Одним из важнейших требований, предъявляемых к учёту, является реальность и точность показателей. Однако при ведении учётных записей могут возникнуть расхождения между данными учёта и фактическим состоянием имущества. Причинами расхождения могут быть:
- естественные изменения (усушка, выветривание и т.п.);
- ошибки, допускаемые при приёме и отпуске средств (излишки, недостачи, пересортица);
- ошибки в учёте (арифметические ошибки в подсчётах, описки в документах, неправильные записи);
- хищение.
Поэтому необходима сверка фактического наличия имущества с данными учёта, которая проводится при помощи инвентаризации.
Инвентаризация – это один из элементов метода бухгалтерского учёта, обеспечивающий достоверность учётных данных путём сверки документального подтверждения фактического наличия имущества и финансовых обязательств, выявление отклонений от учётных данных и принятие решений по внесению изменений в данные бухгалтерского учёта.
Инвентаризация имеет важное контрольное значение. Её целью является установление:
– фактического наличия средств по ответственным за их хранение лицам;
– наличия неполноценного и ненужного предприятию имущества, что даёт возможность своевременно принять меры к его реализации, уценки и т.п.;
– условий сохранности имущества;
– недостатков в учёте и контроле;
– ошибок и злоупотреблений, имевших место в документах;
– реальности сумм, учтённых по статьям баланса;
– обоснованности подбора материально-ответственного лица.
Инвентаризацию проводят все хозяйствующие субъекты в соответствии с действующими методическими указаниями. Проведение инвентаризации обязательно в следующих случаях:
а) при смене собственника или реорганизации предприятия;
б) при ликвидации предприятия;
в) перед составлением годовой отчётности;
г) при смене руководителя или материально-ответственного лица;
д) при установлении фактов хищения, порчи, пожара, стихийного бедствия;
е) по решению контролирующих, судебных и иных уполномоченных на то органов.
Инвентаризацию проводит специально созданная комиссия в составе:
– представитель администрации;
– работник бухгалтерии;
– материально-ответственное лицо;
– представитель собственника.
Комиссия создаётся приказом директора.
Инвентаризация проводится с обязательным присутствием материально-ответственного лица. Для проверяемых инвентаризация должна быть неожиданной. Всё проверяемое имущество подлежит подсчёту, взвешиванию, обмеру и т.д. Инвентаризация не должна прерываться. Если её нельзя закончить в течение одного дня, то на время перерывов (обед, ночное время) складские помещения опечатываются.
Виды инвентаризации, порядок её проведения
Инвентаризация подразделяется на следующие виды:
– полная инвентаризация охватывает всё имущество предприятия и имущество, принятое на хранение. Проводится 1 раз в год перед составлением годового отчёта. Её называют годовой (обязательной) инвентаризацией.
– частичная инвентаризация охватывает отдельные виды средств (основные средства; материалы, денежные средства);
– сплошная инвентаризация охватывает проверку всего имущества по определённому материально-ответственному лицу (МОЛ);
– выборочная инвентаризация проверяет только некоторые ценности у конкретного МОЛ;
– плановая инвентаризация проводится в соответствии с планом бухгалтерии предприятия;
– внеплановая инвентаризация проводится внезапно по инициативе администрации или по сигналу о злоупотреблениях МОЛ;
– необходимая инвентаризация проводится при смене МОЛ, после стихийных бедствий, хищений и при переоценке материальных ценностей;
– повторная инвентаризация проводится в случае, когда возникли сомнения в качестве уже проведённой инвентаризации;
– контрольно – перепроверочная инвентаризация проводится в период инвентаризации или сразу после неё. Охватывает не менее 10% проверенных ценностей. В случае расхождений руководитель требует письменное объяснение от лиц, проводимых инвентаризацию, и от МОЛ. Виновные привлекаются к ответственности.
– перманентная инвентаризация проводится в соответствии с внутренним планом бухгалтерии в течение года по отдельным видам имущества на различные даты.
План инвентаризации ежегодно составляется главным бухгалтером, утверждается руководителем предприятия и не подлежит разглашению.
Порядок проведения инвентаризации следующий:
– перед проведением инвентаризации членам комиссии вручается приказ об инвентаризации, а председателю комиссии – печать-пломбир. В приказе установлены сроки проведения инвентаризации и состав комиссии;
– комиссия составляет план проведения инвентаризации, в котором указывает виды проверяемых средств и фамилии МОЛ;
– председатель комиссии проводит инструктаж с МОЛ по вопросам порядка проведения инвентаризации, сроков и оформления результатов;
– МОЛ должны составить отчёт об остатках средств на момент инвентаризации, на котором председатель комиссии ставит подпись, дату и пишет «до инвентаризации»;
–комиссия берёт расписку МОЛ о том, что все операции оформлены документально;
– комиссия закрывает и опечатывает место хранения ценностей и приступает к снятию остатков;
– результаты инвентаризации отражают в инвентаризационных описях в 2-х экземплярах. В конце описи МОЛ даёт расписку о том, что для проверки предъявлены все материальные ценности, что инвентаризация проведена правильно и претензий для выявления окончательных результатов нет.