Морально-нравственные и этические проблемы профессионального психологического отбора

Суть морально-нравственной проблемы профессионального психологического отбора может быть сформулирована в вопросе: насколько нравственными или безнравственными являются организация и осуществление мероприятий профессионального психологического отбора?

На первый взгляд данный вопрос лишен всякого смысла. Поскольку психологический отбор обеспечивает рост производительности труда и экономически целесообразен, то не возникает сомнения, что осуществление мероприятий ППО представляется выгодным как для конкретной организации, так и для общества в целом. Однако вполне справедливо и другое утверждение, согласно которому психологический отбор проводят в интересах организации, а не человека. Так, если мероприятия профессиональной ориентации предназначены для того, чтобы помочь человеку выбрать для себя наиболее подходящую профессию, помочь сориентироваться на рынке труда, то профессиональный психологический отбор прежде всего обеспечивает потребности организации в качественном комплектовании персоналом. Исходя из данного утверждения можно полагать, что интересы конкретного человека в структуре мероприятий, вероятно, уходят на второй план. Следовательно, морально-нравственные проблемы профессионального психологического отбора могут быть сведены к соотношению интересов конкретного человека и общества.

Представьте, что вы молодой человек, заканчиваете обучение в общеобразовательной школе и хотите стать хирургом. Вы изучаете перечень высших учебных заведений, которые готовят врачей, и останавливаете свой выбор на Военно-медицинской академии – одном из наиболее престижных медицинских вузов России. Следует также отметить, что вы не просто завершаете обучение в школе, вы в течение длительного времени готовитесь к предстоящим экзаменам (берете дополнительные уроки, посещаете курсы и т. д.). Однако, прежде чем вы будете допущены к сдаче общеобразовательных экзаменов, необходимо пройти не только медицинский отбор, но и отбор психологический. По результатам профессионального психологического отбора от 20 до 30 % абитуриентов не допускаются к сдаче дальнейших экзаменов. Учитывая тот факт, что Военно-медицинская академия, как правило, вызывает для сдачи вступительных экзаменов юношей, у которых средний балл школьного аттестата не ниже 4, то, несмотря на ваше сильное желание стать врачом и достаточно высокий уровень общеобразовательной подготовки, вы можете также оказаться среди этих 30 %. Что вы будете при этом испытывать? Справедливо ли это? Имеют ли моральное право какие-то психологи вмешиваться в вашу судьбу?

Для того чтобы объективно ответить на этот вопрос, давайте представим, что будет с вами дальше, если вы, несмотря на отрицательное заключение специалистов профессионального психологического отбора, будете зачислены в данное учебное заведение. Статистический анализ позволяет утверждать: в случае зачисления в академию, когда вашу профессиональную психологическую непригодность не учли, существует 80 %-ная вероятность того, что к концу второго курса вы будете отчислены из этого учебного заведения по причине академической неуспеваемости. Если же этого не произойдет, то вероятность того, что вы сами покинете данное учебное заведение на четвертом курсе по причине нежелания продолжать дальнейшее обучение, возрастет до 95 %. В итоге вы можете потерять около 4 лет своей жизни. За это время вы могли бы поступить в другое высшее учебное медицинское учреждение и обучаться в нем, демонстрируя высокие показатели в учебе. Вы можете спросить: «Почему я могу успешно учиться в другом медицинском вузе, но не в Военно-медицинской академии?» Дело в том, что данное учебное заведение имеет свою специфику, которая заключается в том, что в ее стенах готовят специалистов для Вооруженных сил, что предполагает наличие у вас комплекса личностных свойств и индивидных качеств, отличных от тех, которые должен иметь обычный врач.

Таким образом, мероприятия профессионального психологического отбора представляются вполне целесообразными не только экономически, но и с точки зрения нравственности, поскольку они обеспечивают возможность найти ту сферу деятельности, где человек может реализовать себя с наибольшим успехом. Вместе с тем любое заключение о профессиональной пригодности или непригодности всегда предполагает некую моральную ответственность психолога перед конкретным человеком за его судьбу, а также перед организацией за адекватность принятого решения. Поэтому подходить к вынесению решения о степени пригодности человека к профессиональной деятельности всегда следует взвешенно и с полной ответственностью.

Еще одна проблема в организации профессионального психологического отбора заключается в соблюдении психологом этических норм и правил поведения. Его поведение должно способствовать достижению наибольшей достоверности результатов при обследовании и в целом – наивысшей результативности мероприятий ППО, а для этого он должен вести себя соответствующим образом как с руководством организации, так и с кандидатами на замещение вакантных должностей. Например, категорически не допускается навешивание всевозможных ярлыков на человека, поскольку это не только унижает его личное достоинство, но и снижает авторитет самого психолога. Вряд ли психолог будет пользоваться уважением и авторитетом, если позволяет себе совершать оскорбительные поступки в отношении окружающих его людей. С другой стороны, действия психолога и принимаемые им решения должны быть понятными руководству организации и аргументированными.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: