• Выявите наиболее характерные, значимые, существенные черты каждого из рассматриваемых объектов.
• Определите, насколько черты объектов схожи или различны.
• Установите причины, повлиявшие на формирование именно таких черт и свойств объектов.
• Проанализируйте полученную информацию: выявите наличие внутренних связей и/или внешних несоответствий между объектами.
• Сформулируйте вывод, отражающий понимание смысла установленных взаимосвязей и противоречий.
Необходимо отметить, что предлагаемые вашему вниманию алгоритмы не следует рассматривать как некую застывшую форму, они являются рабочей моделью, в которую можно вносить изменения. Также вы могли убедиться, что алгоритмы осваиваются учащимися в процессе изучения темы, а не даются им изначально в готовом виде. Каждый алгоритм записывается в тетрадь, в результате чего создаётся своеобразная методическая копилка, которой ученики активно пользуются как на уроке, так и при выполнении домашних заданий.
На этом же уроке учитель знакомит учащихся с различными видами сопоставления, иллюстрируя их конкретными примерами, имеющими непосредственное отношение к изучаемой теме (см. таблицу).
|
|
Виды сопоставления | Примеры заданий |
Сопоставление явлений одного порядка | Сопоставление политики Александра Невского в отношении ордынцев и рыцарей |
Сопоставление явлений разного порядка | Сопоставление событий на Руси и в Западной Европе в 1240—1242 гг. |
Проблемное сопоставление (мнения, источники, оценки по какой-либо проблеме, вопросу, теме) | Сопоставление нескольких источников по проблеме — чем было иго для Руси? |
Приведённые в таблице задания выполняются учениками, как правило, в классе (особенно на начальных этапах формирования этого навыка), поскольку сопоставление требует глубокой аналитической работы. При этом необходим тщательный и детальный разбор каждого из таких заданий с соответствующими комментариями учителя и озвучиванием наиболее удачных ответов учащихся.
Таким образом, мы проследили за развитием конкретного общеучебного навыка и его постепенным усложнением от параллели к параллели. Подобная работа ведётся и по формированию остальных ОУН.
Завершая тему лекции, отмечу тот положительный эффект, который может дать система формирования общеучебных навыков в школьной практике: их применение создаёт единое образовательное пространство для учащихся, позволяет легко переносить освоенные приёмы и способы деятельности из одной области знаний в другую, формирует культуру познания. Кроме того, владение ОУН обеспечивает ряд положительных изменений в учебно-познавательной деятельности учащихся:
|
|
• позволяет осознать полезность и действенность навыков;
• формирует устойчивую потребность в их применении;
• обеспечивает самостоятельность в выборе приёмов и способов деятельности.
Для получения полного представления о системе работы с общеучебными навыками нам не хватает ещё одного важного элемента — организации проверки и контроля уровня сформированности навыков. Этой теме и будет посвящена следующая лекция.