Народный землед календарь в системе художественной культуры

Календарь (лат.1 день месяца).

Основное занятие славян – земледелие - культура, масса праздн-в и обрядов носила земледельч-й характер. З имний и летний солнцеворот, весеннее и осеннее равнод-вие. 3 календаря: гражданск, церковн, народн (аграрн).

Встреча Нов года в марте, с 14в. церк перенести на 1сент. (в1492). В 1699г. ПетрI - Юлианск календ. (с 1янв). В 1918г Рос. перешла на Григориан календ.

Но народное времяисчисле опирается на смену времен года - основа период зимнего солнцеворота. Праздники аграрного года насыщ приметами и пословицами, запретами и наставлениями, играми и плясками, обрядами и обрядовым фольклором, развлечением и обильной едой и др.

С принят Христ-ва смеш 2 картины мира – языч-я и христ-я (почит-е святых, закреплен определ день в году, вплелись в канву народнх знаний земледел-в).

Русская церковь века боролась с язычеством. Ни гонения, ни угрозы не помогли, язычество растворилось в религии, образуя новое – народный землед-й календарь. От христ-ва – приуроченье к святым, от язычества – распределение между святыми забот о погоде, здоровье и сельском хозяйстве.

Зимние: Рождество – совпадало с зимн солнцев - увеличение светового дня (25дек). Святки отмечались с 25дек/7ян по 6янв/19 янв. У Др. Славян - праздники, связан с культом прир, ее возрожд. 31дек/13янв-«индрец» Васильев Вечер (щедр вечер) дети, молод ходили по домам, пели колядки, мотивы их связаны с весен-летн крестьянск работами (магия 1го дня – все, происх распростр на год).

Крещение – накануне - крещенский сочельн. На Руси Крещение связано с верой в живородящую силу воды. В народе устраивали смотрины невест. В этот день если в воду падает снег, то год будет плодородным.

Масленица – прощ с зимой и встреча весны- черты аграрного и семейно-родового культа. Усл-символич действ (связь с ожид будущ урожая и припл скота) обращ к солнцу «идущему на лето», атриб - помочь солнцу справиться с зимой. Солярные знаки (катящ горящ колесо, блин, катание на лошадях по кругу). Блины –символ солнца, и древняя обрядов. поминальн пища вост славян (обычай оставлять 1й блин за окошком- расклевывали птицы, или отдавать нищему для поминания усопших - от культа предков).

 В суб отмеч «малую маслу». Дети кат с горы - кто дальше, у того родится самый длинный лен. Воскр-е - наносить визиты родным, приглаш их на масл.

Пон– «встреча» - дети делали горки и пригов: Позвал семик масл-цу, прилетай

Вт–«заигрыш» - молод приглаша друг к другу в гости, на горах покататься.

Ср–«лакомка» - тещи приглашали своих зятей на блины.

Чт–«Шиширок чт» - гулянье широк, игрища, кулачн бои 1на1, стен на стенк.

Пт–«тещины вечерки» - зятья угощали тещ блинами.

Сб–«золовк посиделк» -невестк пригл родн к себе или подр. Дети-в городки.

Вск–«проводы», «целовник», «прощ воскр». За 50 дн до Пасхи. Покаяться, попрос прощ-я у живых и усопших. Сжигали чучело Масл-цы стоявшее всю неделю. Огонь очищ и оберегал, призывал растопить снега и приблиз весну.

  ВЕСЕН 22мар– Сороки. Празд 40 великом. Прилет жавор и кулик. Сорока - вить гнездо. Хоз-ки пекли из теста птиц. Дети пели заклики. Песни,  хоровод.

7 апр – Благовещенье. Грех заниматься делом. Гавриил принес Бл весть Марии о грядущем рождении Иисуса.

Пасха – 1 воскр 1 полнол от дня весен равнод-я – издревле великий праздник скотоводч и землед племен. В канун убир избу, пекли куличи, красили яйца.

Радуница – почитание предков. Вт после пасх недели (радеть, заботиться).

Красная горка –начиналась с Фомина воск. Встречали весну, играли свадьбы. Солнце - ярче, окрашивая оттаявшие пригорки в красный цвет. После обеда на кладбище, поминали усопш, украш могилы. С восхода солнца молодые на холм, держа круглый хлеб в одной руке, а красн яйцо в друг, хороводы.

Семик –чт (7нед.от Пасхи) – зелен святки. Егоров день (23 апр/6мая). Скотину, гладили по хребту краш яйцом, которым одар пастуха, выгоняли веткой вербы. Катали яйца с красн горы. Др.славяне почит прир, украш дом ветками- конец весны–нач лета. Культ зелени. Завив березки, плели венки, в реку.

Троица – 50ца – воскр. после семика, день накануне поминания усопших, Вождение хороводов у «субботних костров». Символ – русская береза. Праздничное шествие, хороводы, шуточное обливание, катание на лодках.

ЛЕТНИЕ Иван Купала – посвящен солнцу (культ огня и воды). Купальная ночь самая короткая – нельзя спать. Сбор трав, цветов папоротника.

Ильин День – 20июл/2авг. В честь Ильи-пророка. Оконч сенокоса, нач жатвы. Символ – колос. Перунов день у язычников.

Спас – 1/14 авг. – Медовый спас (спас на воде); 6/19ав – Яблочный спас (спас на горе); 16/24ав – ореховый спас (спас на полотне).

ОСЕННИЕ

Семенов день – 1/14 сент. Встреча осени, Осенины. Утром женщины выход на берег реки или пруда, встречали матуш Осенину с хлебом в руках.

Капустки- сбор капусты собирались в доме, солили капусту, пекли пироги.

Зажинки – нач жатвы. 1й сноп именинный. Ставили в красн угол до дожинок.

Жожинки – оконч жатвы. После – пекли общий пирог из свежей муки. Собир с полей оставшиеся несрез колосья, свивали венок, одевали девицы, шли по деревне с песнями, впереди - мальчик с последн снопом украш лента в руках. Стави под образа (до Покрова, вынос во двор и с заклинан скармл животным).

Покров – 1/14 окт. Явление Богородицы в сер10в. Первое зазимье. Откуда ветер – оттуда зима. Крестьяне начинали конопатить избу, затыкать щели до Покрова, а то не будет тепла. «Покровитель свадеб».

Стужень –1; Лютень –2; Березень –3; Перезозон –4; Правень –5; Червень –6; Липень –7; Серпень –8; Вересень –9; Желтень –10 Листопад- 11 Прудень- 12.

 


4. Семейно-быт обряды и празд. Рожд и имянареч. Похорон­-помин обряд

Семейно-быт празд и обр сопровожд чел-ка от момента рождения до смерти. Оберег-е чел-ка от злых духов, злого языка, сохр. Здоровье. Человек зависит от прир, духов и божеств - отражено в пр-ях нар тв-ва, плачах и причитах.

Обряд – универсальный способ взаимод-я людей с внешним миром (как с силами природы – божествами, духами и нечистой силой, так и с другими сообществами людей) и их влияния на этот внешний мир.

Рожд-е и имянареч. Забота о рожд-и здор ребенка, жизни и здор матери. Для беремен налагали ряд запретов: контактир-ть с определ предм (веник, хомут, жердь, веревку); времен, пространствен (кладбище, строящ-ся дом); питье, еда (рыбу,зайчатину, сросш плод,спиртн); социальные (смотреть неприметн).

 Желание берем женщ - исполнять. Пол ребенка (больш знач для материальн сост семьи, наблюд (полнеет, живот округл– девочка, обостряющ – мальчик).

При наст родов, с рожен все прощаются. Остается бабка–повитуха и муж. Повитуха: доброжелательная, не отмыв усопших, не молод, желат вдова.

Муж – развязывал. на ней пояс, испить из своего сапога. Если рожать стоя – обводят ее 3 раза вокруг стола (в углах его соль), держась за привязан к брусу кушак. Облегчен родов - помещали в больш купель из дуба, березы, в хорошо истоплен бане. Открывали все замки, расплетали волосы, снимали украшения

Повит, обрезала, завяз пупов. Мыли младенца теплой воде, с серебр монетами.

Дитя оборачивали отцовскими портами, старыми рубаш –был спокойным (оберег и связь м-ду ними). Для красоты – покрывали материей зелен цвета.

Крещ. натощак (8,40день). Кум покупал крестик, подарки родне, одарив повит. Кума–крестильн рубаху, матери–отрез холста. При выходе из дома кум нес мальч, кума – девоч, нельзя было оборачив-ся, громко говорить, спотык-ся.

После крестин - поздравл отцу и матери, кумовьям, повитухе. Ребенка свивали и клали к матери на расстелен шерстью вверх шубу. Ссобытия при родах и крестинах - указание на будущ судьбу – счастл: родился в «сорочке», девочка похожа на отца и наобор, в день рожд случилась прибыль).

Воду после крещ-я выливали в укром место, не ступала нога чел-ка и жив-го.

 Младенца клали под образа или печь и обращались к домовому с просьбой принять в дом: «Родной приходи, да смотри, в доме укрепи».

На крестины все члены семьи. Гости - подарки. Бабка-повитуха накрыв на стол, варила «крестильную кашу» (пшенная каша с петухом или курицей, украшенная яйцами) – ритуальн блюдо – отожд рождения младенца с плодор земли, скота. Кашу на стол в горшке, горшок – в меховой шапке.

Поверья: люльку не качают пустой – чтобы спал спокойно; не стригут ногти и волосы до года – чтобы рос хорошо; не дают смотреться в зеркало – чтобы не запоздал в разговорной речи; не метут около него – чтобы быстро пошел.

 Похор-помин. Смерть (неизбежна) сопровожд опред ритуалами. Согл др.слав. предст, душа покидает тело со смертью чел-ка, возносится с дымом погребальн костра, уходит в страну мертвых (на небе, на земле, под землей...)

Согл Христ. Вееров-ю, душа проповедн - в рай, грешника – в ад. С установл. христ-х обрядов многие черты народной обрядности сохранились.

Подгот к смерти. Заранее готовиться к смерти, приготовить себе смертную одежду. Предчувств-й близость смерти, старался совершать добрые дела.

После смерти. Зажигают свечи (горят пока в доме покойник). Тело обмывают у порога (на стол ногами к печи, омыв 2-3р. тепл водой с мылом из глиняного горшка). В новую одежду (шили левой рукой, иголкой от себя, без узлов, застегивают наоборот). Покойник лежал на лавке, на соломе (пот сжигали), в передн углу избы, лицом к иконам. В избе - тишина. Над телом чит молитвы, приходили прощаться. Гроб изнутри устелем мягким, под головой подушка, сверху покрывало. Окропляли гроб святой водой. Тело с молитвами переносили в гроб с закрытыми устами, скрещенными руками на груди, правая рука поверх левой, в левой – платок. Возле гроба ставили 4 свечи в виде креста (над головой, под ногами, сбоку). В гроб - деньги. На лбу венчик – полученный при отпевании. Хорон на 3-е сутки, после обеда, до заката.

  Следование похорон (не по путям живых люд.): 1м - несший икону; несущие крышку гроба (узкой частью вперед); духовенство; несли гроб (на полотенце, жердях, носилках, санях – перевернутых кверху полозьями); близкие родственники; соседи, знакомые, любопытные.

Перед опусканием в могилу - целование умершего. В могилу - церковн свечи, горсть земли. Лицом к востоку, в ногах уст крест. Ели кутью, бедным и нищим раздавали угощения и деньги. Самоубийц хоронили в лесу.

До 1пол. 18 в. хоронили в церквах, вблизи них, после – на кладбищах.

Обряд сопровожд плачи, в них - мифологич представл о смерти как о сущ-ве, от которого зависит прекращ-е жизни чел-ка и религиозн взгляды о вере в загробн жизнь. Отношение к умершему двояко (старались обеспечить всем нужным; боялись и старались от него уберечься). В деревнях существовали специальные плакальщицы. Все диалоги, благодарен после помин обеда идут именно как причет. Причетный напев характериз фальцетным регистром исполнения, экспрессивн интонац (со всхлипами, рыд-ми).

 Рус причит, по идейно-худож содерж делят на: северные (разверн-ю картину жизни и быта крестьянск семей)- повествоват-ны, поэтич текст метафоричен, образен, с 2ударным тоническим стихом; южные – меньшие объемом, состоят из отдельно взятых фраз, чередующихся с возгласами – жалобные песни, с прозаическим текстом с нестабильн ритмическ организац-й.

 Композ-я: зачин (обращ к умерш); повествовани е (не прерыв-ся лирич-ми отступл, содерж оценку). Поэтический язык эмоционален с вопросительными и восклицательными интонациями, часто описание прир явл, уменьши-но-ласк-х суффиксов. Много эпитетов («ясный сокол», «добрый молодец»).

 





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: