НЕДОСТАТКИ:
- с/х самое слабое место; превращение из крупнейшего экспортёра зерна в крупнейшего импортера.
- демография: падение рождаемости, высокий уровень смертности, сокращение продолжительности жизни.
- стагнация промышленности.
- высокий уровень расходов на оборону.
- высокая доля импорта технологий извне.
- сильная зависимость от нефти и прочих энергоресурсов.
- закрытая бюрократическая, советская система управления.
СССР как сверхдержава стоит перед проблемой раздела ресурсов между:
1) нуждами военной сферы при четко формулируемых потребностях обеспечить безопасность страны,
2) растущими потребностями населения в качественных товарах и улучшении жилищных и трудовых условий, не говоря уже о повышении качества социального обслуживания, необходимого для решения проблем ухудшения здоровья населения и высокого уровня смертности,
3) потребностями сельского хозяйства и промышленности в капиталовложениях для модернизации экономики, увеличения производительности и возможности конкурировать с мировыми лидерами, а также, в долгосрочной перспективе, для решения как оборонных, так и социальных задач страны.
Ядерный арсенал каждой из сверхдержав сохраняется, но он, ни на что не годен, поскольку его применение противоречит древнему постулату о том, что в войне, как и во многом другом, важен баланс целей и средств (при условии не использования, конечно).
США: проблема лидерства в относительном упадке
Главная проблема, стоящая перед страной: достичь приемлемого баланса между военно-стратегическими требованиями безопасности и имеющимися средствами для выполнения взятых на себя обязательств и удержать технологическую и экономическую базу своего влияния от относительной эрозии из-за постоянно меняющихся моделей мирового производства.
Все зарубежные интересы США в свое время обусловливались очень вескими, как казалось на тот момент, (и зачастую очень обременительными) соображениями, и большинство причин американского присутствия по-прежнему актуальны; более того, интересы страны в некоторых частях земного шара могут сегодня представляться политикам в Вашингтоне даже более значительными, чем несколько десятилетий назад.
ИНТЕРЕСЫ США:
Ближний восток. В этом регионе находится огромная часть мировых запасов нефти; он кажется очень восприимчивым (по крайне относительно него мощное организованное лобби внутри страны требует решительной иоддержкй изолированного, но эффективного в военном плане Израиля; в нем арабские страны условно прозападной ориентации (Египет, Саудовская Аравия, Иордания, ОАЭ) находятся под давлением со стороны собственных исламских фундаменталистов и внешних противников, таких как Ливия; и в нем все арабские государства, независимо от их соперничества, выступают против политики Израиля по отношению к палестинцам. Все перечисленное делает этот регион очень важным для Соединенных Штатов, но в то же время обескураживающе устойчивым перед любым стратегическим выбором. Вдобавок именно этот регион мира (по крайней мере в некоторых своих частях) наиболее склонен к войне. И наконец, в нем находится единственная территория, которую Советский Союз пытается завоевать с применением вооруженных сил, — Афганистан.
Латинская Америка. Угроза сворачивания программ западной помощи, ввод высоких тарифов и пошлин на импорт, политическая нестабильность региона.
Мексика. Проблема миграции и распространения наркотиков.
Восточная Азия. Здесь сосредоточена наибольшая доля населения мира; объем американской торговли со странами «тихоокеанского кольца» неуклонно нарастает; здесь расположены две будущие великие державы мира — Китай и Япония; Советский Союз непосредственно и (через Вьетнам) косвенно тоже присутствует в этом регионе. Нельзя забывать и о недавно вставших на путь индустриализации азиатских странах, о тех шатких квазидемократиях, которые, с одной стороны, с энтузиазмом приняли капиталистическую этику невмешательства, а с другой — уже конкурируют с американскими производителями в самых разных отраслях, от текстиля до электроники. Кроме того, именно на Восточную Азию приходятся многие из американских военных обязательств, в основном раннего этапа холодной войны.
Европа. НАТО и безопасность региона.
ВОЕННАЯ ПОЛИТИКА. Здесь актуален вопрос о бюджетных ограничениях: без ухудшения внешних обстоятельств добиться увеличения национальных расходов на оборону существенно выше 7,5 % ВНП было бы невероятным политическим достижением, тем более что из-за дефицита федерального бюджета необходимость достижения баланса правительственных расходов становится главным приоритетом государства. Однако если произойдет замедление или даже перерыв в наращивании расходов на оборону, то Пентагон окажется перед чрезвычайно острой проблемой. Второй вопрос - это само разнообразие возможных военных ситуаций, к которым приходится готовиться такой глобальной сверхдержаве, как США, причем все они предъявляют разные требования к вооруженным силам и необходимому оружию.
ЭКОНОМИКА. В описываемый период происходит спад промышленного производства во всех отраслях, широкий ассортимент продуктов в мире ведет к снижению цен на с\х продукцию и американский экспорт продуктов питания. Всплеск протекционистских настроений во многих секторах американской экономики, среди предпринимателей, профсоюзов, фермеров и их конгрессменов. Благодаря буму в секторе услуг США в последние десять лет создают новые рабочие места быстрее, чем за всю свою историю в мирное время, и, безусловно, гораздо активнее, чем Западная Европа. Стремительно увеличивается государственный долг, превращая США из крупнейшего кредитора в должника.






