О признании нормативных правовых актов недействующими

ООО «Индустрия Здоровья», ООО «Карел-ретро», ИП Лукьянов А.В., ООО «Технология Успеха», ООО «Гостеприимство», ООО «Свеман», ООО Фирма «Рауш», ООО «Сильвер», ООО «Л-Синтез», ИП Гольцев Р.В., ИП Ярвенсиву В.В., ООО «Руна», ООО «Руна-Кейтеринг», ООО «Компания Руна», ООО «Дежавю», ООО «САЦИВИ», ООО «ОМЕГА-РИАЛТИ», ООО «Чайхона «Базилик», ИП Крысанов П.В., ООО «ПАНАМА», ООО «ГУД-мебель», ИП Афонин Н.В., ООО «Багетный салон Петрофрейм», ООО «Торговая компания» СЕВЕРНАЯ ЗВЕЗДА», ООО «С-Путник», ООО «Торговый Дом «Северный Путник», ООО «Гранд», ООО «Инвест-Капитал», ООО «Компания «КапиталЪ», ООО «Фирма-2000», ИП Смирнова В.А., ООО «Руна-Лэнд», ООО «Советская пресса», ИП Тренькин Н.А., совместно именуемые - административные истцы, обращаются в Верховный Суд Республики Карелия с коллективным административным исковым заявлением о признании недействующими Решения Петрозаводского городского Совета от 05 июня 2019 года № 28/24-479 «Об утверждении требований к установке вывесок на фасадах зданий, строений и сооружений на территории Петрозаводского городского округа», Решения Петрозаводского городского Совета от 18 декабря 2019 года № 28/28-555 «О внесении изменений в Решение Петрозаводского городского Совета от 05.06.2019 № 28/24-479 «Об утверждении требований к установке вывесок на фасадах зданий, строений и сооружений на территории Петрозаводского городского округа» и Решения Петрозаводского городского Совета от 26 февраля 2020 года № 28/29-581 «О внесении изменений в Решение Петрозаводского городского Совета от 05.06.2019 № 28/24-479 «Об утверждении требований к установке вывесок на фасадах зданий, строений и сооружений на территории Петрозаводского городского округа». Источник официального опубликования оспариваемых нормативных правовых актов: официальное сетевое издание органов местного самоуправления Петрозаводского городского округа – «Нормативные правовые акты Петрозаводского городского округа», 11.06.2019, 24.12.2019 и 05.03.2020 соответственно.

В силу части 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если по мнению этого лица созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных данным Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы. Указанные лица вправе обратиться в суд с коллективным административным исковым заявлением (статья 42 КАС РФ).

В соответствии с пунктами 1.2  и 1.3 Требований к установке вывесок на фасадах зданий, строений и сооружений на территории Петрозаводского городского округа, утвержденных Решением Петрозаводского городского Совета от 05 июня 2019 года № 28/24-479 (далее также – Требования), вывесками на фасадах зданий, строений и сооружений являются размещаемые на фасадах зданий, строений и сооружений информационные конструкции со сведениями о наименовании организаций или сведениями об индивидуальных предпринимателях (далее – организация), расположенных в этом здании, строении, сооружении, месте их нахождения (адресе) и о режиме их работы, о профиле деятельности и (или) виде реализуемых ими товаров, оказываемых услугах и иной информацией, предусмотренной Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей»; Требования определяют порядок установки вывесок, в том числе размещения, монтажа, демонтажа, оформления и эксплуатации вывесок на территории Петрозаводского городского округа.

Следовательно, административные истцы, расположенные в зданиях, строениях, сооружениях на территории Петрозаводского городского округа, являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемыми нормативными правовыми актами, поскольку они полагают, что этими актами нарушены их права, свободы и законные интересы по следующим основаниям.

1. Федеральным законом от 29 декабря 2017 года № 463-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 29 декабря 2017 года № 463-ФЗ) урегулированы вопросы порядка утверждения и содержания правил благоустройства территории муниципального образования, в том числе городского округа.  

 В соответствии с пунктами 36 и 38 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 29 декабря 2017 года № 463-ФЗ благоустройство территории - деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий; элементы благоустройства - декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, элементы озеленения, различные виды оборудования и оформления, в том числе фасадов зданий, строений, сооружений, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные строения и сооружения, информационные щиты и указатели, применяемые как составные части благоустройства территории.

В соответствии с абзацем двадцать первым части 1 статьи 2 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее также - Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ) в редакции Федерального закона от 29 декабря 2017 года № 463-ФЗ правила благоустройства территории муниципального образования - муниципальный правовой акт, устанавливающий на основе законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации требования к благоустройству и элементам благоустройства территории муниципального образования, перечень мероприятий по благоустройству территории муниципального образования, порядок и периодичность их проведения.

Пунктом 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ в редакции Федерального закона от 29 декабря 2017 года № 463-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относится утверждение правил благоустройства территории городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории городского округа в соответствии с указанными правилами.

Федеральным законом от 29 декабря 2017 года № 463-ФЗ Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ дополнен статьей 45.1, в соответствии с частью 1 которой Правила благоустройства территории муниципального образования утверждаются представительным органом соответствующего муниципального образования. Частью 2 статьи 45.1 предусмотрен исчерпывающий перечень вопросов, которые могут быть урегулированы Правилами благоустройства. В соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 45.1 Правила благоустройства регулируют вопросы установки вывесок. Иные вопросы, регулируемые правилами благоустройства территории муниципального образования, исходя из природно-климатических, географических, социально-экономических и иных особенностей отдельных муниципальных образований, в соответствии с частью 3 статьи 45.1 могут быть предусмотрены законом субъекта Российской Федерации.

Правилами благоустройства, обеспечения чистоты и порядка в Петрозаводском городском округе, утвержденными Решением Петрозаводского городского Совета от 03 июня 2014 года № 27/27-414, вопросы установки вывесок урегулированы не были.

Решением Петрозаводского городского Совета от 07 июня 2017 г. № 28/06-134 статья 25 Правил благоустройства была дополнена пунктом 3, которым полномочия по установлению требований к размещению и оформлению вывесок на фасадах зданий, строений и сооружений были предоставлены Администрации Петрозаводского городского округа.

Решением Петрозаводского городского Совета от 27 февраля 2019 г. № 28/21-455 пункт 3 статьи 25 Правил благоустройства был изложен в новой редакции, согласно которой требования к установке вывесок на фасадах зданий, строений и сооружений утверждаются решением Петрозаводского городского Совета.

Решением Петрозаводского городского Совета от 26 февраля 2020 г. № 28/29-586 утверждены Правила благоустройства территории Петрозаводского городского округа. Решение Петрозаводского городского Совета от 03 июня 2014 года № 27/27-414 об утверждении Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка в Петрозаводском городском округе и все решения о внесении в них изменений признаны утратившими силу.

Новые Правила благоустройства также не регулируют вопросы установки вывесок, а лишь содержат в пункте 3 статьи 26 в нарушение пункта 6 части 2 статьи 45.1 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ отсылочную норму к решению Петрозаводского городского Совета.

Таким образом, Решением Петрозаводского городского Совета от 05 июня 2019 года № 28/24-479 «Об утверждении требований к установке вывесок на фасадах зданий, строений и сооружений на территории Петрозаводского городского округа» и решениями Петрозаводского городского Совета от 18 декабря 2019 года № 28/28-555 и от 26 февраля 2020 года №28/29-581 о внесении в него изменений урегулированы вопросы установки вывесок на территории Петрозаводского городского округа в нарушение пункта 6 части 2 статьи 45.1 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ в редакции Федерального закона от 29 декабря 2017 года № 463-ФЗ, согласно которому указанные вопросы должны быть урегулированы Правилами благоустройства территории муниципального образования.

2. Федеральным законом от 29 декабря 2017 года № 455-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 29 декабря 2017 года № 455-ФЗ) Градостроительный кодекс Российской Федерации дополнен статьей 5.1, согласно части 1 которой в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства по проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение в них изменений, в соответствии с уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и с учетом положений указанного Кодекса проводятся общественные обсуждения или публичные слушания. Участниками общественных обсуждений или публичных слушаний являются граждане, постоянно проживающие на территории, в отношении которой подготовлены данные проекты, правообладатели находящихся в границах этой территории земельных участков и (или) расположенных на них объектов капитального строительства, а также правообладатели помещений, являющихся частью указанных объектов капитального строительства (часть 2 статьи 5.1). Частями 4 – 25 статьи 5.1 регламентирована процедура общественных обсуждений и публичных слушаний.

Федеральным законом от 29 декабря 2017 года № 455-ФЗ статья 28 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ дополнена частью 5, согласно которой по проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение в них изменений, проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, порядок организации и проведения которых определяется уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования с учетом положений законодательства о градостроительной деятельности.

Решением Петрозаводского городского Совета от 27 февраля 2018 года № 28/13-266 статья 23 Устава Петрозаводского городского округа дополнена абзацем 11, согласно которому по проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение в них изменений, проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, порядок организации и проведения которых определяется решением Петрозаводского городского Совета с учетом положений законодательства о градостроительной деятельности.

Решением Петрозаводского городского Совета от 7 июня 2018 года № 28/16-330 Порядок организации и проведения публичных слушаний в Петрозаводском городском округе, утвержденный Решением Петрозаводского городского Совета от 28.02.2012 № 27/09-146, дополнен разделом II, которым в соответствии со статьей 23 Устава Петрозаводского городского округа определен порядок организации и проведения в Петрозаводском городском округе общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение в них изменений.

Согласно указанному Порядку в решении о назначении общественных обсуждений или публичных слушаний утверждается текст оповещения о начале общественных обсуждений или публичных слушаний в соответствии с частями 6 и 7 статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации по форме согласно Приложению № 1 к Порядку; определяется организатор общественных обсуждений или публичных слушаний; назначается председательствующий на публичных слушаниях, лицо уполномоченное на подписание протокола общественных обсуждений и заключения о результатах общественных обсуждений; определяется способ распространения оповещения о начале общественных обсуждений или публичных слушаний в соответствии с пунктом 2 части 8 статьи 5.1. Градостроительного кодекса Российской Федерации; указывается источник опубликования оповещения о начале общественных обсуждений или публичных слушаний; указывается дата размещения проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях, на официальном сайте (дата размещения проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях, на официальном сайте и (или) в информационной системе); указывается срок изготовления протокола общественных обсуждений или публичных слушаний; указывается срок изготовления заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний; указывается дата опубликования заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний.

В нарушение указанного Порядка решения о назначении общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам оспариваемых решений Петрозаводского городского Совета не приняты и не были официально опубликованы. Общественные обсуждения или публичные слушания по проектам оспариваемых решений не проводились. Протоколы общественных обсуждений или публичных слушаний и заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний не были изготовлены и не опубликованы.

Таким образом, оспариваемые решения Петрозаводского городского Совета, регламентирующие вопросы установки вывесок, отнесенные федеральным законодателем к правилам благоустройства территорий, до принятия не прошли процедуру общественных обсуждений или публичных слушаний в нарушение требований статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации и части 5 статьи 28 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ в редакции Федерального закона от 29 декабря 2017 года № 455-ФЗ, статьи 23 Устава Петрозаводского городского округа, раздела II Порядка организации и проведения общественных обсуждений и публичных слушаний в Петрозаводском городском округе, утвержденного Решением Петрозаводского городского Совета от 28.02.2012 № 27/09-146, в редакции Решения Петрозаводского городского Совета от 7 июня 2018 года № 28/16-330. Административным ответчиком были нарушены как приведенные выше требования федеральных законов, так и положения муниципальных правовых актов.

3. Частью 1 статьи 18 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» общественные обсуждения и публичные слушания определены как формы взаимодействия институтов гражданского общества с органами местного самоуправления.

Общественные обсуждения и публичные слушания, по смыслу статьи 3 Конституции Российской Федерации и федерального законодательства, которым регулируется их проведение, предоставляют каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, правомочие на принятие которого принадлежит компетентным органам и должностным лицам, возможность участвовать в его обсуждении, конечная цель которого - выработка рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта. Соответственно, процесс принятия управленческих решений становится более открытым для граждан, и эта открытость обеспечивается принудительной силой закона, обязывающего органы власти проводить общественные обсуждения и публичные слушания по определенным вопросам.

Таким образом, уклонение органа местного самоуправления от проведения общественных обсуждений или публичных слушаний в предусмотренном действующим законодательством порядке свидетельствует о существенном нарушении процедуры принятия оспариваемых нормативных правовых актов, создании препятствий к осуществлению административными истцами прав, свобод и реализации ими законных интересов, что, исходя из взаимосвязанных положений части 1 статьи 4, части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и разъяснений, содержащихся в пунктах 29 и 34 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», является достаточным основанием для удовлетворения административного иска и признания оспариваемых актов не действующими.

4. Требования к установке вывесок на фасадах зданий, строений и сооружений на территории Петрозаводского городского округа, утвержденные Решением Петрозаводского городского Совета от 05 июня 2019 года № 28/24-479, вызывают неоднозначное толкование, содержат необоснованное и чрезмерное правовое регулирование, являются компиляцией Правил размещения и содержания информационных конструкций в городе Москве, утвержденных постановлением Правительства Москвы 25 декабря 2013 года № 902-ПП, т.е. нормативным правовым актом субъекта РФ, а не муниципальным актом. Указанные Требования приняты поспешно, без учета мнения лиц, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемыми нормативными правовыми актами, и без достаточной проработки, о чем свидетельствует то, что в принятый акт менее чем за год уже дважды вносились изменения.

Ассоциация предприятий общественного питания и группа предпринимателей 14.01.2020 направили коллективное обращение к заместителю Главы Администрации Петрозаводского городского округа - председателю Комитета градостроительства и землепользования, в котором подробно изложили свои замечания и предложения по принятым Требованиям. Однако в нарушение предписаний статьи 12 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» указанное коллективное обращение до сих пор остается без ответа.

 

На основании изложенного, руководствуясь статьями 213, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

административные истцы просят Суд:

Удовлетворить заявленные требования полностью и признать недействующими Решение Петрозаводского городского Совета от 05 июня 2019 года № 28/24-479 «Об утверждении требований к установке вывесок на фасадах зданий, строений и сооружений на территории Петрозаводского городского округа», Решение Петрозаводского городского Совета от 18 декабря 2019 года № 28/28-555 «О внесении изменений в Решение Петрозаводского городского Совета от 05.06.2019 № 28/24-479 «Об утверждении требований к установке вывесок на фасадах зданий, строений и сооружений на территории Петрозаводского городского округа» и Решение Петрозаводского городского Совета от 26 февраля 2020 года №28/29-581 «О внесении изменений в Решение Петрозаводского городского Совета от 05.06.2019 № 28/24-479 «Об утверждении требований к установке вывесок на фасадах зданий, строений и сооружений на территории Петрозаводского городского округа» со дня их принятия.

Приложение:

1) копия административного искового заявления в 1 экз.;

2) копии доверенностей, подтверждающих полномочия представителя;

3) копия адвокатского удостоверения представителя;

4) копия Решения Петрозаводского городского Совета от 05 июня 2019 года № 28/24-479 «Об утверждении требований к установке вывесок на фасадах зданий, строений и сооружений на территории Петрозаводского городского округа»;

5) копия Решения Петрозаводского городского Совета от 18 декабря 2019 года № 28/28-555 «О внесении изменений в Решение Петрозаводского городского Совета от 05.06.2019 № 28/24-479 «Об утверждении требований к установке вывесок на фасадах зданий, строений и сооружений на территории Петрозаводского городского округа»;

6) копия Решения Петрозаводского городского Совета от 26 февраля 2020 года №28/29-581 «О внесении изменений в Решение Петрозаводского городского Совета от 05.06.2019 № 28/24-479 «Об утверждении требований к установке вывесок на фасадах зданий, строений и сооружений на территории Петрозаводского городского округа»;

7) копия коллективного обращения председателя Ассоциации предприятий общественного питания и предпринимателей от 14.01.2020 к заместителю Главы Администрации Петрозаводского городского округа-председателю Комитета градостроительства и землепользования;

8) документ, подтверждающий уплату государственной пошлины.

 

 

Представитель административных истцов

адвокат                                                                                                               Н.П. Союнен




double arrow
Сейчас читают про: