В) Эссе о виртуальном знакомстве с одним из филиалов Музея российской литературы имени В. И. Даля. Музей–квартира Ф. М. Достоевского

Достоевский Федор Михайлович – великий русский писатель, внесший неоценимый вклад в мировую литературу. В свих произведениях он размышлял о добре и зле, о счастье и поиске Бога, человеческих страданиях и нищете. Творчество Федора Михайловича актуально и по сей день, именно поэтому его произведения читают и перечитывают. Читателя подкупает тонкий психологизм и философия этого выдающегося писателя, его произведениями вдохновляются/вдохновлялись известные писатели с мировым именем. Именно поэтому я выбрал дом-музей, посвященный именно этому писателю.

Музей расположен в северном флигеле бывшей Мариинской больницы для бедных, построенной в 1806 году. Именно здесь занимала небольшую квартиру семья лекаря М. А. Достоевского, отца будущего писателя. В квартире на Новой Божедомке, которая с 1954 года носит его имя, Федор Достоевский прожил с 1823 по 1837 год. Из этого следует, что он провел в этом доме детство и подростковые годы.

Интересно, что помещение никогда не перестраивалось, стены, печи и перекрытия сохранились такими, какими они были при жизни писателя.

В этом разделе рассказывается об истории этого здания. В экспозиции «Мир Достоевского» можно увидеть диван, приобретённый Федором Михайловичем в 1866 году во время пребывания в Москве, письменный стол из последней квартиры писателя, чернильный прибор, очки, Евангелие, подаренное жёнами декабристов в 1850 году, визитные карточки писателя, коробку с гильзами для папирос, копию книжного шкафа, изготовленную по заказу А. Г. Достоевской для «Музея памяти Ф. М. Достоевского» в 1913 году. На сайте представлены фотографии музея. Можно насладится виртуальной экскурсией в формате 360 градусов. Историю музея можно проследить по описанию деятельности выдающихся сотрудников этого музея. Эти люди горели своим делом, посвятили свою жизнь подробному изучению деятельности Ф. М. Современные сотрудники вносят огромный вклад в жизнь музея. В разделе «профессионализм» представлен список наград музейных сотрудников. Все сотрудники имеют учёные степени. Их профессионализм нельзя подвергать сомнению.

К сожалению, музей закрыт на реставрацию до 2021 года и приходится довольствоваться только виртуальной экскурсией, но и виртуальная экскурсия очень интересна и её стоит посетить.

                                                                    

 

 

                               2) Конспект одной из работ по музеологии

         Л. Н. Бакаютова «Филателия как искусство. Выставка в музее».

       В конце 2017 г, - начале 2018 г, в связи с юбилеем первой русской почтовой марки в ЦMC имени А.С. Попова успешно прошла временная выставка "10 копъ за лотъ" и была запущена просветительская программа "Филателия для всех", которая тоже успешно завершилась в октябре 2018 г, Выставка, посвященная 160-летию выхода в обращение первой русской почтовой марки.

Цель выставки: выработка стратегии иной визуализации, отвечающей целям выставки. При этом выставка должна обладать информационно-познавательным и образовательно-просветительским потенциалом и популяризировать культурные ценности. связанные с историей и традициями России путем нетривиальных дизайнерских решений. Привлечение аудитории.

Способы привлечения аудитории: авторам необходимо создать неповторимый колорит выставки, выпустить марку со своим оригинальным дизайном. Но и это не единственный козырь выставки. На этой выставке были представлены марки известных русских художников.

 Выставка имеет огромную историческую и культурную ценность. Зачастую марки выпускались к важнейшим историческим событиям.

 В статье описаны применяемые способы изготовления марок. Вот один из многочисленных способов: «способом высокой печати, который иногда называют "типографским", обычно пользуются для печатания книг и газет, в прошлом столетии этот способ широко применялся и для изготовления почтовых марок. Рисунок марки гравировался на металле, а непосредственно с него, вручную, делались оттиски.»

На выставке были представлены различные разделы.

В разделе "Лица и символы" представлен важнейший момент перехода стандартных почтовых знаков Российской империи, изначально содержавших изображения государственного герба и никогда -людей, к изображению царствующих особ дома Романовых.

На почтовых марках раздела "Агитация без лозунгов" молодое советское государство демонстрирует строительство "нового мира", преобразования в технике и технологиях ("индустриализация страны"): метрополитен, первые средства механизации сельского хозяйства, сооружение гидроэлектростанций и каналов, социальные проекты и новые праздники (например, День солидарности женщин в борьбе за равные права и эмансипацию).

Раздел "История в миниатюре" рассказывает о том, как художник создает изображение, которое впоследствии в миниатюрном масштабе должно мгновенно и легко прочитываться, отражая тему, идею и цель выпуска почтовой марки, а затем, учитывая специфику полиграфии, "готовит" свое произведение для работы гравера.

В разделе "Стиль художника, стиль эпохи" сотрудниками ЦMC имени А.С. Попова были показаны марки разных десятилетий ХХ в., которые заметно отличаются друг от друга не только темами, но и художественным решением. В некоторых видны элементы модерна и влияние русского авангарда (1920-е годы), в других сериях мы встречаем прямое обращение к официальному советскому стилю (1930-е- 1940-е годы), а также переход от плакатной графичности к ярким многоцветным реалистичным изображениям.

В разделе "Мы первые!" особенно хорошо представлена тема лидерства на примере серий эпохи "холодной войны".

Заключение: выставка пользовалась огромным успехом. Её посетили 5000 человек. Все музейные программы можно объединить в один общий музейный проект, миссия которого направлена на подтверждение историко-культурной значимости музейных предметов - знаков почтовой оплаты как объектов культурного наследия России. Цель выставки выполнена.

 

 

                          3) Презентация раздела воображаемого музея

А) Музей по рассказу А. П. Чехова «Скрипка Ротшильда». Текст экскурсии

Здравствуйте, уважаемые посетители нашего музея. Сегодня наш музей познакомит вас с замечательным рассказом Антона Павловича Чехова «Скрипка Ротшильда».

Антон Павлович – признанный мастер слова. У него что ни слово, то не в бровь, а в глаз. Рассказ трогает до глубины души. Это произведение - инструкция как не надо проживать жизнь. В связи с этим в городе была открыта выставка, посвященная рассказу «Скрипка Ротшильда».

Итак, прошу пройти в первый зал нашего музея. Обратите внимание, по центру располагается портрет А. П. Чехова. Чехов- классик мировой литературы. Чехов- новатор в искусстве слова. Его речь лаконична и точна. Кажется, стоит убрать всего лишь одно слово и произведение рухнет. Антон Павлович не стремился дать ответы читающей публике, а считал, что роль автора заключается в том, чтобы задавать вопросы, а не отвечать на них. М. Горький писал о творчестве А. П. Чехова следующее: «Никто не понимал так ясно и тонко, как Антон Чехов, трагизм мелочей жизни, никто до него не умел так беспощадно, правдиво нарисовать людям позорную и тоскливую картину их жизни в тусклом хаосе мещанской обыденщины. Его врагом была пошлость; он всю жизнь боролся с ней, её он осмеивал и её изображал бесстрастным, острым пером, умея найти прелесть пошлости даже там, где с первого взгляда, казалось, всё устроено очень хорошо, удобно, даже — с блеском…».

В углу затаился стол Антона Павловича из его подмосковного имения Мелихово. За годы «мелиховского сидения» было написано 42 произведения. Этот стол легендарен. Рукопись, чернильница на зелёном сукне, на ней перо, рядом карандаш, чуть поодаль тяжёлый бронзовый подсвечник с недогоревшей свечой и знаменитое чеховское пенсне – всё выглядит так, будто сам Антон Павлович покинул эту комнату минуту назад.

Перейдем во второй зал музея, где начнем разговор о самом рассказе. Комната стилизована под возможный интерьер комнаты-мастерской, где жил Яков Бронза со своей женой Марфой. Яков - гробовщик, поэтому вся комната уставлена заготовками и гробами, у стены – грубосколоченный стол, за которым он работал. Быт комнаты скромен, «ибо нет в этом пользы, а одни только убытки» - как выразился бы сам Бронза.

 Перейдем в третий зал музея. Здесь представлены экспонаты, которые появляются в произведении после переосмысления Яковом жизни. Переосмысление наступает после смерти жены. Яков заболевает и, предчувствуя собственную кончину, когда же приходит время задуматься о прошедшей жизни, то только убытки видит в ней Бронза и приходит к дикому, абсурдному выводу: «от жизни человеку - убыток, а от смерти - польза». Посмотрите на стену. Здесь висит картина, на которой изображена река. На этой реке стоит карьер, через который вода проходит и превращается в деньги. Яков Бронза, сорок или пятьдесят лет не был на реке, но всё равно он жалеет о том, что ему не пришла в голову мысль о монетизации реки раньше. Его мысли: «На ней(реке) можно было бы завести рыбные ловли, а рыбу продавать купцам, чиновникам и буфетчику на станции и потом класть деньги в банк; можно было бы плавать в лодке от усадьбы к усадьбе играть на скрипке, и народ всякого звания платил бы деньги; можно было бы попробовать опять гонять барки - это лучше, чем гробы делать: наконец можно было бы разводить гусей, бить их и зимой отправлять в Москву; небось одного пуху в год набралось бы рублей на десять». Несмотря на свой прагматизм, Яков приходит к мысли: «Если бы не было ненависти и злобы, люди имели бы друг от друга громадную пользу». Это запоздалый переворот в сознании героя, вдруг осознавшего, что жизнь, и его собственная, и всеобщая - могла и должна быть иной. Главный экспонат выставки - конечно же скрипка. О ней поговорим подробнее.

             Б) Описание одного «экспоната» из зала воображаемого музея

                          

Особый экспонат музея- скрипка, принадлежащая Бронзе при жизни.

 Название рассказа «Скрипка Ротшильда» абсурдно. Искусство(скрипка) здесь соединяется с капитализмом, с деньгами (Ротшильды - одно из самых богатых семейств в истории). Скрипка - не только инструмент, который приносит Бронзе доход. Скрипка - это часть его души, в существовании которой он сам себе не признается, это талант, человечность, чуткость - словом, то, что на протяжении всей жизни им самим загонялось в угол и втаптывалось в грязь. Но все это живет, и в самые тоскливые минуты Яков берет в руки скрипку. Возможно, что эта игра на скрипке и была тем настоящим, мимо чего прошла жизнь. Не доходы и убытки, не гробы, а удивительная мелодия остается после Якова в этом мире. Мелодия, которая «жалобно и трогательно» спрашивает каждого: «Зачем на свете такой странный порядок, что жизнь, которая дается человеку только один раз, проходит без пользы?» Скрипка переходит к Ротшильду, худощавому, бедному еврею, который играл вместе с Яковом на мероприятиях. Яков называл Ротшильда «пархатым» и «чесноком», а сейчас, перед смертью, назвал братом. Вместе со скрипкой к Ротшильду переходит и самая последняя мелодия Якова, вырвавшаяся из его сердца перед смертью. Мелодия–символ бессмысленной и убыточной жизни. Теперь Ротшильда приглашают купцы и чиновники и заставляют играть её по десять раз.

На этой минорной ноте я вынужден закончить экскурсию-знакомство с замечательным произведением А. П. Чехова. Надеюсь, после этой экскурсии у вас появится желание читать и перечитывать классические произведения. Спасибо за внимание!                    

 

               

           В) Схематическое изображение зала воображаемого музея


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: