Народное танцевальное творчество

Танец – яркое, красочное творение народа, эмоциональное художественное специфическое отображение его многовековой жизни.

В каждой области, местности складывались свои традиции, свои особенности, своя манера исполнения, свои самобытные танцы.

Танцами народ украшал свой быт, свою жизнь. В каждом городе или деревне в излюбленных местах, в дни праздников или гуляний собирался народ, водили хороводы, играли в различные игры. Огромное фольклорное танцевальное богатство.

Развиваясь, нар. танец приобрел устойчивые признаки – форму и стиль исполнения, свои традиции, песенное и музыкальное сопровождение и т.д.

2 основных жанра – хоровод и пляска.

Изобразительные средства нар хореографии формиров в условиях родового быта и своеобразных суеверных представлений. На эволюцию народного танцевальн тв-ва влияли: соц и бытовые условия; измен-я административн, политич, хозяйственного, бытового, религиозного порядка (религиозн реф 9-10в.–пляска, игры, песни, музыка были - к категории греха, нашествие монголо-татар, допетровский период (17 в.) – пропаганда аскетизма, искоренение пляса и игрищ).

Особую роль в становлении русского танца – скоморохи (их искусство уходило корнями во времена, когда игры и пляски являлись неотъемлемой частью языческих обрядов). В период средневек истории рус государства искусство скоморохов сыграло большую роль, отражая помыслы народа, сохраняя и развив основные черты нар игровой песенно-плясовой культуры.

Отражает систему духовно-нравственных ценностей и образов-идеалов, трудовые и бытовые традиции народа, особенности природной среды его проживания. В особой пластике, содержится многообразная информация о преобладающих видах деятельности, нормах поведения и взаимодействиях между различными половозрастными и социальными группами. Огромное влияние на формирование народной танцевальной культуры оказывали мифологические представления об устройстве мира, В древности танцы многих этносов существовали в неразрывной связи с магическими обрядами, ритуалами, праздниками народного календаря. Со временем утратив эти функции, они превратились в одну из форм досуга.

Особенности: широта. простота, доступность манеры исполнения; связь с музыкальным и песенным творчеством («играют», «водят», «ходят»); импровизационность, и необыкновенная выразительность рук танцующего.

Хоровод – это массовое народное действо, где пляска или просто ходьба, или игра неразрывно связаны с песней. В языческие времена - имел культово-обрядовое значение. Освобождаясь от языческих элементов, хоровод со временем утрачивает значение обряда. Появляются хороводы с новыми песнями, которые отражают социальную, бытовую и другие темы.

 Начальн форма построен хороводов – круг («круг», «воротца», «8-ка», «колонна», «корзиночка», «карусель» и др.). Движения хоровода, его рисунок исходят из содержания песни.

Виды хороводов:

 - круговые – «ходьба по кругу», песня и музыка являются организующим и ритмизующим действия танца. В развитии логически переходили в быструю массовую пляску или сольную, мужскую или женскую;

- игровые –в основе – драматическая игра (раскрывают содержание произвед в танце). Иногда могли перестраиваться в круговой плясовой хоровод или массовую пляску в быстром тепе;

- «узорчатые»- «вьюном» (круг двигался в такт песне в ту или другую сторону) темпа песни задавал быстроту (заводила водил как вздумается);

- вечерошные-сидячие (Сиб)– «короткие» хороводы, в медленном темпе и имели свою разновидность лиродраматического действия. С малым кол-вом (изба, место у ворот, мост, пригорок) в начале вечерки. Рисунок их – полукруг, двигавшийся по кругу. В зимнее время во время проведения вечерок исполнялись «сидячие» хороводы – исполнялась песня сидящими на скамейке, а в центре избы девушка или юноша разыгрывали действие (в конце действия парень с девушкой обязательно должны поцеловаться);

- проходочные- по кругу, колонной, линией, которая может остановиться, приплясывая на месте, хлопая в ладоши. Если он парный, то пары, идя друг за другом, расходятся вправо и влево, образуя 2 круга по 2 колонны. Движен: «шаг с каблука», «шаг с притопом», «хлопки в ладони», «кружение» на месте.

 Местные особенности: Север – водили хороводы летом и зимой на улице. Плавность и величавость движения, сдержанность, степенность (головы не повернет – лишь поворот в сторону корпусом). Не переходят в пляску и припляс. В круговых и «узорчатых» хороводах принимали участие только девушки – невесты и молодки (и пели в них одни девушки). Характерная их черта – линейное построение (величавая поступь линиями – шеренгами, т.е. проходочные хороводы). В Средней полосе – не водили, а играли. Богатство народных песен – от распевных до быстрых (дробление ритма, учащение произнесения текста). Песни делятся на 2 части – медленную и быструю, и хоровод из 2-х частей – медленного движ (по кругу) и быстрой, живой пляски. В Юго-Запад регионах - в быстром и среднем темпах. Движения - быстрые, резкие, соединенные руки приподняты над плечами. Плечи и весь корпус подвижен (сочетание с резкими поворотами корпуса). Припляс и пляска. В Южных - хороводы-танки - плясовой задорный хар-р, разнообразный рисунок с быстрыми песнями.

Пляска распространенный и любимый вид народного танца. Не застывшая форма, она открывает большой простор для индивидуального и массового творчества. Состоит из ряда отдельных движений – элементов, отличающихся характерной манерой исполнения, имеющих национальный колорит. Движение наполнено смыслом, с помощью пластики исполнитель раскрывает содержание пляски, создает художественный образ. Все исполняемые движения подчинены ритмы и темпу, характеру музыкального и песенного сопровождения. Все движения связаны воедино.

Мужская - широта, размах, удаль, ловкость, юмор, внимание к партнерше.

Женская –плавность, величавость, благородство и задушевн (но с задором).

Импровизация - основа пляски (свободное комбинирование разнообразных движений, их усложнение, сочетание новых и усложнение старых вариантов).

- одиночная - может начинаться с движения по кругу – или с выхода в круг исполнителя какого-либо движения на месте – с выходки (индивидуальность, мастерство, изобретательность и дарование исполнителя). Индивидуальна, разнообразна и неповторима по своим движениям, манере, настроению;

- парная –очень красивая (парень и девушка, реже молодые мужчина и женщина,  любящие или симпатизирующие друг другу). Содержание – как бы сердечный разговор, диалог влюбленных;

- массовый пляс – возникал на игрищах стихийно, непосредственно (возникал в связи с: встреча весны, свадьба, удачная охота и т.д.). Чаще в парах – один против другого, и по 3е, и по 4ро, адресуя свои движения, кому-либо из пляшущих рядом. У каждого своя задача – сплясать лучше, стоящего рядом;

- перепляс;

- групповая пляска - небольшая группа исполнителей. Организованность, установленное построение. Различные фигуры и перестроения срепетированы и четко отработаны исполнителями. Исполняются под популярные в народе песни, плясовые мелодии, различные припевки, страдания, частушки.

Кадриль – (с нач.19– 20в.) имела импровиз хар-р, постеп появились определ фигуры и определ муз сопровожд. Парный танец, с определен композицией. Различные рисунки создают различные варианты кадрилей. Кадриль может превратиться и в массовый танец – число пар - четное. Число фигур - до 12. Северные - степенны, плавны. Квадратная (угловая), линейная, круговая.

В квадратной кадрили перемещения исполняются «по углам», 4мя парами (между противоположно расположенными парами). Исполняется простым переменным или шаркающим шагом, перестроения очень быстрые, иногда с дробными выстукиваниями. Фигуры в ней разнообразны:

 - движение всех пар к центру и расход на свои места, кружения в парах;

 - пары из противоположных углов меняются местами, одна пара образует воротца, другая – в них проходит, все кружатся на месте, возвращ на места;

 противоположные пары образуют круг, двигаются по кругу, расходятся на места противоположной пары, повторяется до возвращения на свои места;

  В линейной, двухрядной кадрили четное количество исполнителей (от 4-х). Движения в парах - «стенкой на стенку» - линейно навстречу друг другу.

В круговой  - любое кол-во пар (не меньше 4-х). Перемещения проходят по кругу, по часовой стрелке, а одного из партнеров против часовой стрелке.

  19. Народное декоративно-прикладное творчество

резьба по дереву. Исконно русским резным материалом - белая береза, липа, дуб, ольха (красная и черная) – однородный, матовый, светло-коричневый. Практически любая древесина применима в резьбе, главное – соответствие задуманной композиции (механические и декоративные свойства породы).

Виды: ажурная (пропильная)– украшала лишь отдельн части здан (наконечн окон, дверей, причелины); плосковыемчатая; рельефная; скульптурная; контурная; геометрическая; комбинированная.

Мастера Моск и Вятск губ - высокий уровень худож обр дерева. В 17 в. - производство игрушек в Сергиевом Посаде (резали, раскрашивали фигурки - куклы, составляя из них многофигурные или парные композиции - гусара и барыни). С. Богородское вырезали, неокрашенную игрушку - игрушки с движением, изображавшие птиц и зверей, медведей.

Во 2 пол 19 в. в Абрамцево  -мастер Ворносков (д. Кудрино), создал новый прием резьбы – абрамцевокудринский - с причудл растит узором (плавно изгиб стебли, унизанные листьями, переплет с изображением рыб, шишек, цветов), с подушечным (фон и элементы на одной высоте) и подборным (фон подбирается, срезается на одинаковую глубину, а узор - приподнятым).

роспись по дереву. Хохлома (Нижегород. Губ.)- золотистого цвета дерев. изделия с растительным орнаментом, цветистые и праздничные. На протяж вв. хохломские изделия - дешевая деревянная посуда, украшала суровый крестьянский быт, вносила праздничность, нарядность. Поэтическое видение красоты родной земли (солнечный образ цветения природы, краски осени, красоту зелёного луга). Изделия делают из липы, вытачивают на токарном станке формы изделий, просушивают, покрывают жидким слоем местной жирной глины (вапы), льняным маслом и просуш, 3-4 раза покрыв олифой. В последн раз сушат не до конца (пристал порошок алюминия). Роспись маслян красками, без предварит прорисовки орнамента. В росписи сочетаются красный и чёрный цвета с золотом фоном. После росписи покрывают лаком, закаливают в печах. По приёмам письма они раздел на два основн вида – «верховое» (рисунок по фону), «под фон» (фон закрашивается - золотой).

лаковая миниатюра. Палешане, мстерцы и холуйцы пишут миниатюры желтковой (эмульсионной) темперой. Палехские и холуйские -в росписи протоки незаписан черного лакового фона. Миниатюрная роспись в Палехе, Мстере и Холуе, как правило, обрамляется тончайшим золотым орнаментом. На Федоскинском промысле сохранились традиции миниатюрного портрета и пейзажа. Палех - "изысканная" лак миниатюра. Шкатулки и ларцы, иконы и ювелирн изделия (декоративность и яркие краски природы, характерные для традиций народного искусства). Традиц мотивы - сказочные и литературн сюжеты, историч соб и бытов сценки, фольклор. Холуй - по-новому проявил лучшие традиции древнерус искусства.

 

Гончарные промыслы. Гончарное ремесло в России с незапамятных времен. Глина - повсеместно распространенным подручным материалом. Ранее других существовала лепная керамика (руками, без спец приспособлений). В9-10в. в Рос гончарный круг упростил, ускорил изгот глин посуды и утвари. лощение уплотняет поверхность черепка, делает его менее водопроницаемым и более прочным. обварка –горячие горшки из печи окунают в мучную болтушку. Черепок - плотнее, крепче, а на поверхности округлые концентрические коричневые пятна и точки, образуя естественный орнамент.

Покрытие и роспись ангобом – жидко разведенной глиной другого цвета. Скопин и Гжель. Гжель. Самый известный народный художественный керамический промысел. В произвед майолики 18в., полуфаянса и фарфора 19в. ярко представлено искусство народных мастеров Рос. Создали нарядную посуду, украшенную орнаментальной и сюжетной росписью (зеленой, желтой, синей и фиолетово-коричневой красками по белому фону). Формы упрощались (кувшины, рукомои, чернильницы, солонки и др). Создана система решения пластической формы и декоративной росписи. В кон19-нач20в. искусство гжели в упадок и было предано забвению. Только в 40-50-х гг. благодаря исслед искусствоведа А.Б.Салтыкова и работам московск худож Н.И.Бессарабовой искусство Гжели стало возрождаться. Основой возрождения послужило наследие гжельской майолики 18 в. И полуфаянса 19 в. Роспись же была принята одноцветная синяя подглазурная (кобальтом) по типу традиционной полуфаянсовой. Гжельская посуда с синей кобальтовой росписью по белому фону завоевала большую популярность.

Скопин. Обычная бытовая посуда 19-нач 20в. выполнена из светлой глины, имеет мягкие очертания, края часто заканчивают фестончатые «оборочки». Рукомои, кувшины, глубокие миски, кружки, хлебницы и др. формовали на ручных гончарных кругах, украшали процарапкой, штампиками, налепами и потечными цветными глазурями. Часто на 1м предмете живописно сочетали глазури коричневую с зеленой или зеленую с желтой. С сер19в. в - декорат скульптурную керамику (лев, птица, шар, самовар и тп). Кувшины с высоким горлом, туловом в виде медведя или хищной птицы скопы, с ручкой и носиком в виде змеи. Крышку завершала фигурка птицы, зайца или собачки. Иногда сосуд имел кольцевидный корпус, а внутри него помещалась фигура медвежонка или дракона. Подсвечники в виде двуглавого орла, птицы скопы, мужика в полушубке и т.д. Среди образов– Полкан-богатырь с дубинкой в руке (из лубочных картинок). Орнамент, цвет, сложный силуэт объединяют посудные части изделий со скульптурными, образуя целостные декоративные предметы. В годы 1й мир войны промысел пришел в упадок. Возрождение - в 40-50г. В это время еще продолжали работать старые мастера скопинского промысла, которые помнили особенности и приемы исполнения скопинской керамики.  

игрушка дымковская - обобщенная, декоративная глиняная скульптура, близкая к народному примитиву (высот в 15-25 см, разукрашенные по белому фону многоцветным геометрическим орнаментом из кругов, горохов, полос, клеток, волнистых линий, яркими красками, часто с добавлением золота) (всадники, петухи, женские фигуры в расширяющихся книзу колоколообразных юбках и высоких головных уборах – кокошниках - няньки, кормилицы, барыни). Дымковские индюки с пышным веерообразным хвостом, конь в ярко-синих яблоках-кругах, у козла красные с золотом рога. Склонность к сказочной, песенной интерпретации действительности. В женских фигурах -нарядные прически, головные уборы, оборки на рукавах, передниках, пелеринки, муфты, зонтики, сумочки и т.п.

ткачество и вышивка. В быту русских большое место занимало ткачество - изготовление узорных тканей из льна и шерсти (домашнее ткачество). На заказ и на рынок шли как обычное полотно, так и узорные - фактурные и многоцветные ткани. Сохранялось как дань традиции, обрядовой стороне жизни. Женщины изготовляли традиционные вещи для свадебного и похоронного обрядов - глубокая связь народного изобразительного искусства с обрядами в семейной и общественной жизни.

Север - цветным узором украшалась относительно небольшая часть изделия, обычно его край (кайма скатерти, концы полотенца, подол рубахи, край полога и т.д.), основное поле оставалось гладким, белым. В древности узоры имели магическое значение. Они служили оберегами - охраняли человека; поэтому и на одежде, и на предметах быта их размещали в соответствии со сложившейся традицией. Благодаря этому принципу соотношения украшенных и свободных от узоров частей изделия и размещению узоров создавался определенный декоративный строй, строгий и монументальный. Впечатление сдержанности, известной лаконичности. Узоры обычно красные, на белом или сером поле, или белые на белом, орнамент чрезвычайно разнообразен. В геометризованных тканых узорах представлены зооморфные, антропоморфные и растительные мотивы. Чаще всего среди них встречаются женская фигура с упертыми в бока руками и фигура оленя с ветвистыми рогами, многочисленны узоры с изображением чисто геометрических мотивов, в которых более всего представлен ромб (ромбовидная сетка во всевозможных вариантах). Изделия ткачества предназнач главным образом для интерьера, а не для одежды, которая, как правило, щедро украшалась вышивкой, то в южном регионе узорные ткани изготовлялись в основном для одежды. Широко известны ткани Рязанской (белые с красными полосами разной величины по подолу и на рукавах и гармонирующие с ними по декору рубахи и запоны (фартуки) делались из специальных тканей) - для шушпанов и Воронежск - для понев (изготовление клетчатых шерстяных тканей для понев и полосатых льняных для рубах, запонов, навершников).

Вышивка. древнейшие и самое распространен женских домашних занятий.

 Севера была характерна вышивка росписью, в мотивах ярко отражены мифологические воззрения русского народа. Образно-сюжетный строй - это фигура женщины (или заменяющего ее древа жизни) с предстоящими конями, птицам или всадниками, а также изображения барсов, львов, архитектурного пейзажа и ладьи. Композиция симметрична: трехчастная или усложненная —пяти-семичастная. Украшались подзоры, края пологов, полотенец, столешниц-скатертей и женской одежды. В центральных и южных ( Рязанск, Тамб и Калуж) - полихромная (многоцветная) вышивка с геометрическим орнаментом. Преобладающие в ней красные тона сочетались с зелеными, синими, желтыми, черными. Среди геометрических фигур были распространены ромбы, квадрат, розетка. Выполнялась эта вышивка набором — особым видом шитья по счету нитей основы, а также счетной гладью и цветной перевитью.

Особое место занимало с 16в. золотое шитье - вышивание металлическими нитями по дорогим тканям. Украшались такой вышивкой главным образом предметы церковного, царского и боярского обихода. В 18–нач.19 в. золотым шитьем в крестьянском костюме украшались пояса, наплечные и головные платки, ширинки, рубахи, наволочки и более всего -женские головные уборы. Украшались им также налобники-наголовники детских нарядных пеленок, в которых носили детей к причастию. В отд районах, (Ямской слободе г. Торжка) вышивание металлическими нитками превратилось в промысел - украшали вышивкой на заказ и на рынок предметы церковного обихода и традиционного костюма, кошельки, кисеты, сафьяновые туфли и сапожки.

В 19 в. роль в развитии вышивки и превращении ее из домашнего занятия в ремесло и кустарный промысел - помещичьи и монастырские мастерские. В монастырях вышивка на религиозные сюжеты, в том числе лицевое шитье и украшение облачения священников, высокого художественного уровня. Крестьянки и горожанки, проживающие в округе монастырей, заимствовали технические приемы, отдельные элементы орнаментов и колористические решения монастырской вышивки, обогащая традиции вышивального искусства. В помещичьих мастерских, обслуживавших нужды поместья, а также изготовлявших продукцию на заказ и на рынок, ощущалось влияние вышивального искусства народов Европы, в первую очередь в области техники шитья. Это обогащало и разнообразило искусство вышивания, а главное стимулировало поиск новых декоративных решений в русле традиции. Так развилась белая гладевая вышивка на тонком полотне и батисте во Владимирской губернии, в частности, в слободе Мстере. В Новгородской губернии широкую известность приобрел промысел крес-тецкая строчка, а в Нижегородской - гипюры.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: