Худож-образная система крестьянск жилища и домашняя утварь

Крестьянская изба – срубное жилище.

Значение при строит. жилища - выбор места (не строили на перепутье дорог, местах захоронений, выбирали с помощью ритуалов - пускали икону по реке). Важен - выбор дерева. Дерево - доступный материал - возводились различные типы построек: жилища, хозяйств-е сооруж., укрепления, храмы. Дерево - «живое» сущ-во (рубка с определенными обрядово-магическими действиями). Не применяли деревья с изъянами или аномалиями, сухие деревья (мертвые, лишенные жизненных соков), росшие на могилах, заброшенных дорогах (вела на тот свет), молодой лес, старые могучие «священные» деревья. Предпочиталась сосна, иногда и ель. Осина - проклятое дерево - не применялась. Дуб - материал дорогой и применялся выборочно (для подпечных фундаментов и др.).

С древних времен русским мастерам были известны срубная,столбовая и каркасная конструкции. В центре и на Севере - срубная констр. – в основе сруб или клеть из горизонтальных рядов бревен образуют 4 стены. Стены сполбовых построек из сплошных рядов вертикально поставленных и вкопанных в землю бревен. В каркасной - промежутки между вертикальными каркасными бревнами зашивались горизонтальными рядами досок.

В разных частях России существовали свои региональные традиции в конструкции построек. Большинство из них сформировались на основе избы-пятистенки (с 10-11 до 17-18 вв.), пятая стена делила сруб на избу и сени.

Север - 2ярусн дом с 2скатной крыш с подклетом для хоз-х целей и крыт двор.

В Центр.– 2ярусные, двор не крытый, примык к боков стороне, подклет невыс.

На Юге – избы низкие без подклета, двор по периметру хоз. постройки с 4-хскатн крышей на расстоянии от дома с летней печью или кухней.

В Сибири – усадьбы-крепости, высокая деревянная изба, амбар на расстоянии с глухим массивным забором.

пространство избы делилось на несколько зон или «углов», составляющих определенную иерархию:

- «Красный» («святой») угол – парадное помещение с полкой-«божницей»;

- «бабий угол» или «куть» - пространство около печи;

- «подпорожье» или «кут» - мужское простр (для занятий хозяина ремеслом).

Главным предметом в избе - стол. Лавки- вдоль стен по всему периметру избы, заканчивающиеся «коником» у двери, функциональная деталь постройки.

Дом олицетв - окружающий мир (как и мир - целостный ансамбль). В его устройстве отраж. космологич представления чел-ка (противопост «своего» (обжитого) и «чужого» (враждебного - с нечистой силой) - оберегающая сила дома). В жилище человек - композицион центр (антропоцентризм). Изба - ансамбль (во внутренней и внешней, в вертикальной и горизонтальной структуре). Основа вертикальной структуры – троичность: крыша (внутри – потолок) символизировала небо, связывала дом с небесами (в древнем – не было потолка); из слухового окна под крышей на фронтоне лился основной поток света. Снаружи декор фронтона изобилует солярн символикой: образ коня – свет, солнце, бог Перун. Причелины вдоль фронтонов крыши с их несложным геометрическим орнаментом символ. воду, ее запасы на небесах – «хляби небесные». Солнце изображалось на резных досках, свисающих с правого и левого скатов крыши (восходящее и закатное) и под коньком (полуденное). Окно светелка оформлялось солярной символикой, его конструктивные детали – курицы – делались в виде силуэтов птиц.

Средняя часть - жилое простр-во (дом и его обитатели- с окружающая среда, с миром природы). Краснае окна, украшенные снаружи наличниками с солярной символикой и вышитыми полотенцами изнутри (лазейки внешних таинственных сил- должны быть защищены охранно-магическим декором, также связывали с окруж-м миром, были источн. света),.

С распространением крыши на стропилах появляется лобовая доска (широкая, прикрывала место стыка сруба и фронтона) - граница небесного и земного мира, покрывавшаяся глухой резьбой (зооморфные, растительные – природа, окружающий человека мир). Образы лобовой доски взаимодействовали с солярной символикой наличников и как бы привлекали в дом свет, благополучие, плодородие и богатство. В жилищах Рус. Севера чаще вертикальные ритмы - идея взаимодействия с небом. Декор домов лаконичен и сосредоточен в верхней части постройки (солярная символика).

В средней полосе и Поволжье - горизонтальные ритмы (взаимодействие с окружающим миром). Декор домов Поволжья (обилие глухой резьбы) - образцы воплощения древних мотивов народн иск-ва, стилист-х приемов корабельной резьбы и заимствований из классической каменной арх-ры.

В интерьере жилого пространства, декора почти не была (кроме Урала и Сибири – активно использовалась роспись). Декор жилища - с помощью тканей, предметов ДПИ, предметов обстановки. Образы архитек-го декора повторяются в декоре предметов - объединяет жилище в ансамбль. Основа ансамбля интерьера - горизонтальная иерархия пространства. В красном углу (божий, святой) – обитал Бог, собиралась вместе семья (торж. события), помещался стол (как престол в церкви). В противоположность красному углу была печь (древний языческий центр жилища; запечное и подпечное пространство – обиталище домового). В вертикальной структуре интерьера – особое значение пола и потолка (границы с обиталищем злых духов – подполье и чердак). Важное смысловое значение матицы – символически делившей пространство избы: пройдя под ней, человек попадал как бы из прихожей в парадное помещение. Подполье – подземный мир, полон духов.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: