Мифы и верования древних славян и их отражение в народном творчестве

Мифы неразрывно связаны с религией – «язычеством», для которой характерно многобожие и олицетворение сил природы. Эти образы запечатлены в сказках, народных песнях, произведениях народного декоративно-прикладного творчества.

Род – первопредок. Вначале мир пребывал во тьме, но внешний явил золотое яйцо, в котором был заключен Род. Из лица его вышло Солнце, из груди – месяц, из очей – звезды, из бровей – зори, из дум – ночи, из дыханья – ветер.

Рожаницы – древнейшие женские божества, связанные с культом плодородия. Старшая – Лада (лад в доме, богиня домашнего очага), младшая – Леля (люлька – в ней дитя лелеется)

Солнечные боги:

- Сварог – верхний бог, сын Рода, бог огня;

- Даждьбог –бог Солнца, сын Свар., податель благ. 2р. в сутки пересек-т Океан-море на ладье, запряжен. гусями, утками, лебедями;

- Ярила – бог плодородия, ежегодно умирающий и воскресающий. Бог яростной любви, юный, пылкий любовник с венком на голове. Богатырь, веселый молодец;

- Перун – плодородия, сын Сварога, после – покровитель войн. На колеснице он поражает змея, стремящегося похитить солнце;

- Велес (Волос) – изображается в виде головы ящера, покровитель домашних животных, обитатель подземного мира;

- Мокошь (Макошь) – олицетворение матери, прядет нити – судьбы людей (сфера ее влияния люди и их быт);

- Мать-Сыра Земля – кормилица и заступница, человекоподобное существо;

- Русалки, Водяные, Лешие, Домовые, Банники и прочие духи природы и дома.

Местами поклонения этим божествам являлись не храмы, а горы – «Девенья гора», «Лысая гора».

Мифы и верования древних славян нашли свое отражения не только в образах произведений НХТ, не только в обрядах, традициях и ритуалах, но и в храмовых постройках, в памятниках деревянного зодчества. Эти верования наложили свой отпечаток на формирование культуры в целом, это источник информации, несущий нам понимание мировоззрения жизни и быта предков.



Роль реформ Петра 1 в развитии НХК.

 Цель деятельности Петра – создание новой могучей Российской империи, которая должна была стать одним из самых сильных, богатых и просвещенных государств в Европе.

 В конце 17 в. начинает проведение крупных реформ во всех областях русской жизни, на опыте западноевропейских стран в развитии промышленности, торговли, культуры.

 Бытовые изменения:

- запрещается носить бороды и старое русское платье;

- вводились новые обычаи – ассамблеи, питье кофе, ношение париков. Собрания-балы с участием женщин в домах российской знати, по заранее составленному календарю, на ассамблеи обязательно являлись «чиновные особы», дворяне, богатые купцы. Появились специальные помещения для курения, танцев, игр в шахматы и шашки.

 Ускорился темп жизни

- ввод нового летоисчисления (Указ от 19-20 декабря 1699 г.) вместо 1 сентября – 1 января. Переход к исчислению лет с Рождества Христова (а не от Сотворения мира, как прежде);

- «реформой часа» 1706г. устанавливается: час – 60 мин, 12 делений циферблата; главный отсчет суток – полдень (12 ч. дня) и полночь (12 ч. ночи). Вместо принятых ранее на Руси (полное время измерялось от восхода до заката, которое в течение года, в зависимости от природных циклов изменялось: зимой день длился от 7 до 17 ч., циферблат состоял из 17 делений). Реформа была воспринята неоднозначно. Старообрядцы стали называть Петра человеком «у Бога 7 лет укравшем». Реформа отразилась и на земледельческом календаре, который соответствовал естественному природному циклу.

 Новые формы общения, реформы культуры:

- развлечения, светские праздники, фейерверки, маскарады;

- появление первого публичного театра в 1702 г.;

- музицирование –на клавикорде, скрипке, флейте. Светская музыка на ассамблеях, торжественных празднествах, во время прогулок, в домах вельмож. Создание камерных ансамблей;

- появление крепостных театров;

- газеты, типографии;

Культурные преобразования 1-й четверти 18в. определили основное направление историко-культурного развития. Но культура этого времени представляла еще своеобразный сплав новаций и традиций: появление светской школы и сохранение патриархальных форм обучения. Развитие светских знаний и предоставление Синоду права цензуры, новое отношение к человеку и сохранение крепостной зависимости. Во многом черты переходного периода имели литература и искусство. Новая культура распространялась главным образом в кругах дворянства и купечества. Представители податных сословий, видевших в ней «чужую», «господскую культуру», по-прежнему придерживались патриархальной системы ценностей.

Петр I любил шумные гуляния, излюбленными зрелищами были фейерверки (часто принимал участие в их устройстве). 18 в. называют играющим веком, жизнь воспринималась сквозь призму игры (механизированные куклы, различные автоматв, заводные диковинки – музыкальные шкатулки, табакерки или часы).

С конца 17в. становятся популярными светские лубочные картинки (много и западноевропейских «потешных листов», русских лубков с изобр. Шутов, скоморохов, народных праздников и гуляний, сказочных героев).

Наплыв в страну в 18в. иностранцев (бродячих актеров и др.) способствовал знакомству населения с европейским ярмарочным искусством. Площадной фольклор вбирал в себя и традиционные народные зрелища (выступления кукольников, вожаков медведей, музыкантов и балагуров). Из года в год городская площадь впитывала, отбирала, перерабатывала весь разнообразный материал, приспосабливая его к требованиям своего основного носителя, формируя его вкусы и запросы. Это привело к возведению на ярмарочных площадях целых увеселительных городков, включавшие и старые и новые развлечения и зрелища.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: