Характеристика деятельности организации
Целью деятельности ОАО «Лукойл» является получение прибыли путем насыщения потребительского рынка товарами и услугами.
Компания Лукойл существует на рынке с 1991 года. 25 ноября 1991 года вышло Постановление Правительства РСФСР №18 о создании нефтяного концерна «ЛангепасУрайКогалымнефть», который впоследствии был преобразован в Открытое акционерное общество «Нефтяная компания «ЛУКОЙЛ».
ЛУКОЙЛ сегодня - это:
· 2,2% общемировой добычи нефти;
· компания №1 среди крупнейших мировых частных нефтегазовых компаний по размеру доказанных запасов нефти;
· компания №4 среди крупнейших мировых частных нефтегазовых компаний по объему добычи нефти;
· 16,6% общероссийской добычи нефти и 17,7% общероссийской переработки нефти;
· крупнейшая российская нефтяная бизнес-группа с выручкой в 2011 году более 133 млрд долл. и чистой прибылью более 10 млрд долл.
В октябре 2005 года Президент РФ Владимир Путин наградил Президента ОАО «ЛУКОЙЛ» Вагита Алекперова орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени за большой вклад в развитие топливно-энергетического комплекса России.
|
|
В 2010 году группа специалистов ЛУКОЙЛа награждена премией Правительства РФ в области науки и техники за разработку и реализацию системы инновационных организационно-методических решений и технологий, обеспечивающих комплексное вовлечение в освоение невостребованных запасов и ресурсов нефти и газа. Президент РФ Дмитрий Медведев наградил Президента ОАО «ЛУКОЙЛ» Вагита Алекперова орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени за большой вклад в развитие нефтегазового комплекса и многолетний добросовестный труд.
Анализ экономического состояния деятельности предприятия
Проведем анализ экономического состояния организации на основе бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках. Анализ основных показателей деятельности предприятия за три смежных года представлены в таблице 1.
Значения стр5. и стр. 6 таблицы 1 и 2 позволяют определить изменения (прирост или уменьшение) значений показателей отчетного периода по отношению к предыдущему, рассчитываемых в%.
Показатель выручки от продажи товаров отражается по стр. 010 в Отчете о прибылях и убытках.
Показатель валовой прибыли отражается по стр. 029 в Отчете о прибылях и убытках и рассчитывается как разница между выручкой от продажи товаров и себестоимостью изготовленной продукции.
Уровень валовой прибыли рассчитывается как отношение валовой прибыли периода к выручке от продажи товаров за тот же период.
|
|
Прибыль от продаж отражается по строке 050 в Отчете о прибылях и убытках и находится вычитанием из валовой прибыли управленческих и коммерческих расходов.
Рентабельность продаж (Рп) рассчитывается по формуле:
Рп = ,
где Пр - прибыль от продажи,
Вр - выручка от продажи товаров.
Таблица 1. Основные показатели деятельности предприятия
Показатели | Годы | Изменение, % | |||
2009 | 2010 | 2011 | 2010/ 2009 | 2011 /2010 | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Выручка от продаж тыс. руб. | 536 708 067 | 35 041 423 | 36 106 995 | -93,5 | 3,04 |
Валовая прибыль, тыс. руб. | 107 513 811 | 21 458 801 | 21 356 494 | -80,04 | 0,5 |
Уровень валовой прибыли, % | 20,03 | 61,24 | 59,15 | 205,8 | -2,4 |
Прибыль от продаж, тыс. руб. | 44 907 745 | 7 057 798 | 6 001 620 | -84,3 | -14,96 |
Рентабельность продаж, % | 8,3 | 20,14 | 16,62 | 142,65 | -17,48 |
Данные таблицы 1 показывают, что в рассматриваемом периоде выручка компании ОАО «Лукойл» от продаж в 2010 году уменьшилась на 501666644 тыс. руб. по сравнению с 2009 годом (или на 93,5%).
Изменение величины выручки в 2011 г. составил - 1065572 тыс. руб. по сравнению с показателем прошлого года.
В системе экономического анализа важное место занимает оценка экономической эффективности предприятия и его финансового состояния. Из таблицы видно, что в 2010 году предприятие сработало достаточно эффективно: рентабельность продаж увеличилась с 8,3 до 20,14%. Однако рентабельность за 2011 год уменьшилась по сравнению с 2010 годом на 17,48% и составила 16,62%.
Валовая прибыль компании в 2010 г. уменьшилась на 80,04% то есть составила 21458801 тыс. руб., что на 0,5% больше показателя 2011 года.
Анализ прибыли предприятия охватывает как факторы ее формирования, так и распределения. Задачами анализа финансовых результатов деятельности предприятия являются: оценка динамики показателей прибыли, обоснованность фактических данных об образовании и распределении прибыли, оценка резервов дальнейшего роста прибыли.
Для анализа и оценки уровня и динамики показателей финансовых результатов деятельности предприятия составляется следующая таблица (табл. 2), в которой использованы данные отчетности предприятия.
Таблица 2. Анализ динамики показателей финансовых результатов деятельности предприятия, тыс. руб.
Показатели | Годы | Изменение, % | |||
2009 | 2010 | 2011 | 2010/ 2009 | 2011 /2010 | |
Прибыль от продаж | 44 907 745 | 7 057 798 | 6 001 620 | -15,7 | -14,96 |
Прочие доходы | 6 564 294 | 3 454 388 | 21 960 710 | -52,6 | 535,7 |
Прочие расходы | 14 984 322 | 12 401 458 | 32 248 753 | -17,24 | 160,04 |
Прибыль до налогообложения | 53 962 446 | 142 412 782 | 251 131 318 | 163,91 | 76,34 |
Чистая прибыль отчетного периода | 45 147 922 | 140 037 510 | 242 637 070 | 210,17 | 73,27 |
Данные табл. 2 показывают, что в 2011 г. организация получила прибыли от финансовой хозяйственной деятельности в размере 6 001 620 тыс. руб., что на 14,96% меньше величины прибыли прошлого года (в 2010 году она составила 7 057 798 тыс. руб.). Но благодаря прочим доходам, величину показателя чистой прибыли увеличилась, остающейся в распоряжении предприятия на 73,27% и составило 242 637 070 тыс руб. (в 2010 году этот показатель был равен 140 037 510 тыс. руб.).
Прочие расходы в 2011 году по сравнению с 2010 годом выросли на 160,0%.
Таким образом, проанализировав основные показатели деятельности, рекомендуем руководству предприятия принять во внимание такие варианты увеличения прибыли, как рост прибыли от реализации, путем увеличения объема реализации товаров; реализация не используемых основных фондов повлечет увеличение прибыли от реализации основных фондов и иного имущества предприятия, что в свою очередь положительно отразиться на величине прибыли; так же возможно вложение средств в ценные бумаги, что, конечно, требует большой осторожности и анализа.
Проведем теперь анализ рентабельности.
Рентабельность более полно, чем прибыль отражает окончательные результаты хозяйствования, так как ее величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами.
|
|
Если предприятие получает прибыль, оно считается рентабельным. Показатели рентабельности, применяемые в экономических расчетах, характеризуют относительную прибыльность
Рентабельность, являясь конечным результатом деятельности предприятия, создает условия для его расширения, развития, самофинансирования и повышения конкурентоспособности.
Рентабельность продаж (Рп) рассчитывается по формуле:
Рп = ,
где Пр - прибыль от продажи (стр. 050 ф. №2),
Вр - выручка от продажи товаров (стр. 010 ф. №2).
Рентабельность затрат (Рз) рассчитывается по формуле:
Рх = ,
где П - чистая прибыль (стр. 190 ф. №2),
Зр - затраты, связанные с реализацией товаров (стр. 030 ф. №2).
Она показывает, сколько предприятие получило прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции.
Еще одним важным показателем рентабельности деятельности предприятия является рентабельность активов.
Коэффициент рентабельности активов (Ра) рассчитывается как отношение валовой прибыли (П) к величине активов (А):
Ра = %,
где А - сумма активов предприятия (стр. 300 ф. №1).
Этот коэффициент показывает, сколько копеек прибыли приходится на каждый рубль активов, т.е. насколько эффективно используются ресурсы организации.
Собственников интересует не только общая эффективность использования ресурсов, но и эффективность ресурсов, принадлежащих им, т.е. рентабельность собственного капитала.
Рентабельности собственного капитала:
Рск = ,
где СК - величина собственного капитала организации (стр. 490 ф. №1);
Данный коэффициент показывает, сколько копеек прибыли приходится на каждый рубль собственного капитала. Рентабельность собственного капитала тем выше, чем ниже его доля в общем объеме ресурсов, используемых предприятием, иными словами, чем больше доля заемных ресурсов.
Фондорентабельность:
Роф = ,
где ОФ основные фонды организации (стр. 120 Ф. №1)
Рентабельность собственных оборотных средств:
Рсос = ,
где СОС - собственные оборотные средства организации
|
|
Ресурсорентабельность рассчитывается как отношение чистой прибыли к ресурсам организации, которые находятся стр. 120 ф. №1+стр. 290 ф. №1
Представим расчеты показателей рентабельности компании ОАО «Лукойл» за последние два года в табл. 3.
Таблица 3. Показатели рентабельности
Коэффициенты | Расчет коэффициентов | Изменение | |
2010 г. | 2011 г. | ||
Рентабельность продаж | 7 057 798 /35 041 423 * 100 = 20,14 | 6 001 620 / 35 106 995 * 100 = 17,1 | - 15,1 |
Рентабельность активов пр-я | 7 057 798 / 1 182 371 977 *100 = 5,9 | 6 001 620 / 989 296 897 * 100 = 0,6 | - 99,9 |
Рентабельность собственного капитала | 7 057 798 / 426 609 436 * 100 = 1,7 | 6 001 620 / 519 204 589 * 100 = 1,2 | - 29,4 |
Фондорентабельность | 7 057 798 / 490 887 390 * 100 = 1,43 | 6 001 620 / 481 427 192 * 100 = 1,24 | - 13,3 |
Рентабельность собственных оборотных средств | 7 057 798 /498 409 507 * 100 = 1,4 | 6 001 620 /700 944 785 * 100 = 0,85 | - 39,3 |