обратите внимание на распределение ролей в соответствии с характерами детей!
Что я знаю о школе?
Тест для детей
1. Как обращаются к учительнице?
2. Как привлечь к себе внимание, если нужно о чем-то спросить?
3. Что говорят, если нужно выйти в туалет?
4. Что такое урок?
5. Как узнают, что время начинать урок?
6. Что такое перемена?
7. Для чего нужна перемена?
8. Как в школе называется стол, за которым дети пишут?
9. Где пишет учитель, когда объясняет задание?
10. Что такое отметка?
11. Какие отметки хорошие, а какие плохие?
12. Что такое школьный дневник?
13. В классе учатся дети одного возраста или разного?
14. Что такое каникулы?
Важно, чтобы ребенок ответил принципиально верно, можно и без уточнений.
Ответы.
1. По имени-отчеству и на «Вы»,
2. Молча поднять руку так, чтобы ее было видно.
3. Поднять руку и сказать: «Извините, можно выйти?»
4. Это то время, в течение которого дети учатся чему-либо новому: слушают объяснения учителя и ответы учеников, делают упражнения и не выходят из класса. Иногда словом «урок» называют просто задания.
5. Звенит звонок или колокольчик, коридоры пустеют, дети бегут в классы.
6. Перемена — это перерыв между уроками.
7. Перемена нужна для того, чтобы дети могли выйти из класса, поиграть, позавтракать.
8. Дети пишут за партой.
9. Учитель пишет на доске.
10. Отметка — это число, которым оценивают успехи -правильно или неправильно, хорошо или плохо ученик выполнил задание.
11. 1 («единица») — хуже не бывает, 2 («двойка») — плохо, 3 («тройка») — посредственно, 11.
удовлетворительно, не очень хорошо, 4 («четверка») — хорошо, 5 («пятерка») — отлично. В других странах бывают другие оценки: от 1 до 20 во Франции; в России в прошлом веке, наоборот, 1 была самой хорошей оценкой, а 5 — самой плохой; так же и в современной Германии.
12Дневник — это такая тетрадка, где имеется расписание уроков, дети записывают задание на дом, а учитель ставит отметки.
13. В одном классе учатся обычно дети одного возраста — одного года рождения.
14. Каникулы — это перерыв в учении на несколько дней в связи с праздниками, а также на все лето; после летних каникул дети идут в следующий класс.
Если он ответил правильно на:
11 — 14 вопросов — в школьных правилах для него не будет неожиданностей,
7—10 вопросов — неплохо, но можно еще поговорить или почитать о школе,
4—6 вопросов — необходимо поподробнее поговорить о школьных правилах и вернуться к игре «Лесная школа»,
1 — 3 вопроса — а ходили ли Вы сами в школу? Поиграйте в ту же игру и попросите быть учителем кого-либо из знакомых!
Подбери слово Упражнение — тест
Первый этап.
Попросите ребенка подобрать слова близкого значения (синонимы) к следующим словам:
Дом (хижина, терем, дворец, замок, жилище, здание)
Комната (помещение, зал, светелка, горница, аудитория, кабинет)
Товарищ (приятель, сверстник, знакомый, друг)
Достаточным для дошкольного возраста является результат, при котором ребенок сумел подобрать 3 слова близкого к заданному значению.
Второй этап.
Объясните, что такое антонимы (слова противоположного значения), и попросите ребенка подобрать антонимы к следующим словам:
Трусливый (храбрый, отважный, смелый, геройский, безрассудный, рискованный)
Удача (несчастье, неприятность, неудача, потеря, провал, поражение)
Худой (полный, толстый, тучный, грузный)
Хорошим считается результат, если ребенок сумел подобрать 2 антонима; если же не сумел найти ни одного слова даже после объяснения, необходимо усиленно расширять словарный запас.
Третий этап.
Спросите у ребенка, что такое «посуда»? Пусть назовет несколько предметов, относящихся к посуде.
Достаточным для возраста считается количество, не меньшее чем 8 предметов. Если же этот показатель ниже, необходимо расширять словарный запас ребенка.
Повтори предложение!
Тест — упражнение
Предложите ребенку повторить предложения различной длины, которая измеряется количеством слогов. Начинают работу с коротких предложений, продолжая до тех пор, пока ребенок не начнет пропускать или путать слова. Запомните последнее предложение, которое он повторяет без ошибок.
Для повторения предлагаем следующие фразы:
15 ел. Щенок — очень милое домашнее животное.
16 ел. Волк, хищное животное, питается другим зверьем.
17 ел. Мама ходила сегодня в магазин и купила яблок.
18 ел. Ваня ходил на рыбалку и поймал четырех пескариков.
19 ел. Костя и Виктор хотят, чтобы их хорошенько отшлепали.
20 ел. Костя повесил на новогоднюю елку разноцветные шишки.
21 ел. Мальчики ходили в лес гулять и видели там белку и восемь дроздов.
22 ел. Маленькие котята целыми днями возятся и играют друг с другом.
23 ел. Серая в яблоках лошадь весело бежит вдалеке, помахивая хвостом.
24 ел. Дети в лесу набрали кучу еловых шишек и весело поспешили домой.
25 ел. Буйволы любят валяться на мелководье, если им никто из зверей не мешает.
26 ел. За окном белым-бело — это снег, вдруг неожиданно выпавший прошлой холодной ночью.
27 ел. Когда птенцы учатся летать на лугу, их заботливые родители летают рядом.
28 ел. Никто даже не может предположить, как замечательно будет учиться наш ребенок в школе.
29 ел. Крокодилы — южные животные, и не надо бояться, что они могут приплыть в Москву-реку.
39 ел. Замечательна рождественская елка — веселая, увешанная игрушками и подарками!
31 ел. На столе лежат четыре никем не прочитанных газеты и выгорают на солнце.
32 ел. Лебеди учат маленьких и капризных лебедят плавать в реке, а они верещат и сопротивляются.
33 ел. Осенью в лесу, шурша листьями, шишками и ветками, гуляют ежи, чувствующие свою безопасность.
34 ел. Унылая и рассерженная крыса в норе размышляет о жизни и сопровождающих ее опасностях.
35 ел. В ноябре в лесу уже нет поганок, как, впрочем, вообще грибов, которые засыпают на время зимних холодов.
Для детей 6-7 лет хорошим считается показатель, если они воспроизводят предложение в 33—35 слогов, удовлетворительным -- 28—33 слога, а если Ваш ребенок может запомнить только до 27 слогов, необходимо чаще учить с ним наизусть стихотворные и прозаические отрывки!
Один и много
Упражнение-тест
Обратитесь к ребенку со словами: «Ты знаешь, что можно говорить об одном предмете, а можно — сразу обо многих. Давай поиграем так: я называю один предмет, а ты — много. Например: карандаш — карандаши, мышь — мыши. А теперь продолжим!» Родители называют первое слово, а ребенок — второе (во множественном числе).
Книга — книги, собака — собаки, дерево — деревья, ухо — уши, флаг — флаги, морковь — моркови, матрас — матрасы, стул — стулья, телефон — телефоны, лебедь — лебеди, свеча — свечи, ножницы — ножницы, окно — окна, пальто — пальто.
Если ребенок не допустил ошибок — поздравляем Вас, Ваши воспитательные усилия не пропали даром; если он сделал 1—2 ошибки — надо заниматься дальше; если больше 3 ошибок — ежедневное чтение в течение получаса должно стать для Вас приятной обязанностью!
Внятная речь
Упражнение-тест
Предложите ребенку повторить слова: велосипед, трансформатор, холодильник, стеклярус, колокольчик, apple (англ., яблоко), fir-tree (англ., елка). Обратите внимание на ошибки, которые допускает Ваш ребенок при повторении:
1. Пропуск слогов или звуков.
2. Перестановка звуков и слогов (типа «коричвеный» вместо «коричневый»).
3. Изменение ударения в слове.
Прекрасно, если ребенок не делает никаких ошибок! Если же это не так, что случается довольно часто, поупражняйтесь с ним в повторении трудных слов с учетом наиболее частых ошибок. Если имеются ошибки всех типов, необходимо посоветоваться с логопедом.
Скороговорки
Упражнение-тест
Это задание может использоваться и для проверки артикуляционных навыков (способности произносить) у ребенка, и для их упражнения. Произнесите спокойно и отчетливо следующие предложения и попросите ребенка их повторить. Если он не делает ошибок, можно постараться повторить их быстрее.
За гиппопотамом по пятам
Топает гиппопотам.
На дворе — трава,
На траве — дрова.
Не руби дрова
На траве двора!
Сшит колпак,
Да не по-колпаковски,
Надо его переколпаковать,
Перевыколпаковать.
Ишак в кишлак дрова возил,
Ишак дрова в траву свалил.
— Расскажите про покупки!
— Про какие про покупки?
— Про покупки, про покупки,
- Про покупочки мои.
Я вижу шкаф
Упражнение-тест
Предложите ребенку «поиграть» со словами. Вы называете слово в именительном падеже («просто как оно называется»), а ребенок должен поставить его в правильной форме.
В углу стоит шкаф.
У шкафа оторвалась ручка.
Я подхожу к шкафу.
Я вижу шкаф.
Я вижу пыль на шкафу.
Санки хранятся за шкафом.
Для того чтобы хранить вещи, столяры делают шкафы.
При оценке результатов обратите внимание на согласование по смыслу предлога и падежа, в котором ребенок употребляет существительное «шкаф». Если ошибок больше 2, необходимо делать упражнения по развитию речи и общей культуры ребенка: пересказы, ответ на вопросы и др.
Следующие задания предлагаются детям, умеющим читать.
Живая шляпа
Упражнение-mean
Попросите ребенка прочитать вслух текст. По рассказу Н. Н. Носова
Котенок Васька сидел на полу возле комода и ловил мух. А на комоде, на самом краю, лежала шляпа. И вот Васька увидел, что одна муха села на шляпу. Он как подпрыгнет — и уцепился когтями за шляпу. Шляпа соскользнула с комода, Васька сорвался и как полетит на пол! А шляпа — бух! — и накрыла его сверху.
Если ребенок прочитал текст, попросите пересказать его прочитанное, обязательно задавая вопросы на понимание: кто сидел на полу, чем он был занят, почему упала шляпа, зачем котенок прыгал. Хороший показатель -- если ребенок понял прочитанное. Если же навыки чтения сформированы не полностью, он может читать механически, не улавливая смысла происходящего. В этом случае рекомендуется читать по крайней мере 20 минут в день вслух.
Если ребенок читает достаточно хорошо, Вы можете усложнить задание. Попросите ребенка читать текст про себя. Затем повторите его сами, делая паузу перед выделенными словами, а ребенок пусть их вставляет. Если он понял текст, это задание не вызовет сложностей. В другом случае рекомендации остаются прежними — читать, читать, читать!
Не огорчайтесь, если ребенок читать не умеет — это не может быть причиной для отказа в приеме в школу. Однако имейте в виду, что обучать его чтению все равно придется не учительнице, а Вам!






