Анализ формирования прибыли

 

Основным источником формирования денежных доходов ОАО «Лукойл» является выручка от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг.

В соответствии с учетной политикой ОАО «Лукойл» выручка отражается по мере оплаты продукции, выполнения работ, оказания услуг. Выручка от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг включает три элемента: себестоимость, прибыль, косвенные налоги и отчисления.

Под моментом определения выручки от реализации и признания полученной прибыли принимается календарный месяц, в котором на основании соответствующих документов выручка от реализации и прибыль должны быть отражены в бухгалтерском учете.

Одним из основных показателей финансово-хозяйственной деятельности торговой организации ОАО «Лукойл» является прибыль от переработки, сбыта и реализации нефтепродуктов. Основным источником для изучения прибыли предприятия является Ф №2 «отчет о прибылях и убытках».

Процесс формирования прибыли включает две стадии: создание прибавочного продукта и превращение его в денежную массу.

За счет выручки от переработки, сбыта и реализации нефтепродуктов, выполнения работ, оказания услуг предприятие возмещает производственную себестоимость реализованной продукции, работ, услуг, управленческие и коммерческие расходы. Таким образом, формируется финансовый результат от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг. Кроме того, ОАО «Лукойл» получает доходы от внереализационной деятельности, которые увеличивают общий финансовый результат деятельности предприятия. Расходы по внереализационной деятельности вычитаются из суммы доходов от этой операции. Общий финансовый результат представляет собой прибыль отчетного периода (до налогообложения).

Механизм формирования прибыли в ОАО «Лукойл» может быть представлен следующим образом:

Выручка от реализации работ в действующих ценах без косвенных налогов - полная себестоимость работ с учетом управленческих и коммерческих расходов - прибыль (убыток) от реализации работ ± прибыль (убыток) от операционных доходов и расходов ± прибыль (убыток) от внереализационных доходов и расходов = прибыль (убыток) отчетного периода предприятия.

Для проведения вертикального и горизонтального анализа рассчитаем табл. 1 используя данные отчётности предприятия из формы №2.

 

Таблица 1 - Формирование бухгалтерской прибыли в ОАО «Лукойл» за 2010-2011 гг. тыс. руб.

Наименование показателя 2010 г. 2011 г. Отклонение (+ / -) Темп роста%
1. Выручка от реализации товаров, работ услуг (за минусом НДС) 35 041 423 35 106 995 +65 572 100,19
2. Себестоимость продаж 13 582 622 13 750 501 +167 879 101,23
3. Коммерчески расходы 649 269 680 340 +31 071 104,79
4. Управленческие расходы 13 751 734 14 674 534 +922 800 106,71
5. Прибыль (убыток) от продаж 7 057 798 6 001 620 -1 056 178 -
6. Внереализационные доходы 3 454 388 21 960 710 +18 506 322 400
7. Внереализационные расходы 12 401 458 32 248 753 +19 847 295 635, 73
8. Прибыль (убыток) отчётного периода 140 037 510 242 637 070 +102 599 560 173, 27

 

Из данных табл. 1 видно, что балансовая прибыль в 2011 году существенно увеличилась по сравнению с 2010 годом на 65 572 тыс. руб. или на 0, 19%.

Таким образом, наметилась положительная тенденция изменения величины балансовой прибыли.Увеличению балансовой прибыли способствовало: увеличение прибыли от реализации на 102 599 560 тыс. руб. или на 73,27%.

Отрицательное влияние на величину балансовой прибыли повлияло: превышение абсолютного изменения внереализационных расходов над абсолютным изменением внереализационных доходов на 1 340 973 тыс. руб.

В связи с тем, что прибыль от переработки, сбыта и реализации нефтепродуктов занимает наибольший удельный вес в структуре бухгалтерской прибыли, то анализ факторов, ее определяющих, имеет большое значение для выявления резервов роста всей бухгалтерской прибыли.

 



Заключение

 

Успех предпринимательства, прежде всего, зависит от финансов предприятия, основным источником которых выступает прибыль. В связи с этим важным вопросом является анализ финансовых результатов (прибыли или убытка) деятельности предприятия, так как именно в системе показателей финансовых результатов получают свою законченную денежную оценку различные стороны финансово-хозяйственной деятельности коммерческой фирмы.

Прибыль предприятия является главной целью его деятельности. Основным побудительным мотивом осуществления любого вида деятельности является рост благосостояния собственников предприятия. Характеристикой этого роста является размер текущего и отложенного дохода на вложенный капитал, источником которого является полученная прибыль.

Как показал проведенный организационно-экономический анализ ОАО «Лукойл» за 2009-2011 гг., деятельность предприятия можно охарактеризовать как стабильную.

Проведенные расчеты наглядно показывают, что анализируемая организация располагает резервами увеличения прибыли от реализации продукции и, прежде всего, за счет увеличения объема продаж, снижения себестоимости, уменьшения коммерческих расходов, а также за счет возрастания удельного веса в объеме реализации более рентабельных товаров. В заключении можно отметить, что поскольку главной целью предприятия является - получение прибыли, то оно должно стремиться налаживать свою работу наиболее эффективно, чтобы создать все возможные условия для работников предприятия, увеличивая тем самым производительность труда, а значит и финансовый результат своей деятельности.



Список литературы

финансовый рентабельность капитал актив

1. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. - М.: Финансы и статистика. - 2005.

2. Балабанов И.Т. Анализ и планирование финансов хозяйствующего субъекта. - М.: Финансы и статистика. - 2004.

.   Басовский Л.Е. Теория экономического анализа: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2003.

.   Бочаров В.В. Управление денежным оборотом предприятий и корпораций. - М.: Финансы и статистика. - 2005.

.   Грачев А.В. Анализ и управление финансовой устойчивостью предприятия. - М.: Фиппресс. - 2005.

.   Донцова Л.В., Никифорова Н.А. Формирование и оценка показателей промежуточной (квартальной) и годовой отчетности. - М.: Изд-во «Дело и Сервис», 2008.

.   Маркарьян Э.А., Герасименко Г.П. Финансовый анализ - М.: «ПРИОР», 2008.

8. Павлова Л.Н. Финансы предприятий. - М.: Финансы, ЮНИТИ. - 2006.

9. Протасов В.Ф. Анализ деятельности предприятия (фирмы): производство, экономика, финансы, инвестиции, маркетинг. - М.: «Финансы и статистика», 2007.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: