Позднетрадиционный фольклор (ПФ) - совокупность произведений разных жанров и различной направленности, создававшихся в крестьянской, городской, солдатской, рабочей и другой среде со времени начала развития промышленности, роста городов, распада феодальной деревни.
Характерно меньшее кол-во произвед и менее высокий художеств уровень по сравн с фольклором классическим - культурой богатой, развитой, многовековой, порожденной феодальным бытом и патриархальн мировоззрен.
ОБЩАЯ ХАР-КА: переплетение нового со старым (трансформ классических жанров, под влиянием литературы; жизнеспособн - пословиц и поговорок, анекдотич сказок, народных песен литературного происхожд, детского фольклора). Старинная протяжная песня была потеснена городcкими "жестокими романсами", частушкой. Забывались былины, исторические песни, баллады и духовные стихи, волшебные сказки. Народные обряды и сопровождавшая их поэзия со времен утрат свое утилитарно-магич значение, особен в городе.
С кон18в. в Рос. первые госуд заводы и крепостные мануфактуры-трудились вольнонаемные рабочие из обнищавших крестьян, каторжан, беспаспортных бродяг. Возникли произвед, положившие начало нов явлению - фольклору рабочих. Расширялась тематика, увелич кол-во произвед устного творчества рабочих, для которого было характepнo влияние книжной поэзии.
Новым явление - городской фольклор - устные произведения "низового" населения городов (2 пол.19в.). Наряду со старыми формами и жанрами, такими, как площадной, ярмарочный фольклор, выкрики разносчиков (мелких торговцев), в городе появилась своя песенная культура (романсы), своя несказочная проза, свои обряды; получила новое развитие давняя традиция рукописных сборников (песенники, альбомы со стихами)..
Этапы развития русского фольклора после 1917 г.: гражданская война; межвоенный период; ВОВ 1941-1945 г.; послевоен период; современ период.
Соврем фольклор - это фольклор интеллигенции, студенчества, учащейся молодежи, мещан, сельских жителей, участников региональных войн и проч. Фольклор последней четв 20в. видоизменился по сравнению с более ранними формами. Но ПФ сохранил преемствен народных устно-поэтич традиций (создание новых произвед в форме ранее существов жанров, а также частичное использование старой фольклорн поэтики и стилистики). В соврем фольклорн процессе изменилось соотношение коллективн и индивидуальн начала, возросла роль отдельной творческой личности. Примета ПФ – пр-я профессион и полупрофессион авторов, усвоенные народом.
ПФ - сложная, динамичная - не до конца определившаяся система, развитие которой продолжается (городской фольклор; фольклор ГУЛАГа; фольклор участников региональн войн (в Афганистане, в Чечне); фольклор разных социальных групп (студенческий); соврем детский фольклор; современная несказочная проза; анекдот)..
ЧАСТУШКИ. Наиб развитый жанр ПФ - короткие рифмов лирические песенки, живой отклик на разнообразные жизненные явления, выражают ясную положительную или отрицательную оценку. Во многих присутствует шутка или ирония. Наиболее ранние частушки имели 6 строк. Основной тип - 4строчный - сформировался. во 2 пол.19в., исполняется под пляску и без нее. Имеют разнообразные, но повторяющиеся, устойчивыe напевы, протяжные и быстрые. Характерно исполнение многих текстов на один напев, сочетание слова, напева, инструментального сопровождения (на балалайке, гармошке), движения (жесты, мимика, танец); импровизация.
ФОЛЬКЛОР РАБОЧИХ - устные нар произвед, созданные в рабочей среде или усвоены ею и переработаны настолько, что стали отражать духовные запросы этой среды. Устный реперт рабочих был значит шире собственно рабочего фольклора. Еще в 19в, в среде рабочих записывали крестьянские песни, сказки, пословицы и поговорки, обрядовую поэзию. Эти произведения начинали трансформироваться, выражать жизненные интересы рабочих, их идеалы (традиционный свадебный обряд, записанный от солеваров Прикамья, содержал величальную песню жениху, в которой тот прославлялся как мастеровой-умелец!). Фольклор рабочих, особенно на ранних этапах, формир на почве культурной традиции, созданной патриархальной деревней.
Не превратился в общерусское явление - он локален (замкнутость в пределах той или иной промышлен террит; рабочие разных фабрик, заводов и рудников почти не знали устных произведений друг друга).
Произведения рабочего фольклора не имели большого количества вариантов. Преоблад песенные жанры - изображ тяжелые условия труда и быта простого рабочего, с противопостав праздной жизни угнетат - владельцев предприят, надсмотрщ. Отличие - приземленность, натурализм, почти документальн описан процессов труда; бытовая лексика, насыщен профессион терминами. По форме это монологи-жалобы. Песни имели силлабо-тонический стих, литературные способы рифмовки и, 4строчные куплеты. Значит место - предания об основателях промышлен предприят (о Никите Демидове).
Социально-утоп легенды о благородных разбойниках - народных заступниках (Сороке, братьях Белоусовых), были реальные жизненные прототипы.
В условиях Урала, Сибири и др мест (в окружении суровой и дикой природы), среди рабочих возникли мифологич рассказы о хозяевах недр, о природных богатствах и умельцах, которые смогли их взять из земных недр (такими рассказами уральск рабоч воспольз П.П.Бажов ("Малахитовая шкатулка").
По образцу нар послов и погов - собственно-рабочие изречения, где ценилось профессион мастер и умение (Всякая работа мастера хвалит), подчеркивалось, что мастерству надо учиться (Кукушка - не ястреб, а неуч - не мастер), о тяжелых условиях жизни рабочего человека (Батюшка Питер бока наши повытер, братцы-заводы унесли годы, а матушка-канава совсем доконала; Золото добываем, себе могилу копаем; Хлеб и вода - шахтерская еда).