Зовите меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение

что прекрасный ландшафт имеет такое воспитательное значение на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога, что день, проведенный среди рощ и полей… стоит многих недель, проведенных на учебной скамье.

К.Д. Ушинский

В условиях рыночной экономики широкие слои населения, в том числе подростки и молодежь, оказались неготовыми к восприятию коренных изменений, происходящих в государственной и обществен­ной жизни, к трудностям социальной сферы. Результатом этого оказались апатия, нигилизм, безответственность и агрессивность, цинизм и индивидуализм, духовная опустошенность, низкая культура, а в конечном итоге — падение гражданственности и патриотизма, резкий поворот в противоположную сторону от отечественной культуры и истории, утеря нравственного ориентира в жизни подрастающего поколения.

Такие извечные традиции российского воинства, как патриотизм, коллективизм, порядочность, самодисциплина, верность присяге, священному воинскому долгу по защите Отечества, которыми по праву дорожили наши отцы и деды, прошагавшие огненными дорогами Великой Отечественной, сейчас лишены смысла.

С полной свободой пришли и проблемы, о которых мы раньше слышали как о чуждых нам проблемах «загнивающего Запада». Привычными становятся такие понятия, как детский алкоголизм, наркомания, проституция. На улицах городов появились малолетние попрошайки, беспризорники, так называемые «генералы песчаных карьеров». Особую тревогу вызывает тенденция повышения криминальной активности несовершеннолетних, которая в 3 раза выше, чем у взрослых. За последние 5 лет число преступлений, совершенных в состоянии опьянения, увеличилось на 65%. Значительная доля тяжких преступлений принадлежит несовершеннолетним.

Патриотическое воспитание молодежи невозможно без привлечения ее к решению социально значимых задач. Одним из основных направлений патриотического воспитания является привлечение молодежи к уходу за воинскими мемориалами, братскими захоронениями и памятниками военной истории, находящимися в горно-лесистых труднодоступных местах. И здесь неоценимую помощь окажет некогда самый массовый и популярный вид спорта и отдыха – туризм.

Туризм – это спорт, учеба, отдых и здоровье. Туризм способствует воспитанию любознательности, волевых качеств. Знакомство с новыми местами, природой, встречи с интересными людьми обогащают человека. Походная жизнь развивает наблюдательность, сообразительность, смелость, решительность, самостоятельность. Многие видные политические деятели, деятели науки и культуры связывают свой отдых с туризмом.

Главное, многое узнав и увидев, крепче любишь свой край, свою землю и учишься ее защищать. Это доказали, например, туристы-горники на Кавказе в годы Великой Отечественной войны и туристы, пополняющие отряды Министерства по чрезвычайным ситуациям (МЧС).

Представители эпохи Возрождения М. Монтень, Т. Мор, Ф. Рабле видели в путешествиях средство физического воспитания молодежи. Педагоги Западной Европы XVIII века рассматривали путешествия как способ развития необходимейших умений и навыков. Ж.–Ж. Руссо видел в походах средство патриотического воспитания и укрепления здоровья.

В России туризм, в том числе и военный, начинает новый этап развития под девизом «За Духовность, Спорт, Природу». Он имеет два весьма значительных достоинства для здорового образа жизни:

1. Способствует улучшению здоровья: повышению физической подготовки, увеличению работоспособности, тренировке и совершенствованию нервной системы, развитию силы воли и настойчивости, умению владеть эмоциями в любых экстремальных ситуациях и др.

2. Отвлекает молодых людей от вредных привычек (курение, употребление спиртных напитков, употребление наркотиков, токсикомания и т.д.).

Кроме того, это самый дешевый и эффективный, особенно для незащищенных слоев населения, способ решения проблемы отдыха и здорового образа жизни.

Туриада «Дорогами славы» поможет результативно работать и с педагогически запущенными молодыми людьми. Опыт показывает, что стоит включить таких ребят в интересную для них деятельность, основанную на здоровых нравственных отношениях, как многие подростки перестают быть «трудными». Эффективным средством перевоспитания «трудных» ребят, приобщения их к общественной работе является туризм, походы по родному краю. Надо навсегда покончить с порочной (там, где она осталась) практикой – брать в поход только «правильных» подопечных. В походах, путешествиях проходят проверку и закалку такие морально-волевые качества, как честность, скромность, самопожертвование, организованность и дисциплинированность, дружба и товарищество, ответственность, смелость и решительность, отзывчивость и доброта, трудолюбие и чувство коллективизма.

Недаром выдающиеся русские педагоги А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинский широко использовали туризм в своей практике. Туризм, являясь деятельностью, позволяющей удовлетворить личность с любым уровнем физических и интеллектуальных способностей, доступен и «трудному» подростку. Здесь подросток сравнительно легко может утвердить себя перед коллективом отряда или учебной группы. Для многих ребят интересный и в то же время трудный поход в ходе акции «Дорогами славы» с продуманным маршрутом по местам боев, памятным местам родного края может стать первым шагом на пути к нравственному выздоровлению.

Цели и задачи

Цели:

· гражданское и патриотической воспитание молодежи на героических воинских и трудовых традициях русского народа, воспитание духовных и волевых качеств, необходимых для развития полноценного гражданина российского общества, достойного защитника Отечества;

· установка и приведение в образцовый порядок мемориальных знаков, памятников и обелисков в честь ратных подвигов защитников Отечества;

· оказание помощи ветеранам войны и труда, семьям погибших воинов, сбор документов и реликвий о мужестве и героизме защитников нашей Родины, тружениках тыла, о боевом пути воинских частей и соединений;

· развитие у молодежи любознательности, наблюдательности, сообразительности, смелости, решительности и самостоятельности;

· углубление и практическое закрепление знаний и умений, навыков действий в экстремальных и чрезвычайных ситуациях природного характера;

· совершенствование физических качеств, укрепление здоровья путем проведения походов, военно-спортивных игр и соревнований.

Задачи:

· привлечение негосударственных структур, общественных молодежных объединений и граждан к эффективному участию в молодежном патриотическом движении;

· уход за памятниками, обелисками, обустройство территорий, исторически связанных с подвигами россиян при защите Отечества;

· формирование позитивного мнения в молодежной среде о системе работы военно-патриотических организаций по воспитанию гражданственности и патриотизма и результатах ее деятельности;

· изучение истории родного края, знакомство с деятельностью знаменитых людей, их достижениями;

· организация свободного времени и занятости подростков, противодействие втягиванию подростков в преступные группировки, ограждения от влияния улицы.

· популяризация военного туризма, развитие спортивно-прикладных навыков;

· формирование навыков действий в экстремальных ситуациях природного характера;

· проведение военно-спортивных соревнований и игр.

Руководство

Общее руководство подготовкой и проведением Туриады осуществляет комитет по делам молодежи Краснодарского края.

Непосредственное проведение мероприятий Туриады возлагается на оргкомитет из представителей комитета по делам молодежи Краснодарского края и ГУ КК «Краснодарский краевой центр военно-патриотической, поисковой работы и допризывной подготовки молодежи».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: