Алгоритм определения главной мысли текста

• Определите тему текста: отметьте наиболее характерные элементы (понятия, факты, явления и др.)

• Систематизируйте текстовую информацию: отделите «важное» от «второстепенного».

• Убедитесь в правильности понимания текста: объясните смысловое значение «важной» информации.

• Установите внутреннюю смысловую связь: определите, как по смыслу связана вся полученная вами «важная» информация.

• Сформулируйте главную мысль текста.

Для закрепления навыка выделения главной мысли учащимся предлагается второй текст. Они самостоятельно прорабатывают алгоритм, после чего проводится обсуждение каждого шага и полученного результата, корректируются допущенные недочёты и исправляются ошибки.

О природе Египта и разливах Нила

Тем, кто видит наводнение Нила, оно кажется удивительным, тем же, кто слышит, — совершенно невероятным явлением. Ибо в то время, когда все другие реки начинают убывать во время летнего солнцестояния, только он один тогда, начиная подниматься, день за днём увеличивается настолько, что под конец затопляет почти весь Египет.

И так как страна имеет равнинный характер, и города, и деревни лежат на искусственных насыпях, то этот вид напоминает острова. Для предотвращения случающихся во время разлива наводнения бед в Мемфисе учреждено царями наблюдение за Нилом; лица, которым это поручается, точно измеряют подъём воды в нём и отправляют в города сообщения, ясно излагая, на сколько локтей или пальцев поднялась река и когда начнёт спадать. Посредством этого способа народ ещё узнаёт величину будущего урожая, так как эти наблюдения точно записывались в продолжение многих времён.

Описание Диодора Сицилийского
Перевод Р.В.Кинжалова

При формировании навыка мы использовали алгоритм выделения главной мысли текста, определённые методические приёмы, тексты и, таким образом, убедились в возможности его освоения и закрепления на практике.

При этом следует отметить, что в ходе работы с информацией учащиеся самостоятельно получили сведения не только о Ниле, но и об особенностях природы Египта, об основных занятиях населения, о значении и роли фараона и богов для египтян. Это значит, что необходимые знания были усвоены учащимися в процессе освоения навыка.

Однако недостаточно сформировать и закрепить определённый навык, в дальнейшем его нужно развивать и постепенно усложнять. В качестве такого примера возьмём линию «сравнение—сопоставление», которая представлена во фрагменте таблицы предметных и общеучебных навыков. Начнём со сравнения объектов одного порядка.

Так, в 5-м классе, при изучении темы «Переход от родовой общины к соседской общине» используются определённые методические приёмы для формирования навыка сравнения.

Прежде всего, ученикам предлагается форма для осуществления сравнения — таблица и определённые требования к её составлению:

• у таблицы должно быть название;

• колонки таблицы должны быть озаглавлены;

• критерии должны отражать существенные различия и/или сходства объектов.


Родовая и соседская общины

Критерии Родовая община Соседская община
Владение землёй и угодьями    
Характер труда    
Степень обобществления имущества    
Основные занятия    
Жилище и его обитатели    

Учащиеся читают соответствующий параграф учебника и внимательно рассматривают рисунки, изображающие устройство родовой и соседской общины.

Далее ученики получают и последовательно выполняют следующие задания:

• выявите особенности родовой и соседской общины;

• определите существенные различия и сходства между родовой и соседской общинами;

• систематизируйте полученные данные в таблице с указанием критериев сравнения;

• сформулируйте вывод о значении перехода от одного вида общины к другому для дальнейшего развития общественных отношений;

• дайте определение понятия «соседская община» на основе её характерных признаков.

В процессе совместной работы выявляются особенности изучаемых объектов, выясняется, что значит «существенные» различия и сходства, как правильно формулировать критерии.

При заполнении таблицы и подведении итога ученики должны убедиться, что сравнение помогло им открыть что-то важное, новое, только при соблюдении этого условия проделанная работа не будет бесполезной. После выполнения всех заданий в тетрадях записывается алгоритм сравнения.

Алгоритм сравнения

• Определите (в тексте, на карте, в схемах, графиках, иллюстрациях) объекты для сравнения.

• Выберите важные для сравнения основания (критерии).

• Подберите к выделенным критериям характерные черты, свойства объектов.

• Укажите различия и/или сходства между объектами сравнения.

• Подведите итог проделанной работе и запишите его в виде суждения.

Мы рассмотрели начальный этап формирования навыка сравнения у учащихся 5-х классов. Продолжая его развитие, можно несколько усложнить задачу. Например, выполнить сравнение данной в параграфе информации об особенностях расположения Древней Греции с информацией, выявленной при чтении условных обозначений соответствующей исторической карты. Для того чтобы справиться с этим заданием, учащимся придётся не только сравнить объекты, но применить ещё и такие навыки, как чтение исторической карты и соотнесение информации из разных источников (карта и текст).

Приведу ещё один вариант усложнённой работы с навыком сравнения. Можно вместе с учениками составить схемы управления в демократических Афинах и в олигархической Спарте, а затем предложить им сравнить две системы управления.

Для выполнения задания учащиеся должны будут самостоятельно применить следующие навыки: преобразование одного вида информации в другой (схемы в текст), а также составление и «чтение» схемы определённого вида (иерархической).

Обратимся теперь к примерам сравнения явлений разного порядка. Это могут быть восстание и революция, средневековые город и деревня, идеи Возрождения и Просвещения, наука и религия в Новое время и так далее.

Определённую трудность для учащихся в данном случае будет составлять выбор критериев, поскольку основания для сравнения не выступают здесь столь явно, как при сравнении объектов одного порядка.

Учащимся необходимо определить характерные черты рассматриваемых явлений, соотнести их между собой, выяснить возможность сравнения и только потом сформулировать критерии и осуществить само сравнение. Такая деятельность создаёт основу для формирования ещё одного важного навыка — составление сравнительной характеристики событий или явлений.

Отмечу, что все приведённые выше примеры подтверждают принцип последовательности формирования ОУН, когда каждый новый навык закладывается с опорой на уже освоенные учащимися.

Дальнейшее развитие навыка сравнения может вывести нас на более высокий и сложный уровень — сопоставление. Прежде всего, совместно с учащимися нужно разобрать, чем навык сопоставления будет походить на сравнение, а чем — принципиально отличаться от него.

Так, оба навыка предусматривают работу с двумя объектами и предполагают выделение их характерных черт, но при этом есть и существенные различия, поскольку сопоставление:

• не требует формулирования критериев и систематического выделения сходств и различий;

• обладает широким диапазоном рассматриваемых аспектов;

• может рассматривать явления, значительно отстоящие друг от друга во времени, пространстве и принадлежащие к разным направлениям, областям знания;

• предполагает объяснение причин выявленных различий и/или сходств;

• обязательно завершается выводом.

Для начала формирования навыка сопоставления наиболее подходящими, на мой взгляд, являются темы, отражающие некую противоречивость, неоднозначность явлений и процессов, например: «Летопись и современные историки о выборе веры князем Владимиром», «Нападение татаро-монголов на северо-восточную и южную Русь», «Роль Православной церкви и светской власти в преодолении политической раздробленности Руси». Чтобы учащиеся могли лучше освоить навык, желательно привлекать не только материал учебника, но и соответствующие исторические документы, отрывки из художественных произведений, выдержки из работ историков.

Рассмотрим организацию работы по формированию навыка сопоставления при изучении темы «Внешняя политика Александра Невского». Для этого используются: материал учебника, «Житие Александра Невского», летописные сведения о его политике, выдержки из работ Н.М.Карамзина и С.М.Соловьёва, а также определённые методические приёмы.

Учащиеся получают задание:

• систематизировать действия Александра Невского в отношении ордынцев и рыцарей;

• определить характерные черты каждого из направлений политики;

• установить между выявленными чертами возможные взаимосвязи;

• объяснить причины особенностей политики в отношении Орды и рыцарей;

• на основании полученных объяснений сделать вывод.

Первые два пункта задания выполняются в группах, каждая из которых работает с определённым источником. Выявленные характерные черты и особенности политики Александра Невского в отношении Орды и рыцарей озвучиваются, обобщаются и записываются учащимися в тетради в две колонки. Потом начинается совместная работа по двум следующим пунктам задания. Учитель при этом может задавать наводящие вопросы, направляя тем самым деятельность учеников, вносить необходимые дополнения и исправления. Основные суждения о взаимосвязях двух направлений политики Александра Невского и их особенностях также фиксируются в тетрадях. Теперь каждая группа приступает к формулированию выводов, наиболее удачные из которых тоже записываются. После проделанной работы озвучивается алгоритм сопоставления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: