МБОУ «Рождественская средняя общеобразовательная школа»

ПРОФОРИЕНТАЦИЯ В ЛЕТНИЙ ПЕРИОД ВРЕМЕНИ

Авторы:

Анянова Наталья Геннадьевна, директор школы, учитель биологии.

Дюкова Марина Васильевна, учитель истории и обществознания.

Образовательная организация:

МБОУ «Рождественская средняя общеобразовательная школа».

 

Требования ФГОС предполагают достижение образовательных результатов нового типа, в том числе формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору профессий и профессиональных предпочтений, формирование исследовательских компетенций учащихся. Тут особая роль отводится педагогам, которые должны выстраивать такую образовательную систему, в которой учащиеся станут субъектом деятельности, получат возможность самостоятельно выбрать и построить свою индивидуальную траекторию образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, а также смогут планировать и организовывать собственную деятельность, осуществлять сбор и проводить анализ информации, делать обобщения, эффективно взаимодействовать в группе. На наш взгляд, для этой цели наилучшим образом подходит метод проектов и исследований.

Использование данного метода в рамках организации детского отдыха позволит создать условия для самоопределения учащихся, формирования проектной и исследовательской компетенций в ситуации самостоятельной деятельности учащихся на практике (прикладная сфера) с учетом их интересов, возможностей и зоны ближайшего развития.

Для решения поставленных задач нами была разработана и успешно реализована Программа внеурочной деятельности «НЛО (научная лаборатория открытий) «Археонавты».

Цель программы: создание условий для самостоятельной проектно-исследовательской деятельности учащихся с учетом их интересов и возможностей для дальнейшего профессионального самоопределения.

Образовательные результат(-ы), на достижение которых направлена программа:

- мотивация учащихся к обучению и познанию, осознанному выбору профессий и профессиональных предпочтений;

-самоопределение учащихся с видами работ, которые для них оказались интересными (журналистика, исследование, дизайн, археология, организаторская деятельность и т.д.);

- получали опыт проведения практического исследования или реализации проектов;

- исследовательские компетенции: умение задавать исследовательские вопросы и отвечать на них, формулировать возможные гипотезы, выявлять из их числа наиболее реальные, получат опыт планирования кратковременных исследовательских работ, представления их результатов, осуществления отдельных исследовательских действий в зависимости от темы исследований, представлять результаты работы в соответствии с техническим заданием и критериями;

- научились формулировать цель проекта, конкретизировать средства и результаты реализации проекта, критерии, по которым он может оценить качества своей проектной деятельности, получат опыт реализации проекта, представлять свой проект и его результаты.

Одним из инструментов, позволяющих организовать среду для формирования проектно-исследовательских компетенций, является сетевое взаимодействие. В 2015 году учащимся впервые представилась возможность поучаствовать в полевых археологических исследованиях (раскопках) на Рождественском археологическом комплексе под руководством преподавателей Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. В этом году нам удалось выстроить модули взаимодействия «школа – ВУЗ», «школа – учреждения дополнительного образования», «школа – музей». Преподаватели ПГГПУ готовы продолжить с нами сотрудничество в рамках проектной и исследовательской деятельности. Сетевое взаимодействие позволило усилить ресурс образовательного учреждения за счет ресурсов других учреждений на основе договорных отношений. Были созданы условия для знакомства учащихся с миром профессий. Ребята попробовали свои силы в журналистке, фотографии, реконструкции, проведении развлекательных мероприятий и экскурсий, в увлекательной и интересной профессией археолога. Получили первичные профессиональные навыки, в т.ч. научных полевых исследований и работы с археологическими находками.

Средством решения заявленной проблемы является разработанная программа «НЛО (научная лаборатория открытий) «Археонавты». Реализация программы осуществлялась посредством 4 модулей (мини – лаборатории, проектные мастерские), в которых созданы условия для самостоятельной проектно-исследовательской деятельности на основании самоопределения учащихся с учетом их интересов и возможностей, под руководством тьюторов.

Организация детского лагеря археологической направленности с целью создания условий для самостоятельной проектно – исследовательской деятельности учащихся с учетом их интересов и возможностей для дальнейшего профессионального самоопределения - первый опыт в Пермском крае. Работа лагеря предполагает четырехчасовой рабочий день с одноразовым питанием для учащихся 8-10 классов.

В первые два дня лагеря для детей была организована экскурсия на Рождественское городище, проведена игра, в ходе которой учащиеся попробовали себя в разных видах деятельности: фотографирование, анализ исторического материала, подготовка журналистской статьи, проведение экскурсии и т.д. В итоге выявились интересы детей, они определили для себя  2 - 3 интересных направления.

В течение следующих двух дней научные сотрудники исторического факультета Пермского государственного гуманитарно – педагогического университета и педагогические работники МБОУ «Рождественская средняя общеобразовательная школа» ввели учащихся в суть каждого направления деятельности и организовали профессиональные микропробы, по результатам которых учащиеся выбрали одно направление с учетом их интересов и возможностей. Это - первый модуль реализации программы: ознакомительно-самопоределелительный.

В рамках второго, учебного модуля, реализации программы в лагере была организована работа мини-лабораторий и проектных мастерских для самостоятельной проектно-исследовательской работы учащихся с учетом возможностей и интересов через авторские заявки, построение гипотез. Востребованными детьми оказались проектные мастерские «Фотослед археонавтов», «Дорогами средневекового города», «Досуг археонавтов» и мини – лаборатории «Тайны археологии», «Реконструкция руками археонавтов». В ходе реализации программ мини – лабораторий и проектных мастерских ребята определялись с замыслами своих исследовательских работ или проектов, которые представлялись ими публично в течение 3 – 5 минут в соответствии с заданной структурой на промежуточном контрольно-оценочном мероприятии. На данном мероприятии присутствовали представители МКУ «Управление образования администрации Карагайского муниципального района», руководители образовательных организаций, преподаватели ПГГПУ и ребята, участники лагеря. По итогам мероприятия юным исследователям были даны рекомендации и практические советы по совершенствованию свои замыслов.

В ходе реализации авторских замыслов в сопровождении модераторов (в этой роли выступили преподаватели ПГГПУ, социальные партнеры – педагоги МАУ ДО «Центр информационных и коммуникационных технологий», учителя школы), тьюторов и консультантов (студентов-старшекурсников) обучающиеся получили «продукт» своей деятельности, который представили в разных форматах на итоговом контрольно-оценочном мероприятии. Ребятами удалось разработать экскурсию «Дорогами средневекового города» (над ней работали две девочки), провести археологическое исследование «Следы древней Афкулы» (трое детей искали подтверждение своей гипотезы – большое количество железных изделий на городище говорит о том, что здесь, скорей всего, была ремесленная мастерская). Группа учащихся разработала одно мероприятие для участников лагеря, а также у них зародилась идея проведения Интернет-игры. Одна девочка заинтересовалась глиняными изделиями, результатом стали вылепленные горшки по средневековой технологии. Три девочки интересуются фотографией, поэтому каждая выбрала для себя тему для фотографии и способ представления результатов работы (коллаж, презентация, фильм).

В ходе организованной рефлексии школьники рассказали о том, что они планировали, а что получилось в конечном итоге, оценили свои работы, поделились опытом, рассказали о своих шагах по пути реализации проектов и о дальнейших планах проектной и исследовательской деятельности. Все запланированные нами мероприятия и действия были проведены.

Школа благодарна за поддержку со стороны социальных партнеров, особенно преподавателям исторического факультета ПГГПУ. Нам удалось выстроить модули взаимодействия «школа – ВУЗ», «школа – учреждения дополнительного образования», «школа – музей». Преподаватели ВУЗа готовы продолжить с нами сотрудничество в рамках проектной и исследовательской деятельности, организации профпроб. В ходе реализации программы «НЛО (научная лаборатория открытий) «Археонавты» у учащихся формировались исследовательские компетенции, были созданы условия для развития коммуникативных навыков, профессионального самоопределения ребят по предложенным видам работ в соответствии с их интересами, способностями, возможностями.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: