ГЛАВА 8. К XXI ВЕКУ
Китайская эквилибристика
Проблема совмещения задачи модернизации вооружения с социальными нуждами народа и необходимостью направлять все имеющиеся ресурсы в «производственные» невоенные предприятия сильнее всего ощущается в Китайской Народной Республике (КНР), которая является одновременно самой бедной из крупных держав и, возможно, находится в наименее выгодном стратегическом положении.
НЕДОСТАТКИ:
- в дипломатическом и стратегическом плане считает себя изолированной и окруженной. Причина - напряженные отношения с соседями на протяжении предшествующих периодов. С осторожностью китайцы смотрят на США из-за симпатии и поддержки Тайваня. С Индией отношения прохладны из-за поддержки, которую Китай оказывает Пакистану. СССР – главная внешнеполитическая опасность из-за скопления войск на границе, вторжения в Афганистан и экспансии на юг Вьетнама
- экономическая слабость Китая в сравнении с другими великими державами
- проблемы в аграрном секторе: трудоемкие технологии, что затрудняет переход, на крупномасштабные механизированные формы сельского хозяйства. поскольку сельское хозяйство обеспечивает свыше 30 % ВВП Китая и в нем занято 70 % населения, то упадок или просто замедление в этом секторе стали бы тяжелым бременем для всей экономики
- перенаселенность
- устаревшее вооружение (куплены за давно и уступает современным моделям)
- как следствие, отсутствие опыта использования современных технологий
РЕФОРМЫ:
- трансформация китайских вооруженных сил после потрясений 1960-х годов.
- масштабная модернизация китайского вооружения.
- быстрое развитие ядерных технологий китая.
- стремительный рост экономики.
ПРЕДПОСЫЛКИ ДЛЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА:
- наличие крупных средств для капиталовложения.
- огромные возможности для экономии.
- жесткий контроль над расходами на оборону, призванный не допустить перегибы.
- сокращение научно-технического отставания.
- сосредоточенность на экономическом росте.
Японская дилемма
Основы успеха страны лежат в экономической сфере, которая и заботит Токио больше всего. С одной стороны, технологический и экономический рост предлагает новые блестящие перспективы для государства, чья политическая экономия находится в оптимальном положении для грядущего XXI века. С другой стороны, сам успех страны провоцирует «эффект ножниц» как реакцию на торговую экспансию. На одном лезвии «ножниц» находится конкуренция, которую составляют Японии азиатские «новые промышленно развитые страны»: Сингапур, Южная Корея, Тайвань, Таиланд, не говоря уже о Китае. Вторым, более опасным «лезвием» является возрастающее неприятие Европой и Америкой неизбежного, казалось бы, проникновения японских товаров на их внутренние рынки. Год за годом эти обеспеченные страны приобретали японскую сталь, японские станки, мотоциклы, автомобили, телевизоры и прочую электронику, и технику.
Как страна, в высокой степени зависимая от экспорта сырья, она получает колоссальную выгоду от изменений условий торговли, в результате которых упали цены на металлы, топливо и продовольственные товары. Куда значительнее видится рывок Японии в сторону наиболее многообещающих и в конечном итоге прибыльных секторов экономики начала XXI в.- высоких технологий. Япония по мере постепенного спада в судостроении, текстильной промышленности и сталеварении, нацелилась на лидирующее положение в наукоемких отраслях с самой высокой добавочной стоимостью. Также, многие ведущие страны настораживает развитие «нового» высокотехнологичного производства.
Высокий уровень национальных накоплений, объясняется особенностями системы налогообложения. Японский гражданин вынужден больше откладывать на старость, - это означает, что японские банки и страховые компании получают вполне достаточно поступлений, чтобы вкладывать в производство большие суммы, выданные под низкий процент.
Японским фирмам практически гарантирован внутренний сбыт во всех сферах, исключая престижное потребление и специализированную продукцию, чем уже не могут похвастаться ни американцы, ни, несмотря на попытки защитных мер, многие европейцы.
Высокая квалификация японской рабочей силы, во всяком случае измеряемая различными тестами на наличие математических и прочих способностей, не только развиваемых весьма конкурентоспособной системой образования, но и тренируемых собственно работодателем.
Япония будет поддерживать тенденцию к минимальным изменениям военно-политической обстановки в Восточноазиатском регионе, несмотря на растущие темпы экономического роста – это обстоятельство только усложняет японскую дилемму.
ЕЭС: потенциал и проблемы
Из пяти мировых военно-экономических центров указанного периода, Европа не является суверенным национальным государством, что определяет главную проблему этого региона на пути к зарождающейся системе сверхдержав начала XXI века. Говорится о ЕЭС, так как он потенциально, обладает организацией и структурой, позволяющими говорить о Сообществе как о пятой мировой сверхдержаве.
ПОТЕНЦИАЛ ЕЭС:
- ЕЭС совершенно точно обладает размерами, средствами и производственными мощностями для того, чтобы считаться центром влияния.
- население в 320 млн человек, что больше, чем у СССР и США. При этом оно высокообразованное.
- показатели доходы (хоть они и разнятся по странам) на душу населения выше, чем в России или в США.
- Европейский рынок — крупнейший в мире, хотя во многом благодаря торговле внутри блока.
- в военном отношении страны ЕЭС также не стоит игнорировать. Если учитывать лишь четыре крупнейшие страны-участницы (Западная Германия, Франция, Великобритания, Италия), их совокупные вооруженные силы насчитывают больше миллиона человек и еще 1,7 млн резервистов, что, конечно, меньше российской и китайской армий, но значительно больше американской.
Тем не менее, реальная власть и влияние Европы в мире куда меньше, чем предполагает приблизительная оценка экономического и военного потенциала — по очень простой причине разобщенности. К примеру, проблемы ее вооруженных сил связаны не только с множественностью языков (с чем не было сложностей у Германского союза), но и с тем, что они пользуются разным оружием и имеют кадры разного качества и уровня подготовки, особенно если сравнивать, скажем, германскую и греческую армии или испанский и британский флот. Несмотря на многочисленные попытки НАТО стандартизировать вооруженные силы альянса, речь все еще идет о десятке отдельных армий, морских и воздушных флотов разной степени эффективности. Но даже эти проблемы меркнут на фоне политических разногласий, касающихся приоритетов оборонной и внешней политики Европы.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ: трудности взаимодействия между социалистическими и капиталистическими системами; различия в финансовых системах и платежеспособностях стран; медленный процесс выработки общий позиций по экономическим вопросам; наличие таможенных барьеров; проблемы конкурентоспособности с/х; угроза смены европейского экономического чуда и процветания периодом стагнации. Энергетический кризис 1979 года нанес по Европе сильный удар; отставание от Японии и США в высокотехнологичном производстве.
Таким образом, если рассматривать Европу (представленную прежде всего ЕЭС) как политико-силовое объединение в глобальной системе, самыми важными ПРОБЛЕМАМИ являются уже упомянутые: выработка эффективной единой оборонной политики для грядущего столетия, в эпоху, когда могут произойти значительные изменения в расстановке сил, и сохранение конкурентоспособности на фоне глобальных экономических вызовов, спровоцированных развитием новых технологий и появлением новых игроков на мировом рынке.






