Определение требуемого количества лифтов в здании

Механизм расчета количества лифтов, требуемого в здании, описывается пособием к СНиП 2.08.02-85 «Пособие по проектированию общественных зданий и сооружений», а именно приложением 2 «Методические основы расчета пассажирского вертикального транспорта (лифтов)».

Следует отметить, что расчеты требуемого количества лифтов в здании бывают двух типов. Метод расчета на основе теории вероятности был разработан достаточно давно, и он с определенной точностью позволяет для жилых и офисных зданий выполнить оценку необходимого количества лифтов, их грузоподъемности и скорости. Этот метод и изложен в указанном пособии к СНиП. Достоинством метода является его универсальность – по заданным формулам выполнить такой расчет можно в любом случае. Этот расчет дает неплохие результаты, во всяком случае, это лучше, чем вообще отсутствие каких-либо расчетов. Недостаток состоит в том, что данный метод совершенно не учитывает современных разработок в этой отрасли. В связи с этим ведущие мировые производители для определения требуемого количества лифтов в здании используют методы имитационного моделирования.

При имитационном моделировании строится виртуальная модель здания, населенного определенным количеством людей. В модели задается лифтовая группа с конкретными параметрами. После этого группа работает определенный отрезок времени, например, 6 часов. За этот период собирается статистика, при анализе которой можно сделать вывод о процессах, происходящих с лифтами. При достаточно точном описании объекта этот метод дает очень хорошие результаты – можно оценить эффективность различных систем управления и других подобных решений, чего абсолютно невозможно сделать при расчетах на основе теории вероятности (данный метод подразумевает применение лишь собирательной схемы управления). Кроме того, расчет на основе теории вероятности ведется только на «утренний пик» – подразумевается, что в офисном здании люди собираются с утра на главном посадочном этаже и вероятность попадания лифта на тот или иной этаж зависит от количества работающих на данном этаже. Однако такая ситуация возникает далеко не всегда. В здании могут быть сложные параметры траффика, такие, как ланч-тайм, когда люди с разных этажей перемещаются на определенные этажи, либо в здании располагаются на разных этажах помещения одного арендатора, у которого межэтажный траффик может быть очень значительным, и т. д. Имитационные модели позволяют задавать подобные параметры и оценивать решения с их учетом.

С точки зрения напряженности пассажиропотока здания можно разделить по функциональному назначению. Самыми напряженными в этом аспекте являются офисные здания, где пассажиропоток в лифтах обычно очень большой, причем офисы, принадлежащие одному арендатору, в этом плане сложнее офисов, которые сдаются по этажам, из-за большого межэтажного траффика. Достаточно сложным случаем являются учебные здания – здесь возможна ситуация, когда по звонку к лифтам одновременно придет большая часть учащихся. Менее сложными являются гостиницы. Наименее сложные в этом аспекте – жилые здания. В них, по сравнению с аналогичным офисным зданием, находится меньшее количество людей, и требования к необходимой провозной способности и времени ожидания гораздо ниже. В жилом здании человек психологически может ждать лифт дольше. Если нормативом для офисного здания высокого класса является время ожидания 30 с, то для жилого это время может составлять 60–80 с.

Следует отметить, что процесс оценки требуемого количества лифтов начинается при разработке самой концепции здания. Очень часто бывает так, что архитектор предусматривает какое-то место для размещения лифтов, проект уходит к конструкторам, другим смежникам. К инженерам по лифтовому оборудованию попадает уже в достаточной степени проработанный проект, в котором, однако, совершенно недостаточно лифтов. Существенно изменить проект уже невозможно, приходится искать компромиссное решение, которое не может в полной мере удовлетворить потребности здания. Поэтому, как только разработана основная концепция здания, известны объемы и высоты, следует определять требуемое количество шахт лифтов.

Есть очень грубый метод для определения требуемого количества лифтов в офисных зданиях. Он не дает точных результатов, тем не менее, лучше использовать хотя бы его, чем вообще ничего не считать (известны примеры проектов, в которых на 28-этажное офисное здание предусматривалось всего четыре пассажирских лифта). Суть метода состоит в том, что количество человек, находящихся в здании, делится на 250, количество этажей в здании делится на 3 и из двух полученных цифр выбирается наибольшая – это и будет искомое количество лифтов.

Энергосбережение

Энергосберегающие мероприятия систем вертикального транспорта – отдельная большая тема, к которой мы еще планируем вернуться. Здесь отметим два из них. Первое – использование систем управления, за счет которых снижается количество вызовов и количество поездок. Второе – использование массы лифта и массы противовеса для выработки энергии – при движении нагруженной кабины вниз или пустой кабины вверх появляется возможность за счет разбалансирования системы вырабатывать электроэнергию. Эта энергия потребляется самими же лифтами, что позволяет существенно сократить ее затраты.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: