Глава 20. Возмущение Савея

3

См. XVI:20-22. Давид постыдным и "законопреступным почитал иметь общение с ними после гнусного общения их с сыном; не сочетал же их ни с кем другим, дабы это не послужило предлогом к похищению верховной власти" (блаж. Феодорит, толк. на 2 Цар., вопр. 38), так как по восточным взглядам того времени обладание женой или наложницей царя означало уже некоторое фактическое вступление в права самого цаpя.

 

4-7

"Давид дал поручение Амессаю созвать ополчение в три дня для подавления мятежа, и этим фактически поставил Амессая главнокомандующим вместо Иоава (XIX:13). Но Амессай оказался ниже положения, в которое был поставлен.

По отсутствию ли распорядительности и энергии, или по холодному приему, сделанному ему народом, как человеку менее авторитетному, чем Иоав, но он не мог выполнить поручения в назначенное время. Между тем медлить было невозможно. И Давид поневоле должен был обратиться к брату Иоава Авессе, чтобы послать его с наличными военными силами за Савеем". К преследующим Савея самовольно примкнул и Иоав. Впрочем Иоав не столько думал об уничтожении мятежа Савея, сколько об устранении из списка живых своего нового соперника при Давиде - Амессая (Я. Богородский, "Еврейские цари", с. 244).

 

14

Авел-Беф-Мааха - город в северных пределах Палестины, вблизи горы Большой Ермон.

 

19

Мать городов в Израиле. См. ст. 18.

 

23

И был Иоав поставлен над всем войском Израильским. "Давид не повторил более попытки лишить его поста главнокомандующего, потому что он был и незаменим, и защищал этот пост с таким демоническим упорством, что лучше было уступить во избежание нового пролития крови" (Я. Богородский, "Еврейские цари", с. 246).

О хелефеях и фелефеях см. прим. к VIII:18.

 

24

Иосафат - дееписателем. См. VIII:16.

 

25

См. VIII:17.

 

26

Выражение Иаритянин некоторые понимают в смысле "из селений Иаира", сына Манассии, лежавших в восточном Заиорданье (см. "Опыт Библейского Словаря собственных имен" протопопа Солярского). - Был священником у Давида, т. е. лицом, через посредство которого престарелый царь совершал многие из своих, религиозных обязанностей при скинии и вне скинии (Блаж. Феодорит, Calmet и др.).

 

Глава 21. Окончание распри между гаваонитянами и домом Саула. - Войны евреев с филистимлянами

1

За то, что он умертвил (аморреев) Гаваонитян, которым евреи клятвенно обещались предоставить безопасное существование (Нав IX).

 

2

По ревности своей о потомках Израиля и Иуды, т. е. ревнуя о славе и безопасности евреев.

 

3

Чтобы вы благословили наследие Господне и чтобы через то потомки давших клятву перестали испытывать наказание клятвопреступников.

 

4

Не нужно нам, чтобы умертвили кого в Израиле - постороннего дому Саула,

 

7

См. 1 Цар. XX:14-17, 42.

 

8

О Рицпе см. III:7.

Пять сыновей Меровы, сестры Мелхолы (1 Цар. XVIII:19).

 

9

В первые дни жатвы, в начале жатвы ячменя, т. е. в половине апреля.

 

10

До того времени, пока не полились на них воды Божии с неба. В Палести н е различается период ранних дождей и период поздних дождей. Период ранних (применительно к еврейскому счету гражданского года с сентября) дождей падает на осенние месяцы - октябрь и ноябрь; период поздних дождей падает на весенние месяцы - с конца февраля по начало апреля.

 

12

См. 1 Цар. XXXI.

 

15

Несомненно, что находившиеся в подчинении у евреев филистимляне пожелали воспользоваться смутами в царстве евреев, чтобы возвратить себе утраченное преобладание над ними.

 

16

Под Рефаимами разумеются древние первообитатели Xанаана, отличавшиеся большим ростом и необыкновенной силой (Втор. II:10-11; Чис. XIII:34). Местом их обитания были Васан (Втор. III:11), земля аммонитян (Втор. II:20-21), земля моавитян (Втор. II:10-11), южные пределы западного Заиорданья - окрестности Xеврона и Иерусалима (Нав XV:8. 13-14; XVIII:16) и др. С рефаимами Священное Писание нередко соединяет, а иногда и обобщает: Енакимов (Нав. XI:21-22), Зузимов, Емимов (Быт. XIV:5), Замзузимов (Втор. II:20-21).

О сикле см. прим. к XIV:26.

 

18

В Гобе. В 1 Пар. XX:4 и у Иосифа Флавия поставлено "в Газере". Газер - город на северо-западе от Иерусалима.

 

20

Очевидно, Голиаф, сраженный Давидом (1 Цар. XVII), не был единственным филистимским великаном в Гефе. См. прим. к 16 ст.

 

Глава 22. Песнь Давида по случаю освобождения его от врагов

1

На склоне дней своих, спокойно обозревая протекшую жизнь, - ее беды и опасности, победы и возвышение, - Давид ясно видит во всех путях его жизни крепкую спасающую руку Господа. "Преобладающие черты этой песни - величественное изображение грозного всемогущества Иеговы, устрашившего врагов Давидовых, и яркие картины сильных поражений, которые Давид наносил врагам своим - показывают, что она была пета в то время, когда душа Давида была еще полна свежими воспоминаниями тревожной боевой жизни, великих опасностей и чудесных спасений от них.

Другим духом отличается песнь, которую Дееписатель называет "последними словами Давида" (XXIII гл.) и которая явилась, очевидно, позднее, когда Давид, счастливо избавившийся от рук человеческих, два раза впадал в руки Божии. Помилованный Богом, он обращает здесь свой взор более на внутренние основания благоволения Божия к нему и его дому, чем на внешнюю форму проявления этого благоволения". (Я. Богородский, "Еврейские цари", с. 250).

 

3

Рог спасения моего. Схватившийся за рога жертвенного алтаря скинии считался, по закону (Исх. XXVII:2), неприкосновенным для преследования.

Выражение "рог" употребляется в Священном Писании и в смысле вообще силы, надежного средства обороны (см. 1 Цар. II:1). Господь есть рог спасения, т. е. сила во спасение человека.

 

8-20

Поэтическое описание грозного могущества и славы Божией, выступавших в защиту праведника Давида от охватывавших его "вод" бедствий и страданий.

 

21-27

Этим не означается, конечно, то, что Давид считал себя непогрешимым человеком: его ответ пророку Нафану (XII:13), его покаянный (50) псалом, раскаяния по случаю ненадлежащей произведенной переписи (XXIV гл.), - говорят нам совершенно о противоположном. В отмеченных стихах говорится лишь о том, что Давид сознавал себя (да и не мог не сознавать) далеко не закоренелым грешником: все помыслы, все чувства, все движения его высокорелигиозного духа были устремлены к Богу. Неумирающим памятником религиозной жизни души великого царя и пророка Давида являются всем известные псалмы его.

 

29

Господь просвещает тьму напастей, неведения и заблуждений человека.

 

44

Народ, которого я не знал, служит мне. Имеется в виду или какой-либо из покоренных Давидом чужеземный народ, или же богодарованный ему израильский народ, в котором он, конечно, не мог знать большинства отдельных личностей.

 

Глава 23. "Последние слова" Давида. - Перечисление славных героев военной дружины Давида

1

См. прим. к XXII:1.

 

3

Скала Израилева - крепкая опора Израиля.

Владычествующий над людьми будет (должен быть) праведен.

 

26

Фекоитянин - из г. Фекои, расположенного к югу от Вифлеема.

 

27

Анафофянин - из г. Анафофа, расположенного к северо-востоку от Иерусалима.

 

29

Гива Вениаминова - к северу от Иерусалима.

 

30

Пиратонянин - из г. Пирафон, расположенного на юго-западе от Сихема.

 

35

Кармелитянин. Под именем "Кармил" в Библии разумеются: а) гора к юго-западу от Геннисаретского озера; б) гора и город на запад от Мертвого моря.

 

36

Из Цобы. Цоба или Сува - область в Сирии.

Гадитянин, т. е. из колена Гада.

 

37

Аммонитянин. Земля аммонитян лежала к северо-востоку от Мертвого моря.

 

39

Xеттеянин. Xеттеи - ханаанский народ, происшедший от внука Xамова (через Xанаана) - Xета (Быт. X:15). Относительно остальных местностей, упоминаемых в 8-39 ст. данной главы, или ничего неизвестно, или известно только крайне предположительно.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: