Прем.10:6. Она во время погибели нечестивых спасла праведного, который избежал огня, нисшедшего на пять городов

Прем.10:7. от которых во свидетельство нечестия осталась дымящаяся пустая земля и растения, не в свое время приносящие плоды, и памятником неверной души – стоящий соляной столб.

Прем.10:8. Ибо они, презрев премудрость, не только повредили себе тем, что не познали добра, но и оставили живущим память о своем безумии, дабы не могли скрыть того, в чем заблудились.

6–8. Спасение Лота премудростью. Страшный пример наказания за нечестие жителей Пентаполя. См. Быт. XIX гл., ср. 2Пет. 2:7.

«…избежал огня, нисшедшего на пять городов». О гибели Содома и Гоморры см. объяснительное замечание к 24–25 ст. XIX гл. кн. Бытия. (Толковая Библия т. 1 с. 124).

Города, составлявшие Пентаполь, перечислены в XIV гл. 2 ст. кн. Бытия, именно: Содом, Гоморра, Адма, Севоим и Сигор. Писатель кн. Премудрости не точно говорит здесь о гибели «пяти городов», так как по книге Бытия XIX гл. и Втор. 29:23, погибли только первые четыре города, а Сигор остался целым. (См. Ис. 15:5; Иер. 48:34).

«…от которых во свидетельство нечестия осталась дымящаяся пустая земля…» Говорится о состоянии долины Сиддим после содомской катастрофы. Писатель ничего не говорит о соленом море, которое, по общепринятому мнению (Быт. 14:3), последствие происшедшего понижения почвы, затопило долину Сиддим; по его свидетельству на месте погибших пяти городов осталась дымящаяся пустыня. Это показание кн. Премудрости Соломона находится в согласии с 28 ст. XIX кн. Бытия, передающем о том, что видел Авраам, когда наблюдал над местом катастрофы; согласны с кн. Премудрости Соломона и древние писатели (напр., Филон. De vita Mos. II с. 143. De Abraham, с. 21). По их мнению, долина Сиддим представляла дымящуюся пустыню вследствие вулканического свойства и смолисто-серного состава почвы.

«…растения, не в свое время приносящие плоды…» Предполагают, речь идет о том, что в долине Сиддим, вследствие вулканического состояния почвы, плоды созревали раньше обычного времени, причем они не успевали вполне развиваться и от сильного зноя высыхали. Может быть, писатель говорит здесь о так называемом содомском яблоке, которое, по обычному представлению, имело красивый, румяный вид, но когда его раздавливали, разлеталось в черную пыль. Об этом плоде говорят древние писатели (Иосиф. Фл. Иудейская война, IV, стр. 300; Тацит. История:V:7).

«…памятником неверной души – стоящий соляной столб». Этими словами, без сомнения, указывается на рассказ кн. Бытия о жене Лота (Быт. 19:26). Нет сомнения и в том, что писатели кн. Бытия, равно как и кн. Премудрости Соломона, передавая об этом событии, представляют его чудом; поэтому все естественные объяснения этого события, а их предлагается много, не будут отвечать характеру предания. Судьба городов Пентаполя в Св. Писании осталась часто употребляемым образом совершеннейшей гибели и страшного наказания: Втор. 29:23; Ис. 1:9, 13:19, 23:14; Иер. 49:18, 50:40; Иез. 16:49–50; Ос. 11:8; Мф.10:15, 11:23; Рим. 9:29; 2Пет. 2:6.

8. Причина гибели жителей пяти городов указывается в том, что они «презрев премудрость… не познали добра». Премудрость в данном случае писатель отождествляет с добродетелью, благочестием. Удаление от благочестивой жизни он называет безумием. Памятником этого безумия жителей Пентаполя в назидание последующих поколений было печальное состояние долины Сиддим. Таким образом, грозные бедствия имеют благую провиденциальную цель.

Прем.10:9. Премудрость же спасла от бед служащих ей.

9. В этом стихе писатель делает переход к следующим примерам в форме противопоставления.

Прем.10:10. Праведного, бежавшего от братнего гнева, она наставляла на правые пути, показала ему царство Божие и даровала ему познание святых, помогала ему в огорчениях и обильно вознаградила труды его.

Прем.10:11. Когда из корыстолюбия обижали его, она предстала и обогатила его,

10–11. Пример Иакова «Праведного, бежавшего от братнего гнева…» – указание на бегство Иакова от Исава в Месопотамию (Быт. 27:43).

«…показала ему Царство Божие». Эти слова относятся к видению Иаковом таинственной лестницы (Быт. 28:12–13, 17). «Царство Божие» – мир ангельский.

«…даровала ему познание святых…», т.е. ангелов (ср. Прем.5:5), или вообще сверхчувственного мира (Прем.9:10; Притч. 30:3);

«…помогала ему в огорчениях и обильно вознаграждала труды его». Разумеются те огорчения, которые терпел Иаков от Лавана и на которые он сам жаловался (Быт. 31:39–42). Лаван был к нему несправедлив, неоднократно менял условия платы за его труды («из корыстолюбия обижали его») и, несмотря на все это, вопреки желанию Лавана, Иаков разбогател у него (Быт. 30:43, 31:7). В этом Иаков видел дело Божие (Быт. 31:9–12), писатель нашей книги называет это делом премудрости: «…она предстала и обогатила его» (Иакова) (ср. Прем.7:11 ст.).

Прем.10:12. сохранила его от врагов, и обезопасила от коварствовавших против него, и в крепкой борьбе доставила ему победу, дабы он знал, что благочестие всего сильнее.

12. Первая половина стиха одинаково может быть отнесена и к преследованию Иакова Лаваном (Быт. 31:23) и к его боязни при возвращении в Ханаан нападения Исава (Быт. 32:7–8);

«…в крепкой борьбе доставила ему победу…» Слова относятся к борьбе Иакова с Богом (Быт. 32:24, 28, 30; Ос. 12:3–4). Этот библейский рассказ писатель кн. Премудрости понимает как символ того, что «благочестие всего сильнее», что для надеющегося на Бога ничто не страшно. Мысль отвечающая 28 ст. XXXII гл. кн. Бытия.

Прем.10:13. Она не оставила проданного праведника, но спасла его от греха:

Прем.10:14. она нисходила с ним в ров и не оставляла его в узах, и потом принесла ему скипетр царства и власть над угнетавшими его, показала лжецами обвинявших его и даровала ему вечную славу.

13–14. Пример Иосифа, «проданного праведника» (Быт. 37:25–28), которого премудрость «спасла от греха», разумеется клевета жены Потифара (Быт. 39:7–12). – «Она нисходила с ним в ров и не оставляла его в узах…» Бог спас Иосифа и из сухого колодца, куда его бросили на голодную смерть братья (Быт. 37:22) и из египетской тюрьмы (Быт. 39:20–21); «принесла ему скипетр царства…» – ср. Быт. 41:39–40.

«…Показала лжецами обвинявших его…» – разумеется клевета жены Потифара (Быт. 39:14–18);

«даровала ему вечную славу…» – бессмертную память в потомстве (ср. Прем.4:1, 8:13).

Прем.10:15. Она освободила святой народ и непорочное семя от народа угнетавших его,

15–21. В этом отделе говорится об участии Божественной Премудрости в освобождении израильского народа от египетского рабства.

15. Название народа еврейского «святым народом» и «непорочным семенем» не соответствует действительному состоянию его во время исхода из Египта (Иез. 20:8, 23:3). Непостоянство в религии, склонность к идолопоклонству, малодушие и ропот исторически более верно характеризует евреев в момент исхода. Писатель кн. Премудрости берет не эту историческую сторону, а идеальную, каким должен быть еврейский народ, какое его назначение (Исх. 19:5–6; Втор. 26:18–19). Назначение евреев быть народом святым, и уже по одному этому они удостаиваются милостивого попечения о них Премудрости Божией.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: