Глава 13. Обесчещение Амноном Фамари. - Гибель Амнона

1

Авессалом был сын Давида от Маахи, дочери гессурского царя Фалмая; Амнон - первенец Давида от Ахиноамы изреелитянки (III:2-3).

 

25

И благословил его совершить свой праздник в отсутствии царя.

 

32

Ионадав - прежний друг убитого Амнона и сообщник его преступления (3-5). "Кажется странным, каким образом печальная весть могла опередить в страхе бегущих царских сыновей, и думается, что она шла не с места происшествия, а возникла самостоятельно при дворе, и не без намерения в искаженном виде. Ионадав был "очень хитрый", говорит Дееписатель, т. е. искусный придворный интриган, готовый на всё, как это уже видно из его услуги Амнону. Можно догадываться, что, не получив должной благодарности от Амнона за свое радение ему, он бросил его и перешел на сторону Авессалома, громадное честолюбие которого было ему известно и который более Амнона нуждался в помощниках для исполнения своих смелых замыслов. И вот, когда почти весь двор отправился на праздник к Авессалому, Ионадав остался при царе с заранее обдуманной ролью, В условленное время он секретно распускает ложный слух, что все дети царя избиты. Царь приходит в отчаяние и проклинает Авессалома. Но тотчас является утешитель и говорит: "пусть Господин мой царь не тревожится мыслью о том, будто умерли все царские сыновья; один Амнон умер за то, что обесчестил сестру Авессалома". В данную минуту и это могло показаться величайшим утешением для Давида: его дети воскресли; мертвым остался только один, и то потому, что в самом деле был преступником, остававшимся до сих пор ненаказанным. Авессалом и покарал его" (Я. Богородский, "Еврейские цари", с. 209-211).

 

Глава 14. Примирение Давида с Авессаломом

2

Фекоя - на юг от Иерусалима, между Вифлеемом и Xевроном.

 

7

Все родство убитого.

 

9

Царь же и престол его неповинен в предотвращении кровавого возмездия убийце (см. Чис. XXXV; Втор. IV:42; XIX:3, 4; Нав XX:3).

 

11

Помяни, царь, свое обещание и, ради Господа Бога твоего, исполни его, чтобы не умножились мстители за кровь и не погубили сына моего.

 

13

Почему ты так мыслишь против народа Божия? т. е. почему ты, государь, так решительно выступаешь против древнего обычая израильского народа мстить за неповинную кровь убитого кровью убийцы, а сам оказываешься до некоторой степени повинным в том же, так как до сих пор взыскиваешь изгнанием с сына твоего Авессалома за пролитую им кровь брата своего Амнона?

 

14

Если щадит согрешившего и приемлет отверженного сам Бог, то нам ли, ничтожеству, превосходить Его своей строгостью к согрешившим?

 

24

А лица моего не видит - в знак того, что возвращение Авессалома на родину еще не обозначало полного прощения его в совершенном им преступлении.

 

26

Сикль по весу царскому - то же, что сикль "священный", введенный в употребление Моисеем. Вес и стоимость священного сикля равнялись двум древним (меньшего веса и стоимости) сиклям, т. е. священный сикль в отношении веса равнялся 1 лоту, а в отношении стоимости - 86 копейкам (см. Библейскую Археологию Архимандрита Иеронима, т. I, с. 268-289).

 

29

Очевидно, что Иоав хлопотал за Авессалома не столько из преданности к последнему, сколько из желания сделать приятное Давиду (ср. 1-3 ст.).

 

32

Положение опального при дворе, после прежнего почета и ласки, показалось Авессалому труднопереносимым, и он прибег к очень решительным мерам, чтобы увидеть Иоава и упросить его ходатайствовать перед царем о полном помиловании своего виновного сына.

 

33

И поцеловал царь Авессалома - в знак его прощения.

 

Глава 15. Возмущение Авессалома. - Бегство Давида из Иерусалима

1

По смерти Амнона Авессалом оказался в положении старшего сына царя, наиболее вероятного наследника его престола. Нет ничего невероятного в том, что перспектива данного положения играла далеко не последнюю роль в мести брату Амнону.

Дальнейшие действия Авессалома имеют ту цель, чтобы царской пышностью своей обстановки производить на народ наиболее сильное впечатление, а показными достоинствами своего характера привлекать к себе сердца всего Израиля (см. ст. 6).

 

7

По прошествии сорока лет царствования Давида. Предполагают, что сюда вкралась описка. Вместо "сорока лет царствования Давида" читают "четырех лет" со времени возвращения в Иерусалим (или, согласно И. Флавию, со времени полного примирения с отцом, XIV:33) Авессалома. В еврейском тексте слов "царствования Давида" нет; западные комментаторы указывают, что их нет и в текстах сирийском и арабском (см. "Священную летопись" Г. Властова, т. IV, изд. 1893 г., с. 138, прим.).

 

12

Гило - город к югу от Xеврона.

 

17

У Беф-Мерхата, в греческом тексте – Εν οίκω τω̃ μαχράν, т. е. в отдаленном жилище. Philippson предполагает, что это был загородный дом или дача (Lusthaus). В русском тексте название это оставлено без перевода, как имя собственное. Быть может, Беф-Мерхат был не только дачей, но целой окраиной города, одной из его "слобод".

 

18

Xелефеи и Фелефеи. См. прим. к VIII:18.

Гефяне - отряд гефских филистимлян, под начальством гефянина Еффея, состоявший на службе у Давида.

 

19

Ты - чужеземец и пришел сюда из своего места для того, чтобы зарабатывать деньги; а потому присоединись туда, где для тебя будет выгоднее.

 

23

Вся земля... весь народ, т. е. все, оставшиеся верными Давиду.

 

28

На равнине в пустыне у реки Иордан.

 

31

Мудрые советы Ахитофела ценились так высоко, как если бы это были советы самого Бога (см. XVI:23).

 

32

Архитянин, т. е. житель города Архи, расположенного между Вефилем и Атарофом.

 

33

Будешь мне в тягость, так как вид твоего непритворного горя будет только угнетать меня.

 

Глава 16. Встречи Давида с Сивой и Семеем. - Вступление Авессалома в Иерусалим. - Совет Ахитофела

1

Сива, слуга Мемфивосфея. См. гл. IX.

 

2

Ослы для царского дома Давида; хлеб и плоды для пищи отрокам, оставшимся верными изгнаннику; а вино для тех из окружающих царя, кто ослабеет от движения в пустыне.

 

3-4

Ср. XIX:24-30.

 

5

Бахурим - на пути из Иерусалима к Иордану.

 

10

Господь повелел, т. е. попустил, ему злословить Давида.

 

11

Тем больше сын Вениамитянина - из колена прежнего царя Саула.

 

16

Xусий Архитянин. См. XV:32-37.

 

21

"Это должно было быть, с одной стороны, выразительным символом фактического вступления в права низложенного царя, с другой - средством сделать примирение с отцом невозможным, так чтобы и сам Авессалом не мог возвратиться назад, и все взявшие его сторону не могли бы более колебаться между ним и Давидом" (Я. Богородский, "Еврейские цари", с. 224).

 

22

См. XII:11-12.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: