Моральные принципы поведения психолога при психологическом обследовании

Осуществление мероприятий профессионального психологического отбора всегда включает в себя психологическое обследование людей психологом. На каких принципах эти мероприятия должны строится?

Американской психологической ассоциацией (АПА) и аналогичными организациями в Канаде и Великобритании были выработаны основные инструкции по обращению с испытуемыми (Американская психологическая ассоциация, 1990). Так, в Соединенных Штатах федеральное законодательство требует от любой организации, проводящей исследования на деньги федерального бюджета, сформировать внутренний наблюдательный совет, который был бы в состоянии контролировать проводимые исследования и мог бы гарантировать, что со всеми испытуемыми будет должное обращение. В свою очередь, это обращение должно соответствовать определенным этическим принципам.

«Первый принцип этического обращения с испытуемыми – это минимизация риска. В федеральных инструкциях сказано, что в большинстве случаев предполагаемый риск при проведении исследования не должен превышать риска, связанного с обычной повседневной жизнью. Очевидно, что человеку не должен быть причинен физический вред или травма, но не всегда можно однозначно решить, какой величины психологический стресс является этически оправданным в том или ином исследовательском проекте. Конечно, в обычной жизни люди часто ведут себя невежливо, лгут и доставляют беспокойство другим. При каких условиях для исследователя будет этически оправданным делать то же самое с испытуемым с целью выполнения исследовательского проекта? Это именноте вопросы, которые наблюдательный совет должен рассматривать в каждом отдельном случае.

Второй принцип этического обращения с испытуемыми требует их информированного согласия. Испытуемые должны участвовать в исследовании добровольно и должны иметь право отказаться от него в любой момент по своему желанию и безо всяких штрафов…

Третий этический принцип исследований – это право испытуемых на конфиденциальность. Информацию о человеке, полученную в процессе исследования, следует считать конфиденциальной и исключить доступ к ней других лиц без его согласия. Обычно с этой целью проводят отделение имен испытуемых и другой информации, позволяющей их идентифицировать, от полученных данных. В этом случае идентификация данных ведется по буквенному или цифровому коду. Таким образом, только экспериментатор имеет доступ к результатам испытуемого…

Помимо конкретных инструкций действует общий этический принцип, говорящий, что участников психологических исследований следует считать полноценными партнерами таковых».

Аналогичных принципов придерживаются и отечественные психологи. В книге «Основы психодиагностики», выпущенной под редакцией А. Г. Шмелева, приводятся 7 этических принципов поведения психолога при проведении психодиагностического обследования:

1. Принцип специальной полготовки и аттестации лиц, использующих психолиагностические метолики. Согласно данному принципу, психодиагоностические методики должны использоваться только квалифицированными специалистами. Психолог должен знать не только научную литературу, касающуюся соответствующей методики, но и границы своей компетенции, а также ограниченность использования методов; не предлагать свои услуги и не использовать методики, которые не удовлетворяют профессиональным стандартам.

2. Принцип личной ответственности. Суть данного принципа заключается в том, что психолог несет личную ответственность за корректность использования психодиагностических методик и проведения исследования, а также интерпретацию полученных результатов и обоснованность выводов.

3. Принцип профессиональной тайны. Этот принцип преследует двоя кую цель: неразглашение содержание психологических методик и предупреждение их неправильного применения. Поэтому психодиагностические методики могут распространяться только среди сертифицированных психологов.

4. Принцип обеспечения суверенных прав. Согласно данному принципу, человек не должен повергаться обследованию обманным путем, поэтому он вправе отказаться от участия в обследовании. Таким образом, данный принцип провозглашает право обследуемых на сохранение тайны личности.

5. Принцип объективности. Обследование должно быть абсолютно беспристрастным. На результаты обследования не должны влиять личные симпатии и антипатии экспериментатора, а также никакие другие субъективные и объективные факторы.

6. Принцип конфиленциальности. Данный принцип гласит, что вся информация, получаемая в процессе обследования, должна быть строго конфиденциальной, т. е. доступной только для тех, кому она предназначена. Ни в коем случае информация о результатах психологического обследования не должна попасть в чужие руки.

7. Принцип психопрофилактического изложения результатов. Согласно этому принципу, испытуемый должен иметь возможность комментировать содержание своих результатов и в случае необходимости должен иметь право изменить или исправить фактическую информацию.

Источники: Аткинсон Р. Л., Аткинсон Р. С., Смит Э. Е. и др. Введение в психологию: Учебник для университетов / Пер. с англ.; Под. ред. В. П. Зинченко. М.: Тривола, 1 999; Основы психодиагностики / Под общ. ред. А. Г. Шмелева. Ростов н/Д: Феникс, 1 996.

К сожалению, несмотря на стремление придерживаться соответствующих моральных норм и этических правил, ни один психолог не застрахован от того, что в ходе проведения мероприятий ППО ему не придется столкнуться с таким аспектом морально-нравственных проблем, как дискриминация.

 

Вопрос


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: